Советский снегоболотоход ЗИЛ-4904, описание и особенности

Машина ЗИЛ-4904

ЗИЛ-4904 представляет собой винтовую машину, которая является сухопутным или амфибийным транспортным средством, предназначенным для преодоления сложных грязе-болотных или снежно-ледяных условий. Именно ЗИЛ-4904 стал самым крупным снегоболотоходом в истории. Машина была построена в 1972 году.

Рассмотрим более подробно советский снегоболотоход ЗИЛ-4904, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию машины.

История создания

Принцип поступательного движения, основанного на вращении винта, известен издревле, а первые работоспособные экземпляры «шнекоходов» появились еще в XIX веке, в разгар научно-технической революции. Современному обывателю проще всего привести аналогию с мясорубкой.

Остался у вас где-то в хозяйстве этот стальной памятник советской легкой промышленности? Вот эта штуковина, которая в его недрах превращала мясо в фарш, и есть шнек. Если по-научному, то «стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси». Изобретен как таковой он был еще Архимедом для его водоподъемной машины.

Как только начал развиваться моторизованный транспорт, стало понятно, что и колесо, и гусеница — это, как ни изощряйся, далеко не всегда гарантия попадания из точки А в точку В, потому что между точками может быть совершеннейший ад. Который, кстати, и авиации не всегда под силу — ввиду погодных условий.

Советский снегоболотоход ЗИЛ-4904

Один из ярких примеров раннего шнекохода, о котором сохранились фото- и видеосвидетельства — Fordson Snow Machine, построенный в 1929 году. Но придумали шнекоход гораздо раньше: патент на изобретение транспортного средства, где в качестве движителя используется пара винтов Архимеда, полученный Якобом Моратом, датирован 1868 годом.

Первый российский опыт создания подобного транспорта относят к 1900 году, когда Ф. Дергинт получил патент на сани с винтом-шнеком. В Советском Союзе «шнекоходостроением» занимались в Политехническом институте в Горьком, а также на ЗиЛе, точнее — в специальном конструкторском бюро, которым руководил Виталий Андреевич Грачев. Легендарное СКБ Грачева на протяжении многих лет создавало уникальные вездеходы — колесные, гусеничные и шнекороторные. Герой нашей фотосессии и рассказа — ЗИЛ-4904, самый крупный зиловский шнекороторный снегоболотоход, также известный под заводским обозначением ПЭУ-3.

Правильное название этого чуда действительно звучит как «шнекороторный снегоболотоход». Испытатели же называли такие машины гораздо короче — «шнек». Сейчас машина, которую вы видите на этих снимках, принадлежит Государственному военно-техническому музею, здесь она обрела свое постоянное пристанище. Это уникальный образец, построенный в единственном экземпляре. Работа над ним велась под руководством конструктора А. П. Селезнева и была завершена в 1972 году.

ЗИЛ-4904 виделся создателям как вершина модельного ряда, машины которого должны использоваться поисково-спасательными службами, геологами, нефтяниками, исследователям Крайнего Севера — всеми, кто имеет дело с тотальным бездорожьем.

Особенности конструкции ЗИЛ-4904

ЗИЛ-4904 – это типичная амфибия. Но на первый взгляд кажется, что огромные шнеки сразу утянут машину на дно. Только советские конструкторы все предусмотрели – они полые внутри и сделаны из легкого металла. Это алюминиевый сплав марки Амг-61.

Металл обладает уникальным сочетанием легкости и прочности. Конечно, передвигаться шнекоходу по твердым покрытиям нежелательно, особенно по асфальту. Но техника такого типа для дорог общего пользования и не предназначена. Она просто уничтожит покрытие.

Вид сбоку

Шнеки на ЗИЛ-4904 имели длину в 6 метров каждый, при диаметре в полтора.

В качестве силового агрегаты были взяты штатные моторы от военного грузовика Урал. Это ЗИЛ-375 – V-образные двигатели с рабочим объемом 7 литров, развивающий 180 л. с. каждый.

Так как снегоболотоход предполагалось в основном использовать в условиях северных широт, моторы штатно комплектовались предпусковыми подогревателями – пускачами, как их называли, заводящимися с веревочного стартера.

Для отдачи крутящего момента на шнеки использовалась трансмиссия оригинальной конструкции. Две бортовые передачи отвечали каждая за свой винт.

Поворачивал ЗИЛ-4904 за счет системы рычагов. Водитель, управляя техникой, подтормаживал один из бортов. Маневренность снегоболотохода впечатляла – он мог двигаться даже в бок и разворачиваться на месте.

Так как ЗИЛ-4904 был амфибией, кузов пришлось делать из разных материалов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, а водонепроницаемый корпус – из стали. На всякий случай конструкторы установили систему откачки воды.

Снегоболотоход получился внушительным – его снаряженная масса составляла более 7 тонн. Грузоподъемность тоже впечатляла – 2,5 т.

Создавая технику такого типа, конструкторы отдавали себе отчет, что добиться высокой скорости передвижения вряд ли удастся. Да это и не нужно – ЗИЛ-4904 предназначен для преодоления самых труднодоступных участков пути и транспортировки грузов там, где даже гусеничная техника не могла проехать.

Вид сзади

Но для шнекохода скоростные характеристики ЗИЛ-4904 впечатляли:

  • На суше он разгонялся до 16 км/ч.
  • 10,5 км/ч по воде.
  • 7,5 км/ч в болотах.

По факту технику могла остановить только горная местность, в других случаях она передвигалась легко, невзирая на рельеф.

Если сравнивать ЗИЛ с самыми популярными гусеничными вездеходами или техникой на воздушной подушке, то шнекоход с легкостью проходит там, где они пасуют. Металлические винты не боятся бурелома и траншей. Что касается грязи – то чем ее больше, тем лучше. Технике нужен только зацеп и она пройдет почти везде.

Технические характеристики ЗИЛ-4904

Главным элементом конструкции ЗИЛ-4904 являются 2 шнека. Они изготовлены из алюминиевого сплава марки Амг-61, имеют 6 м в длину и 1,5 м в диаметре. Так как они полые внутри, то сохраняют плавучесть на воде.

Каждый из шнеков приводился в движение собственным мотором ЗИЛ-375 V-8 мощностью 180 л.с. Этого достаточно, чтобы ехать по болоту на скорости 7,3 км/ч, по воде – 10,5 км/ч, по снегу – 16 км/ч. Максимальная скорость по грунту составляла 30 км/час.

Масса и габариты:

  • масса вездехода – 7 т;
  • грузоподъемность – 2,5 т;
  • длина – 8 м;
  • ширина – 3,6 м;
  • высота – 3,5 м.

Эксплуатация и дальнейшая судьба ЗИЛ-4904

Специальная машина ПЭУ-3 прошла испытания в двух конфигурациях и показала свои возможности в самых разных условиях при решении разнообразных задач. Был собран большой объем данных, позволявших провести анализ и вынести окончательное решение о дальнейшей судьбе любопытной разработки. Авторы проекта и представители военно-воздушных сил, которым в будущем, возможно, пришлось бы эксплуатировать такую технику, решили отказаться от дальнейшего развития имеющегося проекта.

Эксплуатация ЗИЛ-4904

Действительно, ЗИЛ-4904 показывал самые высокие характеристики подвижности и проходимости на самых сложных местностях и оставлял всех конкурентов далеко позади себя. Он мог добираться до удаленных районов и вывозить космонавтов из таких мест, куда бы не смогли попасть другие вездеходы существующих типов. Однако у машины имелись характерные недостатки, затруднявшие ее использование в качестве поисково-эвакуационной установки.

Вездеход ПЭУ-3 имел длину более 8 м и ширину свыше 3 м, а также весил почти 7 т. Для его транспортировки по дорогам общего пользования требовался специальный прицеп, а перевозка самолетами или вертолетами военно-транспортной авиации исключалась из-за чрезмерных габаритов. Таким образом, поисково-спасательная служба ВВС, используя имеющиеся и перспективные образцы техники, не смогла бы в кратчайшие сроки доставить вездеход к месту работы. Существующие машины семейства ПЭУ-1, в отличие от шнекохода, имели достаточную мобильность и потому не могли уступить свое место новой ПЭУ-3. Следует отметить, что с похожими проблемами за несколько лет до этого столкнулся колесный вездеход ПЭУ-2. Он мог перевозить и спасателей с космонавтами, и спускаемый аппарат, но при этом был слишком большим и тяжелым для перевозки по воздуху.

По результатам испытаний снегоболотохода ПЭУ-3 заказчик и разработчик сделали несколько главных выводов. Они признали, что такая техника действительно имеет большие перспективы и может представлять интерес в контексте поисковых работ. Одновременно с этим было установлено, что новый образец такого рода – если и будет разрабатываться – должен создаваться с учетом возможностей военно-транспортной авиации.

Вскоре после завершения испытаний ЗИЛ-4904 было принято решение о создании нового вездехода с роторно-винтовым движителем, соответствующего новым требованиям. Результатом новых работ через несколько лет стали машины ЗИЛ-2906 и ЗИЛ-29061. Эта техника, пройдя все требуемые проверки, была принята на снабжение в составе поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490. Благодаря малым габаритам и весу, новый шнекоход мог перевозиться не только самолетами или вертолетами, но и колесным вездеходом ЗИЛ-4906 с подъемным краном и ложементом. До места работы ЗИЛ-2906 должен был добираться именно на площадке грузового вездехода.

Машина в воде

Решение об отказе от вездехода ЗИЛ-4904 / ПЭУ-3 было принято в конце 1978 года. Интереснейшую, но бесперспективную машину вместе со специальным транспортным прицепом вернули в Москву на завод-изготовитель. В течение многих лет она простаивала без дела, и затем отправилась в музей. В настоящее время шнекоход в конфигурации грузовика находится в Государственном военно-техническом музее (с. Ивановское, Московская область), где демонстрируется вместе с рядом других разработок СКБ ЗИЛ.

Шнекороторный снегоболотоход ПЭУ-3 создавался с учетом будущего практического применения сразу в двух ролях. Испытания показали, что эта машина способна решать возложенные задачи, но при этом имеет ряд характерных проблем, мешающих полноценной работе. Исправлять выявленные недостатки предлагалось в рамках нового проекта. С учетом накопленного опыта были созданы вездеходы ЗИЛ-2906 и ЗИЛ-29061. Они поступили на службу и до сих пор остаются в эксплуатации, обеспечивая своевременную эвакуацию приземлившихся космонавтов.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: