В годы существования СССР для представительного класса автомобили производились заводом имени Лихачева. Во времена правления Сталина – это были тяжелые и бронированные лимузины ЗиС.
В хрущевские времена использовался более легкий лимузин ЗиЛ-111, выполненный в «аэрокосмическом» дизайне. Затем, во времена Брежнева, использовался новый, не имеющий аналогов в США, лимузин ЗиЛ-114. Завершением данной линейки автомобилей стал герой данной статьи – последний лимузин ЗиЛ-4104, который пришел на замену предыдущим автомобилям в 1978 году.
История создания
К середине 70-х годов 20 века СССР был на вершине своего могущества и влияния. США ушли из Вьетнама, арабы и африканцы вроде бы учились воевать с западными империалистами. Просоветская Индия взорвала атомный заряд и выбила Пакистан из Бангладеш. Мир менялся и с ним менялась мода, включая автомобильную. ЗИЛ-114 и его модификации были хороши, но хотелось не отставать от моды. Лидеры великой страны должны были ездить на машине достойного их статуса. Заодно был бы создан бронированный лимузин. После смерти Сталина у нас их не выпускали. Но стало ясно, что он нужен. С конца 60-х в СССР снова проявился терроризм, было забытый еще при жизни Феликса Дзержинского. А конструкция ЗИЛ-114 не позволяла установить необходимую броню.
И с 1974г. было начато создание нового правительственного лимузина. Изначально хотели его поставить на конвейер в 1977-ом, к 60 летнему юбилею Октябрьской революции. Но не успели – производство наладили в 1978г. Разработан он был самостоятельно советскими специалистами за вычетом дизайна – к нему привлекли британскую фирму Carso.
По роскоши и удобству для пассажиров на задних рядах он догнал Roll-Royse и превзошел американские лимузины. Одновременно, как будто в мире не было нефтяного кризиса, он стал самым длинным легковым автомобилем из выпускаемых тогда. Вес в снаряженном состоянии был 3, 335 т. Но благодаря бензиновому двигателю V8 в 315 л. с и объемом 7, 695 л3 он мог достигать скорости в 190 км/ч. Расход топлива – 22 л/100 км. Машина имела бак объемом 120 литров, в который лили АИ-95, бывший тогда только для машин Гаража Особого Назначения (ГОН). И выдавали его только на правительственных заправках, под названием сорт «Экстра».
Детонация была исключена особенностями конструкции двигателя. Мощная и тяжелая рама вместе с подвеской обеспечили практически невозможность переворота машины. Подвеска обеспечила, также, чрезвычайную плавность хода и отсутствие «клевков» при торможении.
Тормоза впервые в Советском Союзе были не только дисковыми, но и вентилируемые на всех колесах. Системы зажигания была дублирована.
ЗИЛы из семейства ЗИЛ-4104 в экспозиции музея завода ЗИЛ в Москве. Индексы модификаций можно увидеть на табличках, на месте номерных знаков.
Изначально его появление было засекречено. Машины имели шильдики ЗИЛ-115. И лишь в 1983 г. было признано его существование. Тогда же был произведен первый его рестайлинг – ЗИЛ-41045, а в 1986г. следующий — ЗИЛ-41047. Существование последнего признали лишь в начале 90-х. Но отличались эти машины лишь внешне. Бронированную версию же (ЗИЛ-4105) запустили на конвейер в 1983г. На тот момент она была самой защищенной из аналогичных автомобилей скрытого бронирования. Машину делали вокруг бронекапсулы производства Курганского машиностроительного завода. Это принципиально отличала его от большинства иностранных аналогов.
Такая технология была возможна лишь в случае мелкосерийного стапельного производства, свойственного именно лимузинам ЗИЛ. От конвейерного там отказались после смерти Сталина. Но именно такое решение обеспечило самую высокую степень защищенности на то время, включая защиту от противотанковых мин. Внешне и конструкцией основных узлов и агрегатов он не отличался от своих стандартных собратьев.
В настоящее время машины данного семейства практически не используется по изначальному предназначению. Последний серийный ЗИЛ-41047 был сделан в 2002 году для президента Казахстана Н. А. Назарбаева.
Описание конструкции лимузина ЗИЛ-4104
Автомобиль имел кузов типа «лимузин», специальной звуконепроницаемой перегородкой его семиместный салон делился на две абсолютно независимые части. Один из рядов сидений откидывался к разделительной перегородке, что позволяло значительно увеличить свободное пространство для пассажиров.
Салон автомобиля оборудовался всеми существующими на тот момент видами мультимедийной техники: здесь был и радиоприемник всеволнового диапазона, и магнитофон, а по периметру были установлены шесть динамиков. Каждая часть салона имела собственную систему отопления и кондиционирования. Машина имела стекла типа «триплекс» с электрическими стеклоподъемниками. Интерьер каждого автомобиля выполнялся индивидуально, в соответствии с пожеланиями заказчика.
Абсолютно все детали кузова ЗИЛ-4104 изготавливались и подгонялись вручную, кузов затем покрывался 10-15 слоями краски, причем каждый из них сушился и полировался.
Автомобиль оснащался бензиновым V-образным двигателем с восьмью цилиндрами. Его мощность составляла 315 л. с.
Трансмиссия ЗИЛ-4104 автоматическая с трехступенчатой КПП и гидротрансформатором.
Передняя подвеска автомобиля независимая со стержнями-торсионами в качестве упругих элементов. Задняя является зависимой с традиционными рессорами. Автомобиль оснащался вентилируемыми дисковыми тормозами на всех колесах.
Устройство и технические характеристики ЗиЛ-4104
Технические характеристики:
- Вместимость — 7 человек;
- Длина — 6,3 метра;
- Ширина — 2,1 метра;
- Высота — 1,5 метра;
- Колесная база — 3,88 метра;
- Клиренс — 17 сантиметров;
- Вес — 3,9 тонны;
- Двигатель — карбюраторный;
- Объем силового агрегата — 7,7 литров;
- Мощность силовой установки — 315 лошадиных сил при 4-4,6 тысячах оборотах;
- Коробка передач — автоматическая;
- Максимальная скорость — 190 км/ч;
- Разгон до 100 км/ч — 13 секунд;
- Средний расход топлива — 22 литра на 100 км;
- Объем бака — 120 литров.
Закрытый цельнометаллический кузов оснащен четырьмя дверьми. Рассчитан на перевозку семерых человек. Задний и передний ряды отделены друг от друга стенкой со стеклянной перегородкой. Средние сиденья можно откидывать назад. Комфортные условия достигаются за счет систем кондиционирования, отопления, вентиляции. Дополнительным элементом считается всеволновой стереофонический радиоприемник, а также электрические стеклоподъемники. Для участия в парадах и праздниках разработали модификацию открытого типа (41044).
Двигатель
Силовая установка питается бензином, оснащена восемью цилиндрами, расположенными в V-образной форме. При 4-4,6 тысячах оборотах достигается максимальная мощность в 315 лошадиных сил. Для понижения массы транспорта головка и блок цилиндров делаются из прочного алюминия. В каждом блоке есть по одному верхнему распредвалу, которые работают за счет двухрядной роликовой цепи. Каждый цилиндр имеет два клапана с гидрокомпенсаторами зазоров.
Двигатель ЗиЛ-4104 работает вместе с четырехкамерным карбюратором и двумя электрическими бензонасосами. Есть два масляных радиатора. Один работает от системы охлаждения автомобиля, другой — от воздушного охлаждения. Для системы зажигания выбран транзисторный тип.
АКПП
Автоматическая коробка передач дополнена гидротрансформатором и имеет три передачи. Для смены ступеней используется селекторный переключатель, расположенный между передними сиденьями. В конструкции КПП имеется механический стопор, позволяющий удерживать машину на спуске.
Деактивируется автоматически при начале движения. Два карданных вала разделены промежуточной опорой. Задний мост представляет собой неразрезную штампованно-сварную балку. Главная передача гипоидного типа имеет передаточное отношение 3,62 или 3,31. Для установки ступицы колес применены конические роликоподшипники.
Подвеска
Рама сварного типа состоит из штампованных лонжеронов и поперечин. Независимая передняя подвеска бесшкворненного типа установлена на поперечных рычагах. Мягкость и плавность движения достигнуты за счет упругих торсионов, которые помещены вдоль рамы. Для предотвращения колебаний и вибрации от неровностей дорожного покрытия в устройство включены телескопические амортизаторы. Задняя подвеска представлена продольными полуэллиптическими малолистовыми рессорами большой длины. Ширина одного листа — 7,5 сантиметров, а толщина — 8 миллиметров. Между листами находятся полиэтиленовые прокладки, которые также снижают колебания и вибрацию при передвижении по неровному покрытию. Конструкция рессор дополнена реактивными штангами. Сварные колеса имеют глубокий обод. Для соединения со ступицами используют С-шпильки. Бескамерные шины имеют размер 9,35-15.
Рулевой механизм состоит из двух основных частей:
- Винт с гайкой на циркулирующих шариках;
- Рейка с зубчатым сектором.
Передаточное отношение — 17,5. Для понижения усилия шофера на руль при поворотах внедрен гидроусилитель. Он питается от лопастного насоса, который помещен на носок коленчатого вала мотора. Положение рулевого колеса настраивается относительно позиции водителя.
Тормоза
Тормозная система представлена дисковыми механизмами на всех колесах. Она дополнена гидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазоров. В устройстве присутствует внутренняя система охлаждения. Состоит из двух контуров. Каждый контур оказывает воздействие на все колеса. В каждом контуре есть вакуумный усилитель, также им оснащен главный цилиндр. Стояночный тормоз представлен барабанным механизмом на задних колесах. Он активируется при помощи нажатия педали. После начала движения стояночный тормоз автоматически выключается.
Электрооборудование питается от 12-вольтной системы. Она работает за счет генератора, выдающего мощность в 1,15 кВт, и двух аккумуляторов (по 120 А.ч. каждый). Для улучшения освещения дороги в темное время суток или при плохих погодных условиях передние и противотуманные фары оснастили галогенными лампами.
Модификации представительского автомобиля ЗИЛ-4104
За период серийного производства были созданы следующие модификации автомобиля ЗИЛ-4104:
- ЗИЛ-4104. Базовая модификация машины, принятая в эксплуатацию в 1978 году;
- ЗИЛ-41041 Седан. Автомобиль сопровождения с укороченной базой и пятиместным кузовом типа седан. Выпуск машины начался в 1986 году, всего было изготовлено 26 экземпляров автомобиля;
- ЗИЛ-41042. Санитарный автомобиль с кузовом универсал, созданный на базе ЗИЛ-4104. Машина имела несколько удлиненный кузов и надстройку над медицинской частью салона. Задняя дверь состояла из двух половинок, верхняя из которых поднималась, а нижняя – откидывалась. Автомобиль вмещал в себя бригаду из трех медиков и одного лежачего больного. ЗИЛ-41042 окрашивался в черный цвет, чтобы не выделяться на фоне кортежа. Позже на базе модификаций ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 также были созданы медицинские версии;
- ЗИЛ-41043. Машина специальной правительственной связи с комплексом электронного оборудования и антенной, встроенной в крышу. Данная модификация производилась с 1980 по 1983 год;
- ЗИЛ-41044 Фаэтон был создан в 1981 году. От базовой модели он отличался укороченной базой, двумя дверьми, автоматически складывающимся верхом и рамками боковых стекол. В салоне отсутствовало правое сидение, а в его центре была установлена тумба. Кроме того, машина оборудовалась микрофоном и радиостанцией. Всего было изготовлено три автомобиля данной модификации, и до 2009 года они регулярно принимали участие в парадах. В настоящее время эти лимузины находятся на балансе российского военного ведомства;
- ЗИЛ-41045. Модификация машины, выпускавшаяся с 1983 по 1985 год. С приходом нового генсека дизайн главного автомобиля страны решили немного «освежить». От базовой модели она отличалась только косметически;
- ЗИЛ-41046. Автомобиль с системой специальной связи «Кавказ»;
- ЗИЛ-41047. Модификация лимузина, которая появилась в 1985 году после очередной смены высшего руководства страны. Как и в случае с ЗИЛ-41045 изменения коснулись только дизайна машины: формы передних и задних фар, радиаторной решетки, зеркал заднего вида. Двигатель ЗИЛ-41047 получил электронную систему зажигания, также была несколько уменьшена токсичность отработанных газов. Кроме того, автомобиль был оснащен 16-дюймовымии колесами и особыми шинами с конструкцией, позволяющей выдерживать до семи пулевых попаданий;
- ЗИЛ-41048. Модификация, оснащенная системой климат-контроля;
- ЗИЛ-41049. Автомобиль специальной связи, созданный на базе ЗИЛ-41047. Он предназначался для замены ЗИЛ-41046. Всего было изготовлено два экземпляра этого автомобиля;
- ЗИЛ-41072 «Скорпион». Модификация автомобиля, созданная для сотрудников охраны высших лиц государства. Машина имела широкие подножки, поручни на кузове и в салоне, а также люк и механизм мгновенного открытия заднего стекла. В салоне размещались поворотные кресла, удобные и для ведения стрельбы, и для наружного наблюдения.
ЗиЛ-4104 на службе
За время использования лимузинов ЗиЛ-4104 в Гараже Особого Назначения, этот автомобиль возил многих высокопоставленных лиц, и в первую очередь это были генеральные секретари ЦК КПСС. Первым генсеком, пересевшим на новый ЗИЛ, был Леонид Ильич Брежнев – начиная с 1978 и до конца своего нахождения в должности он передвигался на модели ЗиЛ-4104.
Следующие за Брежневым Ю.В.Андропов и К.У.Черненко ездили уже на обновленной версии лимузина ЗиЛ, носившей индекс 41045. Для пришедшего к власти в 1985 году Михаила Горбачева выпустили новую модификацию ЗИЛ-41047, на которой он проездил до ухода с поста главы государства.
Первый президент России Борис Ельцин первоначально также пользовался отечественным лимузином, это был бронированный ЗиЛ-41052, но позднее он сменил его на бронированный лимузин Mercedes-Benz Pullman выпущенный по спецзаказу на базе седана поколения W140.
Помимо генсеков, лимузины ЗиЛ-4104 развозили также различных важных чиновников, партработников, министров.
Также на них передвигалась и охрана, сопровождающая важных персон. Также ЗиЛ активно использовались на парадах.
Интересные факты
На появление новой линейки лимузинов ЗиЛ-4104 мог повлиять и новый генсек партии — Леонид Ильич Брежнев, который славился страстью к автомобилям, и к моменту вступления в должность имел большую коллекцию иностранных авто.
Интересный факт про кузовные панели лимузина ЗиЛ-4104 – их изготавливали с применением технологии оплавки свинцом: после сварки на них наплавляли слой свинцового сплава, который затем рихтовался специальным инструментом. В некоторых статьях пишут, что это делалось для защиты от радиоактивного излучения – но это лишь заблуждение, в действительности кузов оплавляли свинцом лишь для придания идеального внешнего вида поверхности и исключения дефектов.
Специально для Л.И.Брежнева салон лимузина ЗиЛ-4104 сделали с красным велюром и золочеными ручками. Для этого кузов авто даже вывозили в Англию, так как в СССР таких технологий не было. Но по большей своей части все салоны ЗиЛов были однотипные – это делалось для упрощения подмены авто на другой по каким-либо причинам. Так пассажиры вообще могли не заметить, что машина другая.
Примечательно, что парадная версия лимузина ЗиЛ-41044 окрашивалась только в серый цвет генеральской шинели. По воспоминаниям рабочих, генерал, принимавший машины, лично прикладывал рукав своей шинели к машине и сравнивал оттенок. Салон в парадном ЗиЛ был выполнен из желто-рыжей кожи — так решил министр обороны Д.Ф. Устинов.
Лимузин ЗиЛ-4104 верно прослужил стране Советов до самого ее заката, после чего был незаслуженно забыт – чиновники «нового» мира предпочитали зарубежные “Мерседесы” и “Ролс-Ройсы”, а не отечественные авто.
Но завод какое-то время продолжал выпуск лимузинов серии ЗиЛ-4104 для частных лиц, а в 2010 году уже наполовину пустующему заводу пришел заказ на новые правительственные кабриолеты для парадов – их собрали из оставшихся кузовов.
В 2013 году производство на заводе имели Лихачева остановилось окончательно. Сейчас завод практически полностью разрушен, но цех по сборке лимузинов сохранился и стал отдельной фирмой ООО «МСЦ-6 АМО ЗИЛ» — в нем продолжается сборка и ремонт лимузинов из оставшихся запчастей.
Хотелось бы верить, что производство правительственных автомобилей в нем возобновится, но скорее всего лимузины ЗиЛ скоро окончательно уйдут в историю, став еще одним памятником автомобилестроения безвозвратно ушедшей эпохи.