Учебный истребитель Як-7, подробный обзор

Самолет Як-7

До Великой Отечественной войны в конструкторском бюро Яковлева был создан истребитель Як-1. Затем его конструкция стала современнее, и на свет появился истребитель Як-3, который стал одним из лучших советских самолетов в своем классе.

Парадокс ситуации заключается в следующем, у лучших яковлевских истребителей был внутренний конкурент. Это самолет Як-7. На протяжении войны самолет выпускался параллельно с «основной линейкой». Причем использование Як-7 в качестве истребителя изначально вообще не предусматривалось. Самолет был создан, как учебный, для подготовки пилотов «настоящих» боевых машин, в том числе и истребителя Як-1.

История создания самолета

Истребитель ЯК-7 появился достаточно неожиданно. Сначала был создан учебный истребитель УТИ-26, который оказался настолько удачным, что даже не войдя в серийное производство, на его базе начали создавать новый боевой истребитель ЯК-7. Срочная переделка учебной машины понадобилась из-за того, что авиапарк СССР в первые годы войны был достаточно устаревшим, и советские истребители значительно уступали немецкой технике. Потребность в новом истребителе для фронта была настолько велика, что ЯК-7 был запущен в серийное производство, даже не пройдя государственных испытаний. Несмотря на это, истребитель ЯК-7 сразу же показал себя с наилучшей стороны.

Новый истребитель ЯК-7 изготавливался на подмосковном заводе в Химках. Именно здесь в 1941 году была создана первая партия боевых истребителей ЯК-7 в количестве 51 машины. Кроме завода в Химках, ЯК-7 изготавливали в Новосибирске и Горьком.

Новый самолет, в отличие от УТИ-26, который и так выгодно отличался от других моделей истребителей того времени, ЯК-7 отличался повышенными летными и боевыми характеристиками. Одним из главных преимуществ ЯК-7 является наличие особой моторамы, которую можно было с легкостью демонтировать. После этого на истребитель можно было установить другой мотор.

Учебный истребитель Як-7

ЯК-7 был весьма эффективным истребителем времен Второй Мировой войны, чему способствовали не только его выдающиеся летные характеристики, но и мощное вооружение:

  • Крупнокалиберная пушка, которая была рассчитана на производство 120 выстрелов;
  • 2 синхронных пулемета ШКАС, имеющие боезапас в 1 500 патронов;
  • 6 ракетных установок, предназначенных для запуска реактивных ракет типа РС-82.

Подобное вооружение было достаточно эффективным для борьбы с вражескими истребителями.

В отличие от предыдущих моделей истребителей, ЯК-7 имел дополнительную защиту пилота в виде бронированной спинки кресла. Стандартные топливные баки в данной модели были заменены на баки протектированного типа. Вторая кабина, которая досталась ЯК-7 в «наследство» от учебного самолета УТИ-26, переоборудовалась для перевозки грузов или пассажира. В течение всех лет, на протяжении которых выпускался истребитель ЯК-7, конструкторы постоянно модернизировали модель. В общем, было создано 18 различных модификаций ЯК-7. Всего было выпущено 6 399 самолетов ЯК-7 различных модификаций.

Особенности конструкции Як-7

Самолет Як-7 представлял собой одномоторный моноплан с нижним расположением крыла. Конструкция смешанная: каркас фюзеляжа сваривался из труб, изготовленных из «хромансила» (сталь с добавлением хрома, марганца и кремния), и обшивался фанерой и полотном. Капот двигателя и обтекатели – дюралюминиевые. Силовой набор крыла – полностью деревянный, обшивка – фанера и полотно.

Особенности конструкции

На съемной мотораме устанавливался 12-цилиндровый мотор М-105 конструкции Владимира Климова.

Як-7 оснащался модификацией М-105ПА, которая допускала установку в развале блоков цилиндров мотор-пушки. Также, в отличие от базовой модели, использовались беспоплавковые карбюраторы, допускавшие маневры с отрицательными перегрузками.

Наддув осуществлялся приводным центробежным нагнетателем. На поздних Як-7 устанавливали форсированный М-15ПФ – мощность мотора была повышена увеличением давления наддува.

Протектированные топливные баки находились в крыльях и под кабиной летчика. В ходе производства их дополнительно оснастили системой накачки инертными выхлопными газами. Маслорадиатор находился под двигателем, а радиатор системы охлаждения – под кабиной летчика.

Первые учебные Як-7 вооружались для тренировочных целей одним пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм. Боевые истребители получили второй пулемет и 20 мм пушку ШВАК в развале цилиндров. Боезапас каждого пулемета состояли из 750 патронов, пушка снаряжалась лентой на 120 снарядов. На поздних модификациях пулеметы заменили крупнокалиберными УБС с боекомплектом 140 и 260 патронов (для правого и левого соответственно).

Помимо стрелково-пушечного вооружения, истребитель мог нести 6 неуправляемых ракет РС-82. Поздние Як-7Б также могли нести две бомбы калибром до 100 кг.

В полете

Учебные самолеты имели две кабины со спаренным управлением.

На истребителях управление, разумеется, имел только пилот, но отсек за его кабиной сохранялся на протяжении всего производства. Это стало большим преимуществом Як-7, расширяющим его возможности.

Технические характеристики Як-7

Модификация   Як-7
Размах крыла, м   10.00
Длина, м   8.50
Высота, м   2.75
Площадь крыла, м2   17.15
Масса, кг
  пустого самолета   2477
  нормальная взлетная   2960
Тип двигателя   1 ПД М-105П
Мощность, л.с.   1 х 1050
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   471
  на высоте   560
Практическая дальность, км   643
Скороподъемность, м/мин   735
Практический потолок, м   9250
Экипаж   1
Вооружение:   одна 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов) и
  два 7.62-мм пулемета ШКА

Модификации

Историю модели ЯК-7 нужно начинать с первых прототипов УТИ-26, без которых не было бы этого выдающегося военного истребителя.

Первой моделью, с которой началось рождения ЯК-7, был УТИ-26-1, который имел двухместную кабину, и предназначался для учебно-тренировочной деятельности. Несмотря на то, что самолет считался учебным, он оснащался вооружением, в качестве которого использовались 2 пулемета ШКАС. Первый полет УТИ-26-1 состоялся еще до войны – 1июля 1940 года.

Следующей модификацией стал УТИ-26-2, который получил некоторые усовершенствование конструкции. Например, он получил новый стабилизатор и рули высоты. Первый полет модернизированного прототипа УТИ-26-2 состоялся 16 сентября 1940 года.

Эксплуатация самолета

Первой серийной модификацией ЯК-7 стал ЯК-7-УТИ, которых было выпущено 186 штук. Данный самолет также был учебным, хотя имел на вооружении пулемет ШКАС.

ЯК-7 –это серийный истребитель, который имел протектированные баки для горючего и бронеспинку кресла пилота. Вооружение данной модели сильно отличалось от ЯК-7-УТИ. Пулеметов теперь стало 2, а еще к ним добавилась пушка ШВАК и 6 реактивных снарядов. Всего было изготовлено 62 самолета данной модификации.

В конце 1941 года прошла испытание еще одна модель ЯК-7, которая кроме конструктивных доработок имела на вооружении три пушки ШВАК. Это был ЯК-7М. Несмотря на то, что испытания данной модели прошли в декабре 1941 года, в серию он так и не вышел.

  • ЯК-7М-82А являлся опытным образцом самолета. Его главными отличиями были: двигатель воздушного охлаждения звездообразного типа, автоматические предкрылки, наличие радиополукомпаса. В качестве вооружения на данной модификации использовались 2 пушки ШВАК и пулемет УБС.
  • ЯК-7-37 – достаточно интересная модель, которая оснащалась пушкой калибра 37 мм. В 1942 году было изготовлено 22 самолета данной модификации.
  • ЯК-7А являлся доработанной моделью, которая имела систему нейтрального газа, улучшенную аэродинамику и возможность нести в подвешенном состоянии 100 кг бомб. Данная модель выпускалась в 1942 году. Всего с конвейера сошли 277 подобных истребителей.
  • ЯК-7Б – самая популярная модель семейства ЯК-7. Всего было выпущено 5 120 подобных самолетов. В этой модели имелся новый двигатель (М-105ПА, а потом и М-105ПФ), радиостанция РСИ-4 и убирающееся хвостовое колесо. Данный самолет выпускался с апреля 1942, до июля 1944 года.

Кроме этих моделей, выпускалось еще множество различных модификаций, которые не вошли в серию. Например, ЯК7Б МПВО, ЯК-7В, ЯК-7Д, ЯК-7ДИ, ЯК-7ПД, ЯК-7Р и ЯК-7Л.

Достоинства и недостатки Як-7

Достоинства самолета:

  • большая площадь остекления кабины, что позволяет эффективно производить боевые маневры и контролировать положение врага;
  • отличные маневренные качества и на небольших высотах, а данные показатели имели только некоторые истребители;
  • высокие скоростные показатели;
  • боевая мощь, которая была представлена большим количеством вооружения, за счет этого данная машина поистине качественно справлялась с уничтожением вражеских самолетов;
  • несмотря на то, что самолет имел поршневой двигатель, он все же обеспечивал очень быстрый набор высоты; данная машина могла выполнять даже некоторые фигуры высшего пилотажа.

Недостатки истребителя:

  • Несмотря на мощное оружие, запас патронов был недостаточным, поэтому иногда во время боя наши пилоты оставались просто безоружными. Особенно остро данная проблема проявлялась при боях, которые велись далеко от своего аэродрома.
  • На машине была установлена броня средней толщины, что позволило снизить массу и увеличить скорость, но при этом самолет Як-7 стал более уязвим для огня противника.

Боевое применение Як-7

По изначальному, учебному назначению, «седьмые» использовали на протяжении всей Великой Отечественной Войны. И его вклад в победу, сделанный именно в этой роли, сложно переоценить – ведь долгое время других тренировочных «спарок» для летчиков-истребителей просто не было.

На стоянке

Однако «семерка» замечательно проявила себя и в «неожиданном» для нее качестве истребителя. Несмотря на то, что «валовые» истребители из-за низкого качества сборки поначалу уступали по характеристикам эталонным образцам, Як-7 оказался прост в управлении и эксплуатации, а также прославился живучестью.

А главное – отсек, оставшийся на месте кабины инструктора, можно было использовать как для размещения оборудования, вроде фотоаппарата, так и для перевозки людей. Например, техников во время перебазирования или для заброски кого-то за линию фронта.

Только в 1944 году Як-7 начали заменять на Як-9, при этом последние «семерки» произвели только в июле.

Учебные самолеты использовались и после войны. Помимо советских летчиков, на Як-7 летали и французы из эскадрильи «Нормандия-Неман».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: