Советский бомбардировщик Як-6, особенности и характеристика

Бомбардировщик Як-6

Самолет Як-6 был разработан на ОКБ Яковлева в 1942 году. Он считается непосредственным участником Второй мировой войны. Проектирование данного самолета проходило в двух вариантах: бомбардировочном и транспортном.

Конструкторы делали основной упор на простом управлении, дешевизне производства с минимальным применением металла, который был в дефиците в военное время.

Большинство самолетов Як-6 было построено в транспортном варианте. В Советском Союзе бомбардировщик Як-6 получил прозвище «Дугласенок» из-за маленьких размеров.

История создания Як-6

Решение о постройке специализированного ближнего ночного бомбардировщика было принято 26.04.1942. Проектирование и разработку аппарата поручили ОКБ Яковлева.

Учитывая военное положение страны, разработка будущего Як-6 шла ускоренными темпами. Уже в июле 1942 г. в частичной готовности находились первые два экземпляра: транспортный был готов на 75 %, бомбардировочный – на 25%. Экспериментальные машины выпустил завод № 47 в Оренбурге. Заводские испытания транспортного Як-6 продлились с августа по сентябрь 1942 г. Ему дали высокую оценку в плане управляемости и рекомендовали к эксплуатации.

Недостатков на аппарате было выявлено немного, их сочли как несущественные и сразу отправили машину в Москву на госиспытания. Государственная комиссия ВВС СССР выявила намного больше погрешностей в работе транспортного Як-6. Согласно заключению самолет обладал недостаточной продольной и поперечной устойчивостью, крайне малой была нагрузка на рычаг управления, что мешало летчику оценивать ситуацию в воздухе. Ночью эксплуатировать машину было нельзя, поскольку приборная доска с зажженными индикаторами отражалась на лобовом стекле кабины. Еще один минус – неразъемное крыло, которое затрудняло эксплуатацию. Во время госиспытаний провели 34 тестовых полета.

Советский бомбардировщик Як-6

Як-6 был дешевым в производстве, простым в эксплуатации, нетребовательным к типу горючего. Его можно было использовать в транспортном, связном, санитарном вариантах и варианте ночного ближнего бомбардировщика.

Рекомендован к серийному выпуску после проведения следующих доработок:

  1. повышение уровня поперечной устойчивости;
  2. увеличение нагрузки на рулевые агрегаты;
  3. улучшение переднего обзора во время рулежек и набора высоты;
  4. внедрение разъемного крыла;
  5. приспособление кабины для полетов ночью.

Уже на первом серийном самолете все доводки удалось успешно осуществить.

Особенности конструкции Як-6

Самолет Як-6 представляет собой моноплан с низким расположением крыльев, и деревянным корпусом, состоящим из 3 частей: носовой, средней и хвостовой. Деревянные части корпуса соединяются накладными стальными полосками, щели закрываются специальной лентой из материи.

Передняя и средняя часть корпуса самолета выполнены в виде деревянного реечного каркаса из сосны и обшитого фанерой, задняя часть самолета изготовлена с матерчатой обшивкой. Крыло сделано несъемным, но для удобства его транспортировки все-таки небольшие его концы отсоединялись. Крыло было типично для самолета Як-6 того времени, но в этой машине оно имело немного большую толщину, что определяло его хорошие несущие свойства и лучшую технику пилотажа самолетом.

Особенности конструкции

В центроплане находятся бензобаки, а в его хвосте — деревянный посадочный щиток. Элероны щелевого типа из дерева с матерчатой обшивкой. Хвостовое оперение из дерева с матерчатой обшивкой, рули управления оснащены триммерами.

Шасси изготовлено трехопорным, с колесом хвосте. В первых вариантах самолета конструкция была убирающаяся с ручным приводом. Первые испытания самолета показали, что делать убирающееся шасси нет смысла, поскольку с выпущенными шасси потери скорости самолета небольшая, всего лишь 20 км/ ч. Поскольку неубирающиеся шасси значительно надежней, поэтому его стойку установили жестко, изготовив из металлических труб.

Руление самолета осуществлялось с помощью тросового привода, между местами пилотов находился спецмеханизм, с помощью которого выдвигался и прятался посадочный щиток. Силовая установка была сделана из двух двигателей М-11Ф мощностью 140 л. с. с деревянными винтами. Подобные силовые установки имели практически все легкомоторные самолеты того времени. Для удешевления самолета Як-2 взяли и силовую установку с машины УТ-2, а бензобаки изготавливались из фанеры, для герметичности они проклеивались изнутри специальным клеем ВИАМ-Б-3.

Макет Як-6

Окраска самолета позволяло ему маскироваться, она была трехцветная внизу был светло-голубой цвет, звезды были красные. Зимой самолет красили белой краской, но оставались не закрашенными опознавательные знаки и надписи. А вот бортовые надписи помогали механику быстрее подготовить машину к полету. Иногда самолет окрашивание в серебристый цвет.

Технические характеристики Як-6

Размах крыла, м   14.00
Длина, м   10.35
Высота, м
Площадь крыла, м2   29.60
Масса, кг
  пустого самолета   1433
  нормальная взлетная   2350
Тип двигателя   2 ПД М-11Ф
Мощность, л.с.   2 х 140
Максимальная скорость , км/ч   230
Крейсерская скорость , км/ч   185
Практическая дальность, км   900
Практический потолок, м   3380
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   4 пассажира
Вооружение:   один 7.62-мм пулемет ШКАС; бомбовая нагрузка – до 500 кг, 5 держателей для бомб весом от 50 до 250 кг.

Эксплуатация и боевое применение

Использование Як-6 в качестве ночного ближнего бомбардировщика ограничивала возможности самолета из-за малой мощности двигателя. Но мощности двигателя вполне хватало для транспортного варианта в качестве штабного и связного самолета. Этот вариант стал основным для Як-6. К концу 1943 года ВВС от поставок Як-6 отказались, к этому времени было серийно выпущено 384 самолета.

Эксплуатация самолета

Фронтовое крещение самолет прошел на заключительном этапе Сталинградской битвы. Помимо доставки курьеров и документов Як-6 перевозил почту, медикаменты, раненых, летал за линию фронта для связи с партизанами. На нескольких фронтовых самолетах устанавливались неуправляемые ракеты РС-82 в количестве 10 штук.

Некоторые самолеты оставались в тылу, обслуживая авиазаводы и оборонные предприятия, доставляя запчасти и заводские ремонтные бригады для устранения поломок и выполнения доработок.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: