Пилотажный самолет Як-55, описание и особенности

Самолет Як-55

Самолет Як-55 был создан в 1979 году в ОКБ Яковлева. Машина представляла собой одноместный пилотажный самолет. Як-55 был предназначен для обучения и тренировки летчиков и выступлений на соревнованиях.

Рассмотрим более подробно пилотажный самолет Як-55, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.

История создания

Подчиняясь новым требованиям, конструкторы начали разработку самолета, который соответствовал бы этим критериям. Требуемые технические характеристики получили снижением несущей нагрузки на крылья и утолщением его профиля. В результате внесенных в схему крыла изменений было разработано симметричное крыло с  меньшей удельной нагрузкой на кв.метр (50 кг вместо 60 кг у Як-50) и скоростным профилем.

Новая конструкция крыла упростила выполнение многих фигур высшего пилотажа, начиная с простых и заканчивая сложными «бочками» (штопорными), а также фигурами «колокол» или «абракадабра» вертикальной акробатики. На крыло авторами был оформлен патент. В 80-х годах прошлого века с таким крылом был выпущен за рубежом ряд  спортивных самолетов.

Пилотажный самолет Як-55

Самолет получил название Як-55. Строился Як-55 довольно долго, а пока спортсмены продолжали соревноваться на Як-50. Впервые полет на Як-55 выполнил летчик О. Булыгин только 28 мая 1981 г. За это время в пилотажном спорте опять успели поменяться требования к стилю исполнения фигур. В соревнованиях утвердился скоростной, так называемый «советский стиль», вместо предыдущего тихоходного. К 1981 году этот стиль приняли к использованию спортсмены всех соревнующихся  стран. В скоростном стиле стали выступать американские летчики на моноплане «Лазер», чехи на биплане «Злин» и французы на КАП-х.

Не успев появиться на спортивной арене, Як-55 стал устаревшим — скорости полета и углового вращения у него были низкими и не соответствовали новым условиям. Вместе с тем, он обладал другими отличными летными качествами. Как упоминалось выше, самолет легко справлялся с любого вида штопором и фигурами обратного пилотажа. Требовалось увеличить его скоростные параметры и научить самолет вращению вокруг продольной оси корпуса.

К началу ЧМ 1982 г. доработанный Як-55 передали сборной СССР для участия в предстоящем чемпионате, но поучаствовать в соревнованиях он не успел. Во время соревнований продолжались его испытания, в результате были выявлены и исправлены еще некоторые конструкционные недостатки самолета. На следующем ЧМ в 1984 году на модернизированном самолете Як-55 Х. Макагонова стала абсолютной чемпионкой мира.

Особенности конструкции Як-55

Як-55 — одноместный спортивный пилотажно-акробатический самолет со среднерасположенным свободнонесущим крылом симметричного профиля, неубирающимся шасси с хвостовой опорой. Конструкция самолета цельнометаллическая, выполненная из алюминиевых сплавов.

В полете

  • Фюзеляж — типа полумонокок. Фонарь кабины летчика имеет обтекаемую каплевидную форму и обеспечивает хороший обзор при пилотировании и рулении по земле.
  • Крыло — однолонжеронное, симметричное, состоит из двух отъемных консолей, которые крепятся непосредственно к фюзеляжу. В корневой части крыла перед лонжероном, слева и справа от фюзеляжа, сделаны два герметичных отсека, которые являются основным и дополнительным бензобаком. Каждая консоль снабжена двухсекционным элероном, которые расположены вдоль задней кромки крыла.
  • Хвостовое оперение — киль и стабилизатор двухлонжеронной схемы. Для упрощения конструкции оперение сделано неразъемным с фюзеляжем.
  • Шасси — неубирающееся, трехопорной схемы с хвостовым колесом. Хвостовое колесо управляемое. Колеса основных стоек снабжены механическими тормозами. Основные стойки рессорного типа выполнены из титанового сплава.
  • Силовая установка — поршневой звездообразный девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-14П с воздушным винтом, изменяемого шага. Топливная система состоит из двух топливных баков, расположенных в консолях крыла, и расходного бака, расположенного под полом кабины. Топливная система позволяет находиться самолету в перевернутом состоянии до трех минут.
  • Пилотажно-навигационный комплекс бортового оборудования обеспечивает пилотирование самолета днем в простых метеоусловиях. В состав оборудования входит радиостанция.

Технические характеристики Як-55

Модификация   Як-55
Размах крыла, м   9.00
Длина самолета,м   7.29
Высота самолета,м   2.20
Площадь крыла,м2   12.80
Масса, кг
  пустого самолета   550
  максимальная взлетная   875
Внутренне топливо, л   120
Тип двигателя   1 ПД М-14П
Мощность, л.с.   1 х 360
Максимальная скорость, км/ч   450
Практическая дальность, км   495
Продолжительность полета, ч.мин   2.00
Практический потолок, м   4000
Макс. эксплуатационная нагрузка   9
Экипаж, чел   1

Модификации самолета

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Як-54 Двухместный учебно-тренировочный на базе Як-55М. Первый полет 23 декабря 1993 года.
Як-55 Прототип. Первый полет в мае 1981 года. Был изготовлен один (по другим сведениям два самолета).
Як-55 Базовый. В 1985-1991 годах изготовлено 108 самолетов. От прототипа отличался новым крылом с острым носком профиля.
Як-55М Модернизированный. Отличается крылом уменьшенного размаха. Первый полет в мае 1989 года. В 1991—1993 годах изготовлено 106 самолетов. В 1996 году выпущено 7 комплектов деталей для сборки в США.

Эксплуатация самолета Як-55

Применение самолетов Як-55 в аэроклубах способствовало развитию авиационного спорта в стране. На 12 ЧМ (1984 г.) самолет Як-55 завоевал титул абсолютного чемпиона (Халидэ Макагонова); в результате  необычной конструкции крыла на рекордном уровне были выполнены фигуры обратного пилотажа.

Модификация Як-55М

На Як-55 сборная СССР выступала также на ЧМ в 1982 г. (Виктор Смолин) и 1986 г. (Любовь Немкова).

Из зарубежных пилотажных машин наиболее конкурентными советским самолетам были уже упоминавшиеся ранее американский биплан «Питтс», французский моноплан КАП, немецкая «Экстра» (ФРГ), чешский «Злин». В число рекордсменов с мировым именем входят такие знаменитые спортсмены как Р. Шихина, С. Савицкая, Х. Макагонова, Г. Корчуганова, Л. Немкова, В. Лецко, В. Мартемьянов, В. Смолин, И.Егоров и многие другие заслуженные спортсмены. Всего в авиаспорте по данным ФАИ до нынешнего времени  зарегистрировано более 1500  мировых  рекордов.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: