Одноместный спортивно-тренировочный самолет Як-53 был создан в 1981 году в ОКБ А.С.Яковлева. В основном в проектировании и постройке самолета принимали участие в основном молодые инженеры и рабочие.
Основным отличием от предшественника Як-52 является отсутствие передней кабины.
Рассмотрим более подробно спортивно-пилотажный самолет Як-53, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.
История создания и особенности конструкции Як-53
В 1981 г. в ОКБ А.С. Яковлева был создан одноместный спортивно-тренировочный самолет Як-53. В проектировании и постройке самолета, как и других легкомоторных машин, принимали участие в основном молодые инженеры и рабочие. Главное отличие его от предшественника Як-52 — это отсутствие передней кабины. На этой машине были сняты пружинные загружатели рулей, необходимые на учебно-тренировочном Як-52, а также радиокомпас, курсовая система и другое оборудование. Самолет стал почти на 100 кг легче Як-52, что позволило ему выполнять самые сложные фигуры прямого и обратного пилотажа.
Первый полет на нем выполнил молодой летчик А. Синицын. В испытаниях самолет показал отличные летные данные. В испытаниях также принимали участие летчики-испытатели М. Молчанюк и В. Макагонов. Именно они установили на Як-53 два мировых рекорда скороподъемности на высоту 3000 и 6000 метров.
Як-53 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. От Як-52 его отличает отсутствие передней кабины и упрощенный состав оборудования. Шасси трехопорное с носовой стойкой. В полете основные стойки шасси поджимаются к крылу. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35.
Технические характеристики Як-53
Двигатель | М-14П |
Взлетная мощность, л.с. | 360 |
Габариты, м:
размах крыла длина высота |
9,3
7,68 2,7 |
Площадь крыла, м2 | 15,0 |
Масса, кг
пустого взлетная нормальная |
—
— |
Запас топлива, кг | 90 |
Скорость, км/ч:
максимальная в горизонтальном полете на высоте 500 м сваливания в прямом полете сваливания в перевернутом полете |
420
300 115 140 |
Скороподъемность у земли, м/с | — |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная отрицательная |
7
5 |
Дальность полета, км | 510 |
Продолжительность полета, ч | 2,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
180
300 |
Экипаж, чел. | 1 |
История эксплуатации
Прототип Як-53 установил два мировых рекорда по времени набора высоты в своем классе 15 февраля и 23 февраля 1982 года.
Некоторые источники утверждают, что для рекордных полетов использовался 3-лопастный пропеллер западного производства.