Як-4 является советским легким разведывательным бомбардировщиком. Начал выпускаться в 1940 году. Всего было выпущено 90 штук.
Рассмотрим более подробно легкий разведывательный бомбардировщик, историю его создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.
История создания и особенности конструкции Як-4
Як-4 является советским разведывательным легким бомбардировщиком.
«Изделие №23» с двигателями М-105 очень похоже на аналогичное «изделие №22». Специалисты из ОКБ Яковлева считали, что самолет с наличием более мощного мотора способен развить скорость свыше 625 км/ч. Чуть позже выяснили более реальные скорости, однако интерес к высоким скоростям не пропал. В марте 40 года на заводе №1 завершилась работа по переделыванию серийного самолета в новый вариант ББ-22бис (позднее переименовали в Як-4). По внешним признакам он практически не отличался от бомбардировщика ББ-22. Он имел только несколько отличий. Инженеры удлинили выхлопные патрубки и появились накрыльные металлические накладки, которые предохраняли фанерную обшивку.
Следует отметить и другие особенности этого воздушного агрегата. К примеру, именно на нем впервые испробовали дополнительный восьмидюймовый маслорадиатор, установленный на внутренней стороне мотогондол, и винты переменного шага ВИШ-22Е.
В мае этого же года заводские испытания завершились. Результаты хоть и не впечатляли, но были очень близкими. Скорость полета самолета у земли составила 460 км/ч, на второй высотной границе – 574 км/ч. В отличие от базовой модели время, затраченное на набор высоты в 5000 м, уменьшилось до 5 минут 45 секунд. Следует отметить, что отечественная машина немного превосходила немецкий истребитель Bf-109E в плане скорости на расчетной высоте.
Серийное производство бомбардировщика-разведчика ББ-22бис началось в октябре этого же года на заводе №81. Серийные аппараты довольно-таки сильно отличались от прототипа. Каждая мотогондола стала оснащаться одним подковообразным, сегментным маслорадиатором, размещенным в «бороде». При выходе тоннеля радиатора на ББ-22бис устанавливалась створка, которая позволяла регулировать температуру масла во время полета. Интересно и то, что установка штурмана подвижного типа ТСС-1 с пулеметом ШКАС являлась однотипной.
Также эту модель бомбардировщика оснастили переменного шага винтами ВИШ-22Е, а не как на ББ-22, двухшажными винтами ВИШ-2К. Это хорошо влияло на экономию топлива. Поскольку планировали создать дальний бомбардировщик, первоначально подумали о том, как удлинить его время на полет к цели и обратно. Для этого единственным решением выявилось подвешивание столитровых баков. Общая емкость составила 960 л. Соответственно, увеличилась и дальность полета – 1100 км. Серийный самолет ББ-22бис по максимальной скорости достиг отметки 533 км/ч.
НКАП распорядился о переименовании бомбардировщика ББ-22бис в Як-4. Это произошло практически в один период с первым полетом Пе-2. В том же 1940 году начались государственные испытания. Именно на них как у Як-4, так и у А. Яковлева начались проблемы. Пе-2 намного превосходил этот бомбардировщик, причем практически по всем важным параметрам.
31 января 1941 года на заводе №81 было построено более полусотни серийных экземпляров, но облетали только три. Большинство из них имело некие дефекты с винтомоторной группой, что в свою очередь не давало возможности поднять самолет в небо.
По постановлению правительства 11 февраля 41 года серийное производство Як-4 остановилось. К тому времени на заводе №81 успели сконструировать 28 машин Як-2 и 57 машин Як-4. Як-4 из-за большого количества решили довести до летного состояния и отправили в летные части ВВС СССР. А благодаря совместному приказу начальника ГУ ВВС и наркома построили еще 33 Як-4. Когда началась Вторая мировая война, эти самолеты поделили между двумя полками РАП и направили на фронт. Практически сразу же его заменили более перспективным Пе-2.
Тактико-технические характеристики Як-4
Приведенные ниже характеристики соответствуют серийному Як-4:
Технические характеристики:
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 10,18 м
- Размах крыла: 14 м
- Площадь крыла: 29,4 м²
- Масса пустого: 4000 кг
- Масса снаряженного: 5845 кг
- Двигатели: 2× жидкостного охлаждения V-12 М-105
- Мощность: 2×1100 л. с.
Летные характеристики:
- Максимальная скорость: 574 км/ч
- Крейсерская скорость: 545 км/ч
- Практическая дальность: 960-1200 км
- Практический потолок: 9500-10 000 м
- Скороподъемность: 15,33 м/сек.
Вооружение:
- Пулеметное: 2-3×7,62 мм пулемет ШКАС
- Бомбовая нагрузка: 400-800 кг
Основные модификации
- Як-2 (до декабря 1940 г. ББ-22) — двигатели М-103 (960 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета (1 неподвижный в носовой части фюзеляжа, 1 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 400 кг, максимальная — 600 кг (400 кг в бомбоотсеке, 200 кг на внешней подвеске). Экипаж — 2 чел. В 1940 г. изготовлено 111 самолетов.
- Як-4 (до декабря 1940 г. ББ-22бис) — двигатели М-105 (1100 л.с). Стрелковое вооружение соответствует Як-2. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 800 кг. Экипаж — 2 чел. Выпущено 90 самолетов (27 в 1940 г. и 63 в 1941 г.).
Боевое применение Як-4
Первой частью, вооруженной ББ-22, стал 136-й ближнебомбардировочный авиаполк (ББАП), входящий в 19-ю авиадивизию Киевского Особого военного округа. Опыт освоения самолета в мирное время показал, что ББ-22 совершенно не приспособлен для эксплуатации в полевых условиях, и после непродолжительного хранения под открытым небом выходит из строя. Тем не менее, к 22 июня 1941 г. 136-й ББАП располагал 49 Як-2 и 5 Як-4. Кроме того, такими самолетами были вооружены 2 разведывательных полка: 316-й Киевского округа (31 самолет) и 314-й Западного округа (19 Як-2 и 34 Як-4).
136-й ББАП начал боевые действия лишь 25 июня 1941 г. В течение нескольких дней его самолеты, вместе с машинами других частей, наносили удары по соединениям немецкой 1-й танковой группы, продвигавшейся в направлении Славуты и Шепетовки. При этом удалось добиться локальных успехов, 28-29 июня рассеяв одну из немецких дивизий в районе Острога. Ввиду слабой освоенности Як-2 и Як-4 летным и техническим составом, интенсивность боевой работы 136-го ББАП была гораздо ниже, чем полков, вооруженных СБ. В дальнейшем экипажи полка продолжали боевые вылеты в интересах Юго-Западного фронта.
К 16 июля в 136-м ББАП оставалось 6 Як-2 (из них 4 исправных). Последний боевой вылет силами четверки «яков» был выполнен 18 июля и завершился потерей трех машин из-за плохих метеоусловий. Лишь немногим дольше -до середины августа — эксплуатировались Як-4 в разведывательных частях. Помимо этого, 9 Як-4 30 июня 1941 г. вошли в состав 207-го ДБАП, понесшего в предыдущие дни тяжелые потери. Вероятно, в составе этой части они воевали не дольше нескольких дней.
Як-2 и Як-4 оказались очень неудачными самолетами. Высокие скоростные данные опытного экземпляра ББ-22 на серийных машинах были нивелированы низким качеством отделки. Масса бомбовой нагрузки была слишком мала для двухмоторной машины. К тому же, подвеска максимального груза была нереализуемой на практике из-за недопустимого смещения центровки назад. В итоге, производство Як-2 и Як-4 было ограниченным, а их фронтовая служба — крайне непродолжительной.