Советский реактивный истребитель Як-28, описание и особенности

Истребитель Як-28

Самые первые реактивные самолеты в Советском Союзе были простыми планерами поршневых машин, на которые устанавливались двигатели новой конструкции. В пример можно привести самолет Як-3.

В конце 40-х годов прошлого века стало понятно, что данный принцип не позволяет реализовать потенциал реактивной установки. Так началась разработка истребителя Як-25 – прародителя целого нового поколения многоцелевых боевых машин.

Окончательной версией проделанной работы стал Як-28. Данный истребитель выпускался большим количеством модификаций, начиная от разведчика и заканчивая бомбардировщиком.

История создания

Самолет был создан на базе Як-26.

К моменту завершения испытаний Як-26 правительством была поставлена задача по разработке на его базе реактивного бомбардировщика. Он должен был стать двухместным, иметь взлетную массу от 12 до 13 т, достигать скорости 1500—1600 км/ч, дальность с 1200 кг (максимальная 3000 кг) бомб — 2200—2400 км, практический потолок — 16—17 км, длина разбега — 1000 метров и пробега — 1100 метров.

Опытный самолет, с двигателями Р11А-300, был построен в 1957 году с использованием агрегатов планера серийного Як-26. 5 марта 1958 года самолет Як-28 совершил первый полет. На этапе заводских испытаний выяснилось, что самолет в основном соответствует предъявлявшимся к нему требованиям, за исключением дальности, максимальное значение которой было на 400 км меньше заданной.

Советский самолет Як-28

Вторую опытную машину также собрали, переделав серийный Як-26, от первой машины он отличался двигателями с увеличенной тягой на форсаже и рядом других доработок.

Вскоре последовало решение о запуске самолета в серийное производство на авиазаводе в Иркутске. Як-28 стал первым в СССР крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком. Самолет серийно выпускался с 1960 по 1971 год. Всего было выпущено 1180 самолетов (среди них наибольшее количество приходилось на версию истребителя-перехватчика Як-28П). На экспорт Як-28 не поставлялся.

Серийный Як-28Б впервые был продемонстрирован публике на авиационном параде в Тушине в 1961 году.

Як-28Р превосходил МиГ-21Р в универсальности применения, а самолет РЭБ Як-28ПП по надежности превзошел более поздние Су-24МП.

Особенности конструкции Як-28

Самолет Як-28 был цельнометаллическим двухмоторным монопланом. Фюзеляж-полумонокок, овальный в сечении, набирался из 42 шпангоутов и обшивался листами из алюминиевых сплавов.

В полете

В носовой части находилась кабина штурмана, за ней шел отсек с оборудованием.

Далее размещалась пилотская кабина, за ней – бомболюк и топливные баки. Обе кабины и отсек оборудования выполнялись, как отдельный герметичный модуль. Кресла обоих членов экипажа – катапультируемые. В хвостовой части поместили отсек для хвостовой стойки шасси и еще один отсек для оборудования. Тяги управления находились в гаргроте над фюзеляжем.

Стреловидное крыло самолета, состоящее из двух консолей – переменной толщины. Стреловидный стабилизатор устанавливался на киле. Шасси – с двумя опорами («велосипедного» типа), вспомогательные опоры находились под крыльями.

Двигатели Р11АФ2-300 находились в подкрыльевых гондолах. Они имели всережимные сопла, подвижный конус воздухозаборника, Помимо шести баков в фюзеляже самолета, предусматривались два подвешивающихся под крыльями емкостью в 2100 литров авиационного керосина. Общий запас топлива с ними доходил до 7375 литров. Автоматика системы управления самолета Як-28 включала в себя автомат курса АК-2А и автопилот АП-28К1.

Реактивный истребитель Як-28

Бомбы подвешивались внутри фюзеляжного отсека, нормальная нагрузка составляла 1200 кг, но максимально самолет мог взять три тонны бомб. Использование корректирумых бомб и управляемых ракет на бомбардировщиках Як-28 не предусматривалось.

Первые проекты сверхзвукового бомбардировщика оснащались неподвижной кормовой пушкой. Як-26 стрелкового вооружения вообще не имел. А вот Як-28 получил курсовое вооружение, первоначально состоящее из 23мм пушки НР-23 конструкции Нудельмана и Рихтера. Пушка устанавливалась с правого борта в районе переднего отсека с оборудованием, наводил ее летчик с помощью коллиматорного прицела.

Технические характеристики Як-28

Модификация   Як-28
Размах крыла, м   11.78
Длина, м   20.02
Высота, м   4.3
Площадь крыла, м2   35.25
Масса, кг
  нормальная взлетная   16160
  максимальная взлетная   18080
Тип двигателя   2 ТРД Р11АФ2-300
Тяга нефорсированная, кгс   2 х 6100
Максимальная скорость , км/ч   1850
Практическая дальность, км   2070
Продолжительность полета, ч.мин   2.20
Практический потолок, м   14500
Экипаж   2
Вооружение:   первоначально пушка НР-23 калибра 23 мм с боезапасом 50 патронов, в дальнейшем — двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Я.
  Як-28Б : бомбы калибра от 100 до 3000 кг во внутреннем бомбоотсеке; нормальная бомбовая нагрузка — 1200 кг, максимальная — 3000 кг;

Вооружение

Внутри бомбового отсека можно было разместить до 1200 кг полезной нагрузки. Максимальная же бомбовая нагрузка достигала трех тонн, однако, не предполагалось использовать на самолете корректируемые заряды и управляемые ракеты.

Отдельного внимания заслуживает пушечное вооружение. Изначально на ЛА предполагалось установить неподвижную пушку в корме, но при разработке Як-26 ее вообще не сбирались ставить. Конечная же версия машины оснащалась НР-23 (Нудельмана, Рихтера) калибра 23 мм, ориентированной по курсу движения. Размещалась она с правого борта, прицеливание осуществлялось за счет установленного коллиматора. В такой комплектации допускалось использовать очень ограниченный боекомплект – полсотни осколочных/бронебойно-зажигательных снарядов.

Нос самолета

В процессе унификации оснащение самолета несколько изменилось: вместо предыдущего орудия была установлена двуствольная ГШ-23. Данную систему разрабатывал Грязев и Шипунов, калибр остался прежним, но выросла скорострельность.

Защититься от снарядов с радиолокационным наведением можно было при помощи сброса специальных отражающих ловушек. Однако эта система появилась на более поздних версиях аппарата.

Основным требованием к бомбардировщикам того периода была возможность нести ядерные заряды. «Яковлев» мог принять на борт боеголовки весом до 3 тонн, включая ядерные. В этом случае встраивалась специальная система для поддержания температуры бомбового отсека.

Модификации Як-28

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Як-129 (Як-28-1) Первый опытный самолет, оснащенный двигателями Р-11А-300 (тяга на форсаже 4850 кгс). Переделан из мелкосерийногоЯк-26. Первый полет в 1958 году.
Як-28-2 Второй опытный самолет с двигателями Р-11АФ-300 (тяга на форсаже 5750 кгс). Переделан из Як-26. Также была построена полностью аналогичная второй третья машина Як-28-3.
Як-28 Фронтовой бомбардировщик «изд. Б», по конструкции аналогичен второй опытной машине Як-28-2. Построена небольшая партия на Новосибирском авиазаводе.
Як-28-64 (Як-28Н) Опытный перехватчик. Отличался размещением 2 двигателей Р-11Ф2-300 в фюзеляже и составом оборудования. Оснащался системой вооружения К-28П (2 ракеты Х-28). В августе 1964 года переоборудован 1 Як-28П. Испытания прекращены как бесперспективные.
Як-28-80 Перехватчик с РЛС «Орел» (проект). Отличался двигателями Р-21-300. Вооружение состояло из 2 ракет К-80.
Як-28Б «изд. 28Б» — модификация бомбардировщика Як-28 с системой наведения «Лотос» и БРЛС «Инициатива». Строился серийно в Иркутске с 1960 года.
Як-28БИ Машина для картографирования местности, оснащалась РЛС бокового обзора «Булат».
Як-28И «Изд. 28И», «Инициатива». Модификация бомбардировщика с комплексной системой управления вооружением в составе: БРЛС «Инициатива-2», оптического прицела ОПБ-116 и автопилота АП-28К. В Иркутске построено 223 серийных самолета. Был принят на вооружение.
Як-28ИМ Доработка серийного Як-28И № 4940503 под расширенную систему вооружения в 1973 году. Работы прекращены ввиду бесперспективности.
Як-28Л «Изд. 28Л», «Лотос» . Модификация бомбардировщика с радиокомандной разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С «Лотос». Сменил в производстве Як-28Б. Серийно построено 111 машин. На вооружение официально не принимался.
Як-28Н Переделка серийного Як-28И под систему вооружения К-28П. Несмотря на успешные испытания, серийно не строился.
Як-28П Истребитель-перехватчик с системами вооружения К-8М-1 и К-98. Самолет строили в Новосибирске с 1962 года, испытания самолета продолжались до 1965 года, производство завершено в 1967 году. Построено 435 машин. В процессе производства несколько раз подвергался изменениям и доработкам. Официально на вооружение не принимался.
Як-28ПД Доработанный. Отличался составом оборудования.
Як-28ПМ Модернизированный. Отличался двигателями Р-11АФ3-300. Разработан в 1962 году. Серийно не выпускался.
Як-28ПП Самолет РЭБ «изд. 28ПП», 1970 год. В фюзеляже «ПП» разместили комплекс средств РЭБ (станции «Букет», «Стрела», «Фасоль-1», «Сирень») и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-ЗА «Стрела» с доработанным под него навигационно-вычислительным устройством НВУ-ВИ2. Также на борт устанавливались системы постановки пассивных помех: АСО-2И (отстрел ИК-патронов), КДС-19 (дипольные отражатели). На подкрыльевых БД подвешивались два блока УБ-16-57УМ с 57-мм НАР С-5П (ПАРС-57). Модификация Як-28ПП последней была снята с вооружения.
Як-28Р Самолет-разведчик «изд. 28Р», не имел вооружения, за что был прозван «голубь мира».
Як-28СР Самолет-разведчик «изд. 28СР», дополненный станцией активных помех СПС-141 (или СПС-143). Испытания в 1970 году. Выпускался серийно.
Як-28РР Радиационный разведчик «изд. 28РР» с фильтрогондолами.
Як-28У («изд. 28У», кодификация НАТО: Maestro). 1964 год. Учебный самолет. Проектирование «спарки» велось под шифром Як-129У. На месте кабины штурмана заново спроектирована кабина инструктора, в грузоотсеке установили дополнительный бак на 1350 литров. Самолет серийно строился в Иркутске, построено 183 машины.
Як-28УРП Перехватчик с твердотопливными ускорителями для увеличения скорости полета. Переоборудован 1 Як-28П.

Эксплуатация Як-28

Первые бомбардировщики Як-28 попали в 455-й авиаполк, базировавшийся в Воронеже. Эта часть, по сути, проводила войсковые испытания самолетов и осуществляла подготовку рекомендаций по эксплуатации. Обкатывались там не только бомбардировщики разных серий, но и разведчики и помехопостановщики. Позже Як-28 получили в части, находящиеся в Прибалтике, на Дальнем Востоке и в странах Варшавского Договора.

Первым эпизодом боевого применения бомбардировщиков Як-28 стал перехват корабля «Сторожевой», на котором поднял восстание замполит Саблин. Причем из десяти вылетевших самолетов цель нашел только один.

Заброшенный самолет

Успели поучаствовать «двадцать восьмые» в войне в Афганистане. В 1980 году Як-28И 149-го гвардейского полка сбрасывали на моджахедов бомбовые кассеты. Разведчики Як-28Р на протяжении всей войны применялись по прямому назначению, причем именно на Як-28Р приходится единственная боевая потеря среди самолетов – в 1987 году разведчик сбили из ПЗРК «Стингер».

Кроме боевых задач, разведчики иногда привлекали для фотографирования очагов лесных пожаров.

Перехватчики Як-28П, хотя и не были приняты на вооружение официально, активно использовались в авиации ПВО и регулярно совершали вылеты.

Достоинства и недостатки

Главным плюсом самолета были его летные характеристики: скорость подъема оказалась высокой для того периода, что считалось одной из основных возможностей для ухода от вражеских ракет. Экипажи «Яковлевых» отмечали его отличную управляемость, устойчивость на всех режимах полета. Габариты самолета были меньше аналогов, что делало его легче, маневреннее и более скрытной мишенью для ПВО. На период выпуска ЛА оснащался наиболее совершенными электронными средствами.

Среди недостатков отмечалась только его малая дальность полета на сверхзвуке.

Памятник истребителю

Однако он уступал конкурирующим машинам и еще в некоторых аспектах:

  1. Небольшая вместимость по бомбовой нагрузке;
  2. Дальность в сравнении с зарубежными аналогами была до двух раз меньше.

Однако, учитывая компактность самолета, эти недостатки не так критичны. С увеличением габаритов можно было разместить больше оружия, но тогда пострадали бы летные характеристики.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: