Самолет Як-27 представляет собой барражирующий советский истребитель-перехватчик. Он был разработан в ОКБ Яковлева и получил название Flashlight-C по классификации НАТО.
Рассмотрим более подробно советский истребитель Як-27, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические параметры, вооружение и боевое применение.
История создания
Як-27 проектировали на основе истребителя Як-25М, он полностью сохранил компоновку предшественника, но отличался от него лучшей аэродинамикой носовой части фюзеляжа и более тонким крылом. Согласно техническому заданию проектируемый истребитель-перехватчик должен был развивать скорость до 1300 км/ч на высоте 10000 м, иметь скороподъемностью до этой высоты 2,5 минуты, иметь практический потолок 16000-17000 м, иметь дальность до 2000 км, сохраняя при этом аэронавигационный запас топлива.
Опытный двухместный экземпляр Як-27 построили в декабре 1955 года. В ходе заводских испытаний была достигнута скорость, соответствующая числу М=1,32. Максимально достигнутая высота пролета — 15800 м, вертикальная скорость составляла 18 м/с. Летом того же года Як-27 продемонстрировали на воздушном параде в Тушино.
Не дожидаясь окончания всех испытаний, было решено выпустить малую серию. Выпуск самолетов Як-27 начался на заводе в Саратове в 1956 году. Второй экземпляр самолета, будущий Як-27Р, с двигателем РД-9Ф, усиленным крылом и переставным стабилизатором начал испытания в 1956 году.
По результатам государственных испытаний было рекомендовано запустить самолет Як-27Р в серийное производство, но с устранением выявленных дефектов и недостатков.
Серийное производство Як-27Р происходило с 1958 по 1962 годы. Было изготовлено 165 самолетов 16 различных серий. Каждая серия самолетов имела конструктивные отличия.
Из 165 серийных самолетов до наших дней сохранилось пять экземпляров, два находятся в России и три самолета в Германии.
Первый отечественный сверхзвуковой разведчик Як-27Р эксплуатировался в строевых частях более десяти лет, являясь по сути переходной машиной к более совершенному Як-28Р, на нем накопили необходимый опыт сотни специалистов ВВС, которым впоследствии было легче переходить на более совершенные и сложные разведчики.
Особенности конструкции Як-27
Як-27Р — свободнонесущий цельнометаллический моноплан со средним расположением стреловидного крыла. Экипаж два человека летчик и штурман.
- Фюзеляж — стрингерный полумонокок с работающей обшивкой круглого поперечного сечения, переходящего в хвостовой части в эллиптическое. В носовой части фюзеляжа установлена мачта с приемником воздушного давления. За носовой частью расположена гермокабина штурмана, закрытая конусообразным остекленным фонарем. Вход в кабину осуществляется через верхний люк. Далее расположен фотоотсек с фотоаппаратом для перспективного воздушного фотографирования. На обоих бортах расположены фотолюки, открывающиеся с помощью электромеханизма при фотографировании. Также в нижней части, этого отсека расположена ниша передней опоры шасси, закрывающаяся щитком и створками. За фотоотсеком расположена герметичная кабина летчика, которая сверху закрывается остекленным фонарем, состоящим из козырька и сдвижной части. Лобовое стекло козырька выполнено из прозрачной брони с электрообогревом. Гермокабины экипажа вентиляционного типа. За кабиной летчика расположены отсеки мягких керосиновых баков, помещенных в специальных жестких контейнерах, являющихся частью конструкции фюзеляжа.В нижней части фюзеляжа размещен отсек главной опоры шасси, далее, под контейнером топливного бака, размещен топографический фотоаппарат, объектив которого закрыт створками, открывающимися во время фотографирования. В следующем отсеке, с двумя фотолюками, размещены два фотоаппарата для планового воздушного фотографирования. В хвостовой части фюзеляжа расположен отсек электро-радиооборудования. Заканчивается фюзеляж управляемыми створками, между которыми расположен тормозной парашют, сбрасываемый в конце пробега при посадке.
- Крыло — стреловидное, двухлонжеронное, трапециевидное в плане. Крыло опиралось на мощную поперечную балку, закрепленную на фюзеляже. Механизация крыла — щитки-закрылки и элероны. Элероны снабжены весовой и аэродинамической компенсацией. Левый элерон снабжен управляемым триммером, а правый отгибным ножом. Заканчивается крыло обтекателями подкрыльных ног шасси и законцовками.
- Хвостовое оперение — стреловидное, с установленным на половине размаха киля управляемым стабилизатором. Особенностью оперения является отсутствие триммера руля высоты и наличие управляемого стабилизатора. Диапазон изменения угла установки стабилизатора 4 градуса, относительно строительной горизонтали фюзеляжа.
- Стабилизатор — двухлонжеронный, состоит из двух половин, соединенных между собой поперечной балкой и траверсой механизма перестановки стабилизатора.
- Киль — двухлонжеронный, крепится к фюзеляжу передним лонжероном и двумя узлами на заднем лонжероне. Законцовка киля выполнена из радиопрозрачного стеклотекстолита с антенной связной радиостанции.
- Рули высоты и направления имеют весовую и аэродинамическую компенсацию. Руль направления состоит из двух половин — верхней и нижней. На нижней половине установлен управляемый триммер, а на верхней отгибной нож и стеклотекстолитовая законцовка с антенной радиостанции.
- Шасси — велосипедного типа, состоит из главной, передней и двух подкрыльевых опор. Все опоры убираются назад по полету: передняя и главная в фюзеляж, а подкрыльевые в обтекатели на законцовках крыла. Передняя опора имеет управляемое колесо, поворот которого осуществляется от педалей ножного управления самолетом через бустер. Главная опора имеет два тормозных колеса, снабженных антиюзовым устройством.
- Силовая установка — два турбореактивных двигателя РД-9Ф, расположенных в гондолах под крылом. Запуск двигателей производился с помощью стартер-генератора от аэродромного источника питания электроэнергии. Топливо размещено в пяти мягких баках общим объемом 4665 литров.
Технические характеристики Як-27
Модификация | Як-27 |
Размах крыла, м | 11.00 |
Длина, м | 17.30 |
Площадь крыла, м2 | 28.94 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 6983 |
нормальная взлетная | 9740 |
максимальная взлетная | 10700 |
Тип двигателя | 2 ТРД РД-9АК |
Тяга , кгс | |
нефорсированная | 2 х 2000 |
форсированная | 2 х 3250 |
Максимальная скорость , км/ч | 1235 |
Практическая дальность, км | 2200 |
Продолжительность полета, ч.мин | 2.30 |
Практический потолок, м | 16300 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30 |
Вооружение Як-27
Советская промышленность производила два варианта истребителя ЯК-27: первый имел пушечное вооружение, второй – ракетное. Серийные модели отличались от прототипа Як-121 моторами РД-9Ф и некоторыми изменениями конструкции. В частности они получили другие обводы фонаря и носового конуса, вершину которого занимала штанга ПВД. 37-калибровые пушки заменены пушками НР-30. Некоторые экземпляры получили в расположение аппаратную систему наведения «Горизонт-1В». В ходе серийного производства стали употреблять новое крыло, имеющее отогнутый носок.
В июле 1957 г. впервые проверили серийные модели Як-27. За штурвалом Як-27 с бортовым номером 0102 находился летчик Чувин, который испытывал машину в полете с одним работающим двигателем, а на другом серийном аппарате №0204 проверили работоспособность нового крыла.
В ходе проведения госиспытаний самолет показал хорошие летно-тактические характеристики, но не был перспективен в виду появления и внедрения ракетных систем вооружения в конце 50-х годов. Из-за этого чисто пушечный истребитель в серию введен не был.
Модификации
- Як-21 – прототип истребителя Як-27;
- Як-27К – вариант перехватчика с системой вооружения К-8;
- Як-27ЛШ – вариант, оснащенный лыжным шасси;
- Як-27Р – разведывательный тактический вариант;
- Як-27Ф –версия для проведения экспериментов и исследований;
- Як-27В – высотный истребитель с ракетным двигателем.