Советский вертолет Як-24, характеристика и особенности

Вертолет Як-24

Советский вертолет Як-24 был спроектирован за довольно короткий срок. От начала составления проекта (октябрь 1951 года) до первого поднятия в воздух (июль 1952 года) прошло 9 месяцев.

Рассмотрим более подробно советский вертолет Як-24, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, боевое применение.

История создания

В СССР экспериментальные работы по созданию геликоптеров велись с начала 30-х годов. Различными конструкторскими коллективами были созданы оригинальные модели винтокрылых машин. Они совершали пробные полеты, в отдельных случаях демонстрируя неплохие характеристики, но в целом были весьма несовершенны и непригодны для практического применения.

К началу 50-х отставание СССР от других государств в сфере вертолетостроения не устраивало руководство страны. Ситуация усугублялась тем, что США и страны НАТО широко использовали вертолеты в военных целях. Во время войны на Корейском полуострове применялись стоявшие на вооружении американской армии геликоптеры. Вертолеты, садясь на небольшие участки земли и взлетая с них, зависая в воздухе, в замыслах военных обязаны были компенсировать врожденные недостатки самолетов.

Советский вертолет Як-24

Сталин, узнав о широкомасштабном применении винтокрылых машин армиями потенциального противника, обратился к ведущим авиастроителям. В ходе дебатов задание на конструирование получили два конструкторских бюро: ОКБ Миля и ОКБ Яковлева.

Аппарат на этапе проектирования, разработки и производства изменил сразу несколько названий. Последнее звучало как «изделие Ш». Для этого экспериментального аппарата конструкторы избрали оригинальную двухвинтовую соосную схему. Опыта проектирования подобных машин в мере никто не имел. Разработанной теории механики соосного винта даже не существовало. Все приходилось начинать с нуля. Конструкция вертолета неоднократно перерабатывалась. Хвостовое оперение то ставили, то снимали. Через два года, не добившись серьезных результатов, проект свернули.

В феврале 1948 года приступили к созданию геликоптера Як-100. Он был выполнен по классической одновинтовой схеме. Через 2 года машина успешно прошла государственные испытания. Однако в серийное изготовление был запущен вертолет Ми-1 КБ М. Миля, показавший более высокие летные характеристики. После совещания в кремле 24.09.1951 КБ Яковлева приступило к работе над транспортно-десантным вертолетом с уникальными на те времена полетными данными и грузоподъемностью 4 тонны.

Конструкторы отказались от классической схемы и стали проектировать аппарат с двумя продольно расположенными вдоль оси фюзеляжа несущими винтами. Подобные машины прежде в Советском Союзе не строили и даже не разрабатывали экспериментальных образцов. Проект получил обозначение Як-24. Спустя 2 недели, 5.10.195, вышло постановление Совета Министров, в котором КБ Миля также поручалось создать одновинтовой Ми-4. Правительство требовало, чтобы основные узлы и агрегаты новых вертолетов: несущие винты, двигатели, редукторы, системы управления − были взаимозаменяемы или идентичны.

На взлете

Разработку проводили на основе широкого кооперирования с привлечением нескольких научно-исследовательских организаций, в том числе Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского, Центрального института авиационных материалов и Всесоюзного института авиационного машиностроения. Разработку основных агрегатов и их компоновку на обоих аппаратах конструкторские бюро проводили совместно. Хорошая координация позволила завершить проектные работы в кратчайшие сроки.

3.07.1952 состоялся первый десятиминутный испытательный полет. Летчики отмечали повышенные показатели вибрации и вертикальную «тряску». Следствием этого стало обнаружение дефектов, связанных с прочностью конструкции – возникли трещины и разрушения отдельных узлов. После укорачивания несущих винтов на 500 мм, «тряска» как таковая не наблюдалась. Як-24 стал первым в Советском Союзе двухвинтовым вертолетом, в основе которого была продольная схема размещения винтов. А в период 1953-1957 годов – самым большим аппаратом этого класса в мире. Он имел самые высокие в мире показатели полезной нагрузки и мощностей двигателей.

Высокие летные характеристики Як-24 подтвердил в декабре 1955 года, когда на нем установили 2 мировых рекорда грузоподъемности. Поведение машины в полете было устойчивым, двигатели работали надежно. По технике пилотирования Як-24 оказался доступен любому летчику средней квалификации. В 1955 году вертолет приняли на вооружение советских ВВС. В нем можно было поместить военную технику и 19 десантников с полным снаряжением. Также вертолет использовали в народном хозяйстве.

В 1959 году вертолеты Як-24 принимали участие в крупномасштабных учениях стран-участниц Варшавского договора в районе Киева и на территории ГДР. В ходе учений вертолеты Як-24 выполнили перелеты по маршруту Москва − Берлин и Москва − Киев.

Эксплуатация вертолета

Помимо военных, существовали и гражданские модификации вертолета: «летающий кран», «комфортабельный пассажирский лайнер». Всего за время серийного производства было выпущено около ста машин этого типа. За десятилетие эксплуатации вертолет ни разу не подвергался крушениям с гибелью людей.

Технические характеристики вертолета Як-24

 ЛТХ:
Модификация   Як-24
Диаметр главного винта, м   2 х 20.2
Длина,м   21.34
Масса, кг
  пустого   10607
  нормальная взлетная   14270
  максимальная взлетная   16800
Тип двигателя   2 ПД Швецов АШ-82В
Мощность, кВт   2 х 1268
Максимальная скорость, км/ч   173
Крейсерская скорость, км/ч   150
Перегоночная дальность, км   1300
Практическая дальность, км   650
Дальность с макс.нагрузкой, км   255
Практический потолок, м   5000
Статический потолок, м   2700
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   30 солдат или 18 носилок или 4000 кг груза

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
Як-24А Гражданский вариант, который мог использоваться в качестве летающего крана, способного поднимать на внешней подвеске груз в 5 000 кг. 1960 год
Як-24К Вариант с 9-местным VIP салоном и с более коротким фюзеляжем.
Як-24Р Гражданский, для 39 пассажиров с более мощными 2013 кВт (2700 л. с.) газотурбинными двигателями — не дошли до серийного производства.
Як-24УБ Выпуск составил около 50 машин. Улучшенный вариант мог перевозить до 40 солдат или 3500 кг груза, в том числе 2 ГАЗ-69 или противотанковые пушки. 1959 год

Эксплуатация вертолета Як-24

В конце 1955 года на Як-24 установили два мировых рекорда: подъем груза весом 4 т на высоту 2902 м и 2 т на 5082 м. В августе того же года Як-24 впервые представили публике на параде в Тушино.

В следующем году в авиационном празднике участвовало четыре Як-24, высадивших на тушинский аэродром десант с техникой. В 1959 году вертолеты Як-24 были продемонстрированы на маневрах в ГДР и под Киевом. Интересной модификацией стал Як-24 в варианте трубоукладчика. Он предназначался для транспортировки и автоматической раскладки по трассе труб полевого магистрального трубопровода ПМТ-100.

На стоянке

Трубоукладочное устройство включало установленные по бортам фюзеляжа съемные кассеты емкостью по 44 трубы каждая. Трубы в кассете укладывались в два ряда. Сброс труб производился автоматически поочередно с правого и левого бортов. Як-24 стал первопроходцем и в освоении другой ныне широко распространенной профессии вертолетов — летающего крана. Один вертолет принимал участие в восстановлении Екатерининского дворца в Пушкине.

С этой целью Як-24 оборудовали системой внешней подвески, а в систему управления ввели автоматический стабилизатор на режиме висения. В июне 1959 года с помощью такого крана были заменены 30 деревянных ферм крыши дворца на 18 стальных ферм массой по 2000 кг.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: