Советский вертолет Як-24 был спроектирован за довольно короткий срок. От начала составления проекта (октябрь 1951 года) до первого поднятия в воздух (июль 1952 года) прошло 9 месяцев.
Рассмотрим более подробно советский вертолет Як-24, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, боевое применение.
История создания
В СССР экспериментальные работы по созданию геликоптеров велись с начала 30-х годов. Различными конструкторскими коллективами были созданы оригинальные модели винтокрылых машин. Они совершали пробные полеты, в отдельных случаях демонстрируя неплохие характеристики, но в целом были весьма несовершенны и непригодны для практического применения.
К началу 50-х отставание СССР от других государств в сфере вертолетостроения не устраивало руководство страны. Ситуация усугублялась тем, что США и страны НАТО широко использовали вертолеты в военных целях. Во время войны на Корейском полуострове применялись стоявшие на вооружении американской армии геликоптеры. Вертолеты, садясь на небольшие участки земли и взлетая с них, зависая в воздухе, в замыслах военных обязаны были компенсировать врожденные недостатки самолетов.
Сталин, узнав о широкомасштабном применении винтокрылых машин армиями потенциального противника, обратился к ведущим авиастроителям. В ходе дебатов задание на конструирование получили два конструкторских бюро: ОКБ Миля и ОКБ Яковлева.
Аппарат на этапе проектирования, разработки и производства изменил сразу несколько названий. Последнее звучало как «изделие Ш». Для этого экспериментального аппарата конструкторы избрали оригинальную двухвинтовую соосную схему. Опыта проектирования подобных машин в мере никто не имел. Разработанной теории механики соосного винта даже не существовало. Все приходилось начинать с нуля. Конструкция вертолета неоднократно перерабатывалась. Хвостовое оперение то ставили, то снимали. Через два года, не добившись серьезных результатов, проект свернули.
В феврале 1948 года приступили к созданию геликоптера Як-100. Он был выполнен по классической одновинтовой схеме. Через 2 года машина успешно прошла государственные испытания. Однако в серийное изготовление был запущен вертолет Ми-1 КБ М. Миля, показавший более высокие летные характеристики. После совещания в кремле 24.09.1951 КБ Яковлева приступило к работе над транспортно-десантным вертолетом с уникальными на те времена полетными данными и грузоподъемностью 4 тонны.
Конструкторы отказались от классической схемы и стали проектировать аппарат с двумя продольно расположенными вдоль оси фюзеляжа несущими винтами. Подобные машины прежде в Советском Союзе не строили и даже не разрабатывали экспериментальных образцов. Проект получил обозначение Як-24. Спустя 2 недели, 5.10.195, вышло постановление Совета Министров, в котором КБ Миля также поручалось создать одновинтовой Ми-4. Правительство требовало, чтобы основные узлы и агрегаты новых вертолетов: несущие винты, двигатели, редукторы, системы управления − были взаимозаменяемы или идентичны.
Разработку проводили на основе широкого кооперирования с привлечением нескольких научно-исследовательских организаций, в том числе Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского, Центрального института авиационных материалов и Всесоюзного института авиационного машиностроения. Разработку основных агрегатов и их компоновку на обоих аппаратах конструкторские бюро проводили совместно. Хорошая координация позволила завершить проектные работы в кратчайшие сроки.
3.07.1952 состоялся первый десятиминутный испытательный полет. Летчики отмечали повышенные показатели вибрации и вертикальную «тряску». Следствием этого стало обнаружение дефектов, связанных с прочностью конструкции – возникли трещины и разрушения отдельных узлов. После укорачивания несущих винтов на 500 мм, «тряска» как таковая не наблюдалась. Як-24 стал первым в Советском Союзе двухвинтовым вертолетом, в основе которого была продольная схема размещения винтов. А в период 1953-1957 годов – самым большим аппаратом этого класса в мире. Он имел самые высокие в мире показатели полезной нагрузки и мощностей двигателей.
Высокие летные характеристики Як-24 подтвердил в декабре 1955 года, когда на нем установили 2 мировых рекорда грузоподъемности. Поведение машины в полете было устойчивым, двигатели работали надежно. По технике пилотирования Як-24 оказался доступен любому летчику средней квалификации. В 1955 году вертолет приняли на вооружение советских ВВС. В нем можно было поместить военную технику и 19 десантников с полным снаряжением. Также вертолет использовали в народном хозяйстве.
В 1959 году вертолеты Як-24 принимали участие в крупномасштабных учениях стран-участниц Варшавского договора в районе Киева и на территории ГДР. В ходе учений вертолеты Як-24 выполнили перелеты по маршруту Москва − Берлин и Москва − Киев.
Помимо военных, существовали и гражданские модификации вертолета: «летающий кран», «комфортабельный пассажирский лайнер». Всего за время серийного производства было выпущено около ста машин этого типа. За десятилетие эксплуатации вертолет ни разу не подвергался крушениям с гибелью людей.
Технические характеристики вертолета Як-24
ЛТХ: | |||||
Модификация | Як-24 | ||||
Диаметр главного винта, м | 2 х 20.2 | ||||
Длина,м | 21.34 | ||||
Масса, кг | |||||
пустого | 10607 | ||||
нормальная взлетная | 14270 | ||||
максимальная взлетная | 16800 | ||||
Тип двигателя | 2 ПД Швецов АШ-82В | ||||
Мощность, кВт | 2 х 1268 | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 173 | ||||
Крейсерская скорость, км/ч | 150 | ||||
Перегоночная дальность, км | 1300 | ||||
Практическая дальность, км | 650 | ||||
Дальность с макс.нагрузкой, км | 255 | ||||
Практический потолок, м | 5000 | ||||
Статический потолок, м | 2700 | ||||
Экипаж, чел | 3 | ||||
Полезная нагрузка: | 30 солдат или 18 носилок или 4000 кг груза |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия |
Як-24А | Гражданский вариант, который мог использоваться в качестве летающего крана, способного поднимать на внешней подвеске груз в 5 000 кг. 1960 год |
Як-24К | Вариант с 9-местным VIP салоном и с более коротким фюзеляжем. |
Як-24Р | Гражданский, для 39 пассажиров с более мощными 2013 кВт (2700 л. с.) газотурбинными двигателями — не дошли до серийного производства. |
Як-24УБ | Выпуск составил около 50 машин. Улучшенный вариант мог перевозить до 40 солдат или 3500 кг груза, в том числе 2 ГАЗ-69 или противотанковые пушки. 1959 год |
Эксплуатация вертолета Як-24
В конце 1955 года на Як-24 установили два мировых рекорда: подъем груза весом 4 т на высоту 2902 м и 2 т на 5082 м. В августе того же года Як-24 впервые представили публике на параде в Тушино.
В следующем году в авиационном празднике участвовало четыре Як-24, высадивших на тушинский аэродром десант с техникой. В 1959 году вертолеты Як-24 были продемонстрированы на маневрах в ГДР и под Киевом. Интересной модификацией стал Як-24 в варианте трубоукладчика. Он предназначался для транспортировки и автоматической раскладки по трассе труб полевого магистрального трубопровода ПМТ-100.
Трубоукладочное устройство включало установленные по бортам фюзеляжа съемные кассеты емкостью по 44 трубы каждая. Трубы в кассете укладывались в два ряда. Сброс труб производился автоматически поочередно с правого и левого бортов. Як-24 стал первопроходцем и в освоении другой ныне широко распространенной профессии вертолетов — летающего крана. Один вертолет принимал участие в восстановлении Екатерининского дворца в Пушкине.
С этой целью Як-24 оборудовали системой внешней подвески, а в систему управления ввели автоматический стабилизатор на режиме висения. В июне 1959 года с помощью такого крана были заменены 30 деревянных ферм крыши дворца на 18 стальных ферм массой по 2000 кг.