Як-17 представляет собой реактивный истребитель разработки ОКБ Яковлева. По классификации НАТО имел название Feather. Самолет был создан на базе истребителя Як-15.
Реактивный истребитель Як-17 первый раз поднялся в воздух в мае 1947 года. Он выпускался с 1947 по 1949 год. Истребители применяли для обучения летного состава, а также экспортировали в страны Восточной Европы и Китай.
История создания истребителя Як-17
Поскольку у Як-15 была достаточно простая конструкция, но не слишком мощный двигатель РД-10, то рекомендовали его переоборудовать в учебно-тренировочный самолет. На основе этих пожеланий стали разрабатывать 1-местный Як-15 и 2-х местный Як-21Т, которые позже, после постановки на баланс вооруженных сил, назвали Як-17 и Як-17УТИ.
Самолет Як-17 разрабатывали из серийного Як-15, внеся некоторые изменения в конструкцию:
- увеличена кабина летчика;
- поставлена новая схема шасси;
- заменен фонарь на новый, у которого был получше обзор;
- поменялась форма оперения;
- установлены баки с топливом на конце крыла.
Из вооружения на самолете оставили 2 пушки НС-23 со 105 патронами, а также был установлен фотокинопулемет ПАУ-22 и прицеп АСП-1. Самолет был готов к июню месяцу 1947 года, тогда же был выполнен первый полет и начались заводские испытания, которые продлились до середины августа. После этого машина проходила Госиспытания, которые закончились в ноябре месяце.
Результатом испытаний предписывалось проведение некоторых доработок машины, но в целом они признаны удовлетворительными. Доработки самолета производились до марта месяца, а затем вновь последовали Госиспытания, по окончанию которых его отправили в серийное производство на грузинском заводе № 31.
Двухместный самолет Як-21Т был изготовлен в апреле 1947 года, он был сделан без оружия. Испытания его прошли спустя месяц по объективным причинам, они продлись 2 недели. Госиспытания продолжались до августа месяца, которые показали, что самолет не соответствует техническому заданию и по параметрам не дотягивает до заданных. Однако его все равно решили отправить в серию, поскольку нужна была учебно-тренировочная летная машина, он получил обозначение Як-17УТИ.
Всего было выпущено 430 машин Як-17 и Як-17УТИ.
Технические характеристики Як-17
ЛТХ: | |||||
Модификация | Як-17 | ||||
Размах крыла, м | 9.20 | ||||
Длина, м | 8.70 | ||||
Высота, м | 2.30 | ||||
Площадь крыла, м | 14.85 | ||||
Масса, кг | |||||
пустого | 2081 | ||||
нормальная взлетная | 2890 | ||||
максимальная взлетная | 3240 | ||||
Тип двигателя | 1 ТРД РД-10А | ||||
Тяга, кгс | 1 х 910 | ||||
Максимальная скорость, км/ч | |||||
у земли | 700 | ||||
на высоте | 748 | ||||
Практическая дальность, км | |||||
без ПТБ | 395 | ||||
с ПТБ | 717 | ||||
Практически потолок, м | 12750 | ||||
Экипаж, чел | 1 | ||||
Вооружение: | две 23 мм пушки НС-23 с 60 патронами на пушку. |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
Як-15У | Первоначальное обозначение Як-17. |
Як-17 | Серийный истребитель. |
Як-17УТИ | Двухместный учебно-тренировочный вариант. |
Як-17В | Польское обозначение Як-17УТИ. |
Як-21Т | Первоначальное обозначение Як-17УТИ. |
Эксплуатация Як-17
Первые экземпляры серийных истребителей Як-17 и Як-17УТИ стали поступать в авиаполки ВВС СССР в 1948 г. Их направляли не только в части ПВО для освоения Як-15, но и в другие военные соединения для ознакомления солдат с работой реактивной боевой авиатехники. Применение самолета в военных целях было малоэффективным. Этому мешал низкий запас моторесурса, небольшая дальность полета и низкая надежность мотора РД-10. Аварийные случаи в виде пожара, прогорания лопастей, несанкционированного выключения двигателя и т. п. возникали на данном самолете и его модификациях очень часто.
Тем не менее простота в управлении, отличный обзор из кабины, низкая посадочная скорость и короткая дистанция разбега делали его прекрасной тренировочной машиной. Благодаря вышеперечисленным качествам, присущим истребителю Як-17, поднялся вопрос о переходе ударной авиации с поршневых силовых установок на реактивные.
На вооружении самолет пробыл недолго и уже к 1952 г. был полностью списан с эксплуатации всех военных частей.