Реактивный истребитель Як-17, описание и характеристика

Истребитель Як-17

Як-17 представляет собой реактивный истребитель разработки ОКБ Яковлева. По классификации НАТО имел название Feather. Самолет был создан на базе истребителя Як-15.

Реактивный истребитель Як-17 первый раз поднялся в воздух в мае 1947 года. Он выпускался с 1947 по 1949 год. Истребители применяли для обучения летного состава, а также экспортировали в страны Восточной Европы и Китай.

История создания истребителя Як-17

Поскольку у Як-15 была достаточно простая конструкция, но не слишком мощный двигатель РД-10, то рекомендовали его переоборудовать в учебно-тренировочный самолет. На основе этих пожеланий стали разрабатывать 1-местный Як-15 и 2-х местный Як-21Т, которые позже, после постановки на баланс вооруженных сил, назвали Як-17 и Як-17УТИ.

Реактивный истребитель Як-17

Самолет Як-17 разрабатывали из серийного Як-15, внеся некоторые изменения в конструкцию:

  • увеличена кабина летчика;
  • поставлена новая схема шасси;
  • заменен фонарь на новый, у которого был получше обзор;
  • поменялась форма оперения;
  • установлены баки с топливом  на конце крыла.

Из вооружения на самолете оставили 2 пушки НС-23 со 105 патронами, а также был установлен фотокинопулемет ПАУ-22 и прицеп АСП-1. Самолет был готов к июню месяцу 1947 года, тогда же был выполнен первый полет и начались заводские испытания, которые продлились до середины августа. После этого машина проходила Госиспытания, которые закончились в ноябре месяце.

Результатом испытаний предписывалось проведение некоторых доработок машины, но в целом они признаны удовлетворительными. Доработки самолета производились до марта месяца, а затем вновь последовали Госиспытания, по окончанию которых его отправили в серийное производство на грузинском заводе № 31.

Самолет на стоянке

Двухместный самолет Як-21Т был изготовлен в апреле 1947 года, он был сделан без оружия. Испытания его прошли спустя месяц по объективным причинам, они продлись 2 недели. Госиспытания продолжались до августа месяца, которые показали, что самолет не соответствует техническому заданию и по параметрам не дотягивает до заданных. Однако его все равно решили отправить в серию, поскольку нужна была учебно-тренировочная летная машина, он получил обозначение Як-17УТИ.

Всего было выпущено 430 машин Як-17 и Як-17УТИ.

Технические характеристики Як-17

 ЛТХ:
Модификация   Як-17
Размах крыла, м   9.20
Длина, м   8.70
Высота, м   2.30
Площадь крыла, м   14.85
Масса, кг
  пустого   2081
  нормальная взлетная   2890
  максимальная взлетная   3240
Тип двигателя   1 ТРД РД-10А
Тяга, кгс   1 х 910
Максимальная скорость, км/ч
  у земли   700
  на высоте   748
Практическая дальность, км
  без ПТБ   395
  с ПТБ   717
Практически потолок, м   12750
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 23 мм пушки НС-23 с 60 патронами на пушку.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Як-15У Первоначальное обозначение Як-17.
Як-17 Серийный истребитель.
Як-17УТИ Двухместный учебно-тренировочный вариант.
Як-17В Польское обозначение Як-17УТИ.
Як-21Т Первоначальное обозначение Як-17УТИ.

Эксплуатация Як-17

Первые экземпляры серийных истребителей Як-17 и Як-17УТИ стали поступать в авиаполки ВВС СССР в 1948 г. Их направляли не только в части ПВО для освоения Як-15, но и в другие военные соединения для ознакомления солдат с работой реактивной боевой авиатехники. Применение самолета в военных целях было малоэффективным. Этому мешал низкий запас моторесурса, небольшая дальность полета и низкая надежность мотора РД-10. Аварийные случаи в виде пожара, прогорания лопастей, несанкционированного выключения двигателя и т. п. возникали на данном самолете и его модификациях очень часто.

Эксплуатация Як-17

Тем не менее простота в управлении, отличный обзор из кабины, низкая посадочная скорость и короткая дистанция разбега делали его прекрасной тренировочной машиной. Благодаря вышеперечисленным качествам, присущим истребителю Як-17, поднялся вопрос о переходе ударной авиации с поршневых силовых установок на реактивные.

На вооружении самолет пробыл недолго и уже к 1952 г. был полностью списан с эксплуатации всех военных частей.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: