В середине 40-х годов прошлого века советскими авиаконструкторами был создан реактивный истребитель Як-15. Самолет был спроектирован на базе истребителя Як-3.
Первый раз истребитель Як-15 взлетел летом 1946 года. Самолет выпускался на протяжении двух лет, с 1946 по 1947 год. Он считается переходной машиной от стандартных винтовых аппаратов к новым реактивным. Именно поэтому истребитель использовали как учебный самолет.
История создания и эксплуатация самолета Як-15
Советскому Союзу досталась трофейная техника и документация, но сами летательные аппараты не стали копировать, решили использовать двигатели Jumo-004 (РД-10) и запустили их в серийное изготовление. В апреле 1945 года ОКБ Яковлева поручили разработать реактивный самолет с мотором РД-10 и тягой 900 кгс. Его решили делать на основе Як-3, поскольку он хорошо себя зарекомендовал, и на место поршневого двигателя можно было установить реактивный, в целом не меняя конструкцию.
Благодаря этому, доработок было немного, и создание летательной машины заняло мало времени, первый экземпляр уже был готов в октябре 1945 года и назывался Як-ЮМО. Последовали первые пробные испытания, в результате которых машину пришлось дорабатывать. А уже в апреле 1946 года последовали настоящие заводские испытания. В это время самолет уже назывался Як-15. В этот же день проходили испытания и Миг-9.
Испытания были успешно завершены в июне, а в августе этого же года Як-15 и Миг-9 приняли участие в авиашоу в Тушино.
После этого поступило распоряжение И. В. Сталина о производстве 15 штук самолетов Як-15 и Миг-9 уже до парада в ноябре месяце. Что касается истребителя Як-15, то его комплектация упрощалась. На параде он должен предстать без вооружения и с топливным баком большего объема, а также радиооборудование необязательно должно быть в полной комплектации.
Производили самолеты на заводе в Тбилиси, но испытывать на грузинском аэродроме не могли, поскольку его ВВП была неудовлетворительной. Поэтому после производства летательные аппараты по железной дороге разобранными поставляли в город Жуковский. Там они проходили испытания. План выполнили, самолеты были приняты в ВВС, 50 Краснознаменный полк готовился к параду. Однако в этот праздничный день им так и не посчастливилось подняться в воздух, над Москвой завис сильный туман.
Не успели завершиться Госиспытания Як-15, как правительство выпустило постановление об изготовлении еще 50 машин такого типа, причем половина из них должны быть 2-местными. В 1947 году была выпущена эта партия машин, но 2-местные не изготовили, вместо них произвели те же Яки для парадов. А другая часть самолетов в качестве вооружения имела всего одну пушку.
На аэродроме Сейма в 1947 году начал работать учебный цент по переучиванию летчиков на управление самолетами с реактивным двигателем. Некоторые из этих летчиков были задействованы в параде на 1 Мая, когда произошла массовая демонстрация Як-15. Целью было показать, как быстро Советский Союз после войны наладил производство самолетов с реактивными двигателями.
Однако, подготовка к параду выявила много недостатков, она показала насколько это еще «сырой» вариант. Было выявлено:
- 71 дефект конструкции;
- 12 дефектов двигателя.
Однако это не помешало продемонстрировать на параде в Тушино «высший пилотаж» на Як-15, а в следующем году произошла демонстрация группового пилотажа на 5 самолетах, которую возглавлял генерал Е. Я. Савицкий. Также групповой пилотаж был продемонстрирован и в 1949 году, его возглавил полковник П. Чупиков. Всего было изготовлено 280 машин Як-15, а затем поступили на вооружение Як-17.
Самолеты Як-15 продолжали эксплуатироваться, использовались в вооруженных частях для ознакомления пилотов с реактивными самолетами до 1950 года, а затем были сняты с вооружения. История сохранила один экземпляр Як-15 в музее ОАО «ОКБ им А. С. Яковлева».
Особенности конструкции самолета Як-15
Силовая установка самолета Як-15 была представлена одним реактивным двигателем типа ЮМО-004. Он обеспечивал самолет тягой в 900 кгс. Что касается корпуса, то он практически идентичен корпусу истребителя Як-3. По внешнему виду аппарата можно сделать вывод, что конструкторы взяли Як-3 и оснастили его реактивным двигателем без особо существенных доработок.
Ферма корпуса была изготовлена из стальных труб, на которых крепилась дюралюминиевая обшивка. Носовая часть фермы имела специальные крепления, на которые был установлен двигатель. Днище корпуса машины было изготовлено из специального жаропрочного металла. Оперение в Як-15 полностью аналогично оперению самолета Як-3, был изменен только киль машины, а именно конструкторы увеличили его площадь. Крылья истребителя были составлены из двух лонжеронов, а по центру их была установлена арка, которая обхватывала силовую установку. Крыло было также обшито металлом и оснащено элеронами и посадочными щитками.
Топливная система аппарата была представлена четырьмя топливными баками. Два из них были установлены в крыльях, еще один − в носовом отсеке, а четвертый непосредственно был установлен над двигателем машины. Что касается электрооборудования нового истребителя, то оно было выполнено в точности, как и в предыдущем самолете.
Данную машину планировали оснастить двумя крупнокалиберными пушками типа НС-23К, которые хотели установить над двигателем аппарата.
Технические характеристики Як-15
Модификация | Як-15 |
Размах крыла, м | 9.20 |
Длина, м | 8.70 |
Высота, м | 2.27 |
Площадь крыла, м2 | 14.85 |
Масса: | |
пустого | 1852 |
взлетная масса | 2742 |
Тип двигателя | 1 ТРД РД-10 |
Тяга, кгс | 1 х 900 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 700 |
на высоте | 786 |
Крейсерская скорость, км/ч | 689 |
Практическая дальность, км | 510 |
Практически потолок, м | 13350 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 23-мм пушка (60 снарядов). |
Модификации
Название модели | |
Як-ЮМО | Другое обозначение Як-15. |
Як-ЮМО «вывозной» | Другое обозначение Як-21. |
Як-15 | Серийный истребитель. |
Як-15В | Другое обозначение Як-21. |
Як-15У | Истребитель на базе Як-15, в дальнейшем строился под обозначением Як-17. |
Як-17РД-10 | Истребитель с улучшенной аэродинамикой, включавшей новые скоростные профили крыла и доработанное оперение. Кроме того, на Як-17РД-10 был оборудован катапультируемым сидением с бронеспинкой, бронированным лобовым стеклом и новым шасси. Самолет был достроен 3 сентября 1946 года, на нем выполнили несколько рулежек, однако в воздух поднимать не стали. В дальнейшем, под обозначением Як-17 строился другой самолет. |
Як-21 | 9 июля 1946 г. Совмин выпустил Постановление № 1498—665 о создании учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением. Самолет не имел вооружения, на месте фюзеляжного бака разместили вторую кабину для курсанта. 5 апреля 1947 года Як-21 впервые облетал летчик испытатель завода № 31 П. У. Фокин. Серийно самолет не строился, ввиду того, что к весне 1947 года уже был облетан более совершенный Як-21Т. |
Як-21В | Другое обозначение Як-21. |
Як-21Т | Двухместный учебно-тренировочный истребитель на базе Як-15, в дальнейшем строился под обозначением Як-17УТИ. |