Учебный истребитель Як-11, описание и особенности

Истребитель Як-11

Самолет Як-11 представляет собой советский учебно-тренировочный истребитель. Название по классификации НАТО – Moose.

Учебный истребитель Як-11 использовали страны социалистического лагеря с 1947 по 1962 годы. За это время самолет в своем классе установил ряд мировых рекордов по скорости.

Рассмотрим более подробно учебный истребитель Як-11, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации самолета и боевое применение.

История создания

Учебно-тренировочный истребитель решили создавать на основе Як-3, и получил он обозначение Як-3УТИ. Свой первый полет он совершил в 45 году, а через год появился Як-11, в котором было много узлов от истребителя Як-3. На него установили мотор АШ-21, разработки конструктора А. Д. Швецова, а в 46 году истребитель был отправлен в серийное производство, его поставки происходили уже в 47 году.

Як-11 было построено 3850 штук, затем появилась модификация У, эти самолеты предназначались для подготовки летчиков реактивных самолетов. Эти машины производились до 1954, а затем началось строительство летательных аппаратов с обозначением С.11. Их производили в Чехословакии, и построено было 707 машин. Все они использовались в странах Содружества, а также экспортировались в коммунистические страны.

Учебный истребитель Як-11

Сейчас сохранилось много Як-11 в рабочем состоянии, более 100 штук находятся в различных музеях авиации. Их можно встретить во Франции, Чехии, Бельгии, США, среди них много С.11.

Описание конструкции Як-11

Самолет получил цельнометаллическую конструкцию. Он обладал двухлонжеронным крылом, обшитым металлом. Его передняя часть имела небольшие вырезы, куда монтировались амортизационные стойки, а также колеса шасси при убирании. Они представляли собой выгибание лонжерона по форме всех элементов, которые туда помещаются. Элероны с поворотным рулем покрывались полотном. Посадочные щитки обшивались дюралем.

Каркас из металла включал 4 лонжерона и 11 шпангоутов. На первой раме располагались крепежи мотора, представленные в виде небольшой конструкции из труб и кольца. Капот двигателя имел входное кольцо, обтекатель, половинчатую крышку с лючками. Спереди размещались специальные жалюзи, с помощью которых можно было управлять степенью охлаждения мотора.

Передние стойки шасси убирались в вырезы на крыле, а заднее колесо всегда оставалось на месте. На каждую из них монтировали амортизационную конструкцию. Внутри двигался поршень со штоком, который управлял колесами. Соединения с помощью траверсы исключали произвольное открытие шасси. Наличие тормозных барабанов помогало останавливать колеса при движении по взлетно-посадочной полосе. Управление выпуском и убиранием шасси осуществлялось через применение бортовой системой сжатого воздуха, отправляющегося из компрессора и двух баллонов. Также контролировались пуск двигателя, торможение и регуляция жалюзи.

Конструкция самолета

Два топливных бака имели объем по 173 л. Также был предусмотрен расходный бачок на 13,5 л. Первые располагались внутри крыла, а последний устанавливали в фюзеляж. Масляная система имела бак на 35 л, а также множество дополнительных элементов, включая индикаторы.

Управление двигателем осуществлялось с приборной панели самолета. Там же устанавливались все необходимые переключатели и индикаторы. Все это находилось в первой кабине, предназначенной для ученика. Вторая, инструкторская, имела отдельные элементы на своей приборной панели, дублирующие ученическую. Это позволяло взять управление самолетом на себя при возникновении опасности или нештатной ситуации.

Технические характеристики Як-11

Модификация   Як-11
Размах крыла, м   9.20
Длина самолета,м   8.50
Высота самолета,м   3.28
Площадь крыла,м2   15.40
Масса, кг
  пустого самолета   1854
  максимальная взлетная   2418
Внутренне топливо, кг   268
Тип двигателя   1 ПД Швецов АШ-21
Мощность, л.с.   1 х 570
Максимальная скорость, км/ч   456
Крейсерская скорость, км/ч   330
Практическая дальность, км   1290
Продолжительность полета, ч.мин   4.20
Практический потолок, м   7000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один синхронизированный 12.7-мм пулемет УБС
  две бомбы от 25 до 100 кг, фотокинопулемет ПАУ-22

Модификации

За время эксплуатации Як-11 было создано шесть модификаций.

Название модели Краткие характеристики, отличия
Як-11А Проект одноместного пилотажного самолета. Главное отличие — одноместная кабина на месте ученической.

Проект не был реализован.

Як-11 Буксировщик мишени Буксировщик мишеней-конусов. Под фюзеляжем устанавливалась лебедка, к которой пристыковывался конус с амортизатором, длина троса 350 м. В 1950 году система была принята на вооружение.
Як-11 ВКП Воздушный командный пункт для управления беспилотными самолетами-мишенями МиГ-15М, МиГ-19М,Ту-16М. В кабине оборудовано рабочее место оператора, который осуществлял дистанционное управление мишенью на этапе взлета, после чего управление передавалось наземному командному пункту.
Як-11 фоторазведчик Для выполнения одиночных снимков и плановой съемки маршрутов был установлен аэрофотоаппарат АФА-АМ. Аэрофотоаппарат устанавливался в задней части фюзеляжа за кабиной пилота с выводом объектива в нижней части. Для эксплуатации при низких температурах был предусмотрен электрообогрев. Серийное производство начато в 1951 году.
Як-11У Модификация Як-11 с установкой носовой стойки.
Як-11Т Модификация Як-11У, оснащенная оборудованием слепого захода на посадку. Летчик мог посадить самолет в условиях любой видимости или полной ее отсутствии. Испытания проводились в 1952 году. Был изготовлен только один самолет.

Эксплуатация самолета Як-11

Поставка самолета в летные училища началась в 1947 году. После первого года использования рапортовали о том, что машина легка и удобна в управлении, устойчива в полете, что кабина машины удобная, обзор у летчиков хороший. У пилотов не было особых трудностей, чтобы освоить самолет. Отмечали также, что двигатель довольно надежный и экономный. За время выработки его ресурса в 100 часов мощность не падает.

Однако, были отмечены и некоторые недостатки машины. А именно то, что нужна большая длина разбега для взлета самолета и он имеет недостаточную вертикальную скорость. Эти недостатки обусловлены малой мощностью двигателя.

В полете

В целом, как учебный самолет, Як-11 был неплох. На нем было даже установлено несколько мировых рекордов:

  • 1950г — пилот Я. Д. Форостенко на дистанции 500 км показал скорость самолета 441 км/час, а через год на этой же дистанции — 471,3 км/ч;
  • 1951г — пилот Н. М. Голованов на дистанции 1 тыс. км показал скорость 442,3 км/ч;
  • 1953 г — пилот П. И. Захудалин на дистанции 2 тыс. км показал скорость 360 км/час;
  • 1954 года — пилот И. С. Чернов совершил беспересадочный перелет на расстояние 1990,183 км.

В 50 годы прошлого века модели Як-11 использовались в клубах ДОСААФ без военного снаряжения. На балансе ВВС Як-11 находились до 1963 года, в авиационных клубах они эксплуатировались дольше, до 1970 года.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: