Стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-102, подробный обзор

СКР Х-101 и Х-102

На сегодняшний день современные средства противовоздушной обороны являются смертельной угрозой для любого самолета, но только не для российских стратегических бомбардировщиков.

У самолетов Ту-95 и Ту-160 нет необходимости заходить в зону действий любой ПВО, так как их основным оружием являются крылатые ракеты воздушного базирования, способные поражать цели на удалении в тысячи километров от точки запуска. Наиболее совершенным видом данного оружия на сегодня считаются ракеты Х 101 и Х-102, уже опробованные в ходе реальных боевых действий.

История создания

Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления.

Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу.

Стратегические крылатые ракеты Х-101

Ориентировочно в первой половине девяностых МКБ «Радуга» начало проект, целью которого являлось создание двух крылатых ракет большой дальности: Х-101 и Х-102. Стоит отметить, в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала проекта, от первой половины восьмидесятых до середины девяностых.

Предполагалось, что обе ракеты будут максимально унифицированы, а все различия коснутся лишь боевой части. Х-101 должна была нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 – ядерную. К сожалению, большинство информации о проекте Х-101/102 до сих пор засекречено и поэтому часть имеющихся сведений о нем носит оценочный характер. Тем не менее, и при сложившемся дефиците данных можно составить правдоподобную картину.

Во второй половине прошлого десятилетия в открытый доступ начали регулярно попадать фотографии бомбардировщиков Ту-95МС, на внешней подвеске которых располагались некие новые ракеты. Отсутствие информации о каких-либо подобных проектах помимо Х-101 послужило поводом для соответствующих предположений.

Принцип действия и конструкция ракеты

При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 ее корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).

Кроме того, изменена аэродинамическая схема – если Х-55 являлась среднепланом, то Х-101 – низкоплан. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым – несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.

На самолете

Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс (по другим данным, до 450 кгс). Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55.

Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера.

Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания.

Режим полета задается обычно еще на аэродроме (допускается также перенацеливание уже после запуска) – в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров.

Технические характеристики

Длина, м: 7,45
Диаметр, мм 742
Размах крыла, м 3
Стартовый вес, кг 2200—2400
Масса БЧ, кг 400
Масса топлива, кг: 1250
Скорость, м/c, крейсерская 190—200
Скорость, м/c, максимальная 250—270
Дальность пуска, км до 4500—5500 по разным данным
Профиль полета изменяемый
Высота профиля полета, м от 30—70 до 10 000
ЭПР, кв. м. 0,01
Тип ГСН оптоэлектронная система коррекции + ТВ
Силовая установка Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс
Точность (КВО), м 5-6
Ядерный вариант ракеты Х-102 (250 кт)

Поскольку Х-101 – это стратегическая крылатая ракета, большинство информации о ней засекречено. Указать ее основные характеристики можно только приблизительно.

Обслуживание ракет

Х-102, в  отличие от Х-101, является ракетой с ядерной боевой частью, мощность которой составляет, по разным данным, от 200 килотонн до одной мегатонны. При каком высотном режиме достигается максимальная дальность полета, точно неизвестно. В то же время при испытаниях и практическом применении ракеты была получена более высокая точность — круговое вероятное отклонение составило не более 5-7 метров.

Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ

Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического  бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом:

  1. Установлены двигатели с улучшенными характеристиками;
  2. Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс;
  3. Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1.021»;
  4. Заменено приборное оборудование;
  5. На крыльях размещены держатели, приспособленные для подвешивания ракет Х-101.

Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями.

Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так – в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55.

Взлет самолета

Значительно меньше информации имеется про другой самолет, вооруженный Х-101/102 – сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160М. Дело в том, что основным «медийно освещенным» направлением модернизации «Белого лебедя» стала его адаптация под использование обычных свободнопадающих бомб, в то время как размещение на борту новейших ракет почему-то отошло на второй план.

Можно предположить, что в оружейных отсеках обновленного Ту-160 были установлены модернизированные барабанные пусковые установки – ведь нагрузка на держатели при использовании Х-101 возросла почти в два раза. Кроме того, обновления наверняка потребовал прицельно-навигационный комплекс этого самолета.

Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102

Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики ее грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от ее воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» (боевая часть – 450 кг), «Искандер» (480 кг) и «Томагавк» (450 кг). Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними – огромная дальность полета.

Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты. К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР – ведь полет займет не меньше семи часов.

Пуск ракеты

Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность ее использования против подвижных объектов. Разумеется, стрельба столь дорогими ракетами по танкам была бы бессмысленной, однако головка самонаведения, вероятно, позволяет нацеливаться на корабли противника, а это заметно расширяет диапазон боевого применения. ПКР со столь впечатляющей дальностью (точнее, самой большой в мире) могла бы внести заметные изменения в баланс сил на море.

Боевое применение

Первые реальные цели были поражены при помощи Х-101 17 ноября 2015 года. В этот день 16 крылатых ракет воздушного базирования, выпущенных с бомбардировщиков Ту-160, поразили ряд ключевых объектов, принадлежавших различным террористическим группировкам, действовавшим на территории Сирии.

19 и 20 ноября 2015 года «Белые лебеди» нанесли еще два удара по боевикам. Ровно год спустя состоялись первые боевые запуски Х-101 с самолетов Ту-95МСМ. В 2017-м году эти же бомбардировщики вновь применяли против террористов новые ракеты – 5-го июля и 26-го сентября.

Всего в ходе Сирийской кампании было использовано более пятидесяти четырех ракет Х-101. По официальной информации Министерства обороны России, все они успешно попали по назначенным целям, в том числе и по подвижным. Террористы попытались (видимо, с подачи своих тайных иностранных спонсоров) принизить боевые качества российского оружия, но представленные ими «доказательства» мало кого убедили.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: