Самоходная артиллерийская установка «Wespe», описание и характеристики

САУ «Веспе»

САУ «Веспе» представляет собой легкую немецкую самоходную артиллерийскую установку класса самоходных гаубиц времен Второй мировой войны. В переводе с немецкого «Wespe» — это оса. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии обозначалась как Sd.Kfz. 124.

Рассмотрим более подробно немецкую самоходную артиллерийскую установку «Wespe», ее историю создания, технические характеристики и боевое применение.

История создания

Немецкое самоходное артиллерийское орудие «Wespe» («Оса» — нем.) разрабатывалось в рамках концепции «полевого орудия на мобильном лафете» — артсистемы, в котором ходовая часть играла роль своеобразного несъемного тягача. Главной задачей этой САУ была поддержка и сопровождение огнем танковых и моторизованных частей на поле боя.

Проектированием машины занималось конструкторское бюро фирмы «Allket» в Берлине. В качестве базы было использовано шасси танка Pz-II Ausf.F, подвергшееся значительной перекомпоновке и получившее обозначение Geschutzwagen II (Gw II).

Серийное производство САУ началось в феврале 1943 года на заводах FAMO в Бреслау и Варшаве. Первоначальный заказ Управления вооружений составлял 1000 единиц, однако поздней осенью 1943 года его уменьшили до 835, включая перевозчики боеприпасов. До августа 1944 года заводские цеха покинуло 676 самоходных гаубиц «Wespe» и 159 перевозчиков боеприпасов на том же шасси. «Wespe» поступали на вооружение первых дивизионов в артиллерийских полках танковых дивизий. В каждом дивизионе две батареи имели на вооружении по шесть самоходных гаубиц и два перевозчика боеприпасов в каждой. Одной из первых новые боевые машины получила дивизия СС «Адольф Гитлер».

Самоходная артиллерийская установка «Wespe»

Боевое крещение «Wespe» прошли в ходе операции «Цитадель». В ней приняли участие 68 САУ этого типа, 14 из которых были потеряны. До конца 1943 года на Восточном фронте было потеряно 98 «Wespe». Позже такие самоходки использовали в танковых соединениях вермахта и войск SS на всех фронтах вплоть до конца войны. К 1 марта 1945 года в войсках еще оставалась 321 «Wespe».

«Wespe», как и противотанковая САУ «Marder», оказалась наиболее удачной самоходно-артиллерийской установкой, созданной на базе танка Pz-II. Продуманная компоновка и размещение качающейся части гаубицы почти по оси центра тяжести машины позволили равномерно распределить массу на опорные катки, что обусловило высокую живучесть ходовой части.

Всего в период с 1943 по 1944 г.г. было изготовлено 676 САУ «Wespe».

Особенности конструкции САУ «Wespe»

Самоходное орудие, экипаж — четыре человека: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.

  • Корпус. Самоходные орудия «Wespe» выпускались на базе шасси танка PzKpfw II Sd.Kfz.121 Ausf.F. Спереди, слева располагалось место механика водителя, которое было оборудовано полным комплектом приборов. Приборная доска крепилась к потолку. Доступ к месту механика водителя открывал двухстворчатый люк. Обзор с места водителя обеспечивался смотровым прибором «Fahrersichtblock», расположенном на передней стенке поста управления. Изнутри смотровой прибор был закрыт вкладышем из бронестекла. Кроме того, слева и справа на ходились смотровые щели. У основания передней плиты располагался металлический профиль, усиливающий броню в этом месте. Передняя бронеплита была подвешена на петлях, что позволяло механику-водителю поднимать ее, чтобы улучшить обзор. Справа от поста управления размещался двигатель и коробка передач. Пост управления отделялся от двигателя противопожарной перегородкой, причем позади кресла механика-водителя имелся люк. Над и позади двигателя располагалось боевое отделение. Боевое отделение не имело крыши, а спереди и с боков прикрывалось бронелистами. По бокам размещался боезапас. Слева в двух стеллажах размещались снаряды, а справа — гильзы. Радиостанция крепилась к левому борту на специальной раме-стеллаже, имевшем специальные резиновые амортизаторы, защищавшие радиостанции от вибрации. Антенна крепилась к левому борту. Под креплением антенны располагался зажим для пистолета-пулемета МР-38 или МР-40. Подобный зажим размещался и на правом борту. Рядом с пистолетом-пулеметом к борту крепился огнетушитель. На полу слева находились две горловины топливных баков, закрывающиеся пробками. Гаубица крепилась к лафету, который, в свою очередь, был наглухо соединен с полом боевого отделения. Под гаубицей располагался дополнительный воздухозаборник силового отделения, закрытый металлической решеткой. Маховик вертикальной наводки располагался справа от казенника, а маховик горизонтальной наводки — слева. Верхняя часть задней стенки крепилась на петлях и ее можно было откидывать, что облегчало доступ к боевому отделению, например при погрузке боекомплекта. На крыльях размещалось дополнительное оснащение. На левом крыле лежала лопата, а на правом — ящик с запасными частями и топливный насос.
  • Силовая установка. Самоходное орудие «Wespe» приводились в движение шестицилиндровым рядным карбюраторным четырехтактным верхнеклапанным двигателем жидкостного охлаждения «Maybach» 62TRM мощностью 104 кВт/140 л.с. Ход поршня 130-мм, диаметр поршня 105-мм. Рабочая емкость двигателя 6234 см3, степень сжатия 6,5,2600 об./мин. Пуск двигателя осуществлялся при помощи стартера «Bosch» GTLN 600/ 12-1500. Топливо — этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74. Бензин находился в двух топливных баках общей емкостью 200 литров. Карбюратор «Solex» 40 JFF II, механический топливный насос «Pallas» Nr 62601. Сцепление сухое, двухдисковое «Fichtel & Sachs» К 230К. Двигатель жидкостного охлаждения. Воздухозаборники располагались по бортам корпуса. Дополнительный воздухозаборник располагался внутри боевого отделения под казенной частью гаубицы. Выхлопная труба выводилась на правый борт. Глушитель крепился к задней части правого борта. Коробка передач механическая семискоростная с редуктором типа ZF «Aphon» SSG 46. Бортовые передачи синхронные, тормоза дискового типа «MAN», ручной тормоз механического типа. Крутящий момент передавался от двигателя на коробку передач при помощи ведущего вала, проходящего вдоль правого борта.
  • Шасси. Шасси и ходовая часть состояла из гусениц, ведущих колес, направляющих колес, пяти опорных катков 550x100x55-мм и трех поддерживающих колес 200×105-мм. Опорные катки имели резиновые бандажи. Каждый каток независимо подвешивался на эллиптической полурессоре. Гусеницы — раздельнозвенные, двухгребневые. Каждая гусеница состояла из 108 траков, ширина гусеницы 500-мм.
  • Электрическое оборудование. Электрическая сеть — одножильная, напряжение 12В с предохранителями. Источник тока генератор «Bosch» BNG 2,5/AL/ZMA и аккумулятор «Bosch» напряжением 12В и емкостью 120 А/ч. Потребителями электроэнергии были стартер, радиостанция, система зажигания, две фары (мощностью 75Вт), путевой прожектор «Notek», лампочки подсветки приборной доски и звуковой сигнал.
  • Вооружение. Основное вооружение самоходных орудий «Wespe» — гаубица 10,5 cm leFH 18 L/28 калибра 105-мм, оснащенная специальным дульным тормозом SP18. Масса фугасного снаряда 14,81 кг, масса метательного заояда тип «6» 1,022 кг, начальная скорость снаряда ,470 м/с. Дальнобойность 10600 м. Сектор обстрела 20° в обе стороны, угол возвышения +2…+48°. боекомплект 32 выстрела. Гаубицу 10,5 cm leFH 18 сконструировали на фирме «Rheinmetall-Borsing» (Дюссельдорф). В некоторых случаях на самоходки устанавливали 105-мм гаубицу 10,5 cm leFH 16, сконструированную фирмой «Krupp». Эта гаубица во время войны снималась с вооружения частей полевой артиллерии. Старую гаубицу устанавливали на самоходки 10,5 cm leFH 16 auf «Geschuetzenwagen» Mk VI(e), 10,5 cm leFH 16 auf «Geschuetzwagen» FCM 36(f), а также на нескольких самоходках на базе танков «Hotchkiss» 38Н. Длина ствола 22 калибра — 2310-мм, дальнобойность 7600 метров. Гаубицы могли оснащаться дульным тормозом или не оснащаться им. Масса гаубицы составляла около 1200 кг. Для гаубицы использовались фугасные и осколочные боеприпасы. Дополнительное вооружение составлял 7,92-мм пулемет «Rheinmetall-Borsing» MG-34, перевозившийся в внутри боевого отделения. Пулемет был приспособлен для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Личное вооружение экипажа составляли два пистолета-пулемета МР-38 и МР-40, хранившихся у бортов боевого отделения. Боезапас к пистолетам-пулеметам 192 патрона. Дополнительное вооружение составляли винтовки и пистолеты.

САУ на поле боя

Технические характеристики САУ «Wespe»

Страна: Германия
Тип: Самоходная гаубица
Дата выпуска: 1943 г.
Длинна: 4,81 м
Ширина: 2,28 м
Высота: 2,3 м
Броня, лоб: 30 мм
Броня, борт: 14,5 мм
Броня, башня: 10 мм
Экипаж: 5 человек
Двигатель: Карбюраторный, мощностью 140 л.с.
Дальность хода: 140 км (по шоссе)
Максимальная скорость: 40 км/ч (по шоссе)
Масса: 11 тонн
Вооружение: 1x 105-мм гаубица leFH 18/2, 1x 7,92-мм пулемет MG-34

Боевое применение САУ «Wespe»

Самоходные гаубицы Wespe организационно входили в состав дивизионов самоходной артиллерии в составе артиллерийских полков танковых дивизий. Так артполк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались буксируемыми орудиями, а третий дивизион оснащался самоходными артиллерийскими установками.

Он состоял из двух батарей САУ Wespe (12 штук) и одной батареи САУ Hummel (6 штук). Всего в артиллерийском полку танковой дивизии насчитывалось 42 орудия, 18 из которых были самоходными. Почти все самоходные гаубицы Wespe несли на броне буквенное обозначение от А до F (шестиорудийная батарея). На каждую батарею должно было приходиться также по два транспортера боеприпасов на базе Wespe.

Боевое применение

Дебют «Ос» состоялся в начале 1943 года на Восточном фронте. Скорее всего, они успели принять участие в Третьей битве за Харьков, которая продолжалась с 19 февраля по 19 марта 1943 года, в составе танковых дивизий СС. Точно можно сказать о том, что данные самоходные гаубицы использовались немцами во время сражения на Курской дуге.

В количественном отношении распространение данных САУ в войсках происходило следующим образом:

  • На 31 мая 1943 года — 84 САУ Wespe в составе 6 танковых дивизий.
  • На 31 июня 1943 года — 168 САУ Wespe в составе 15 танковых дивизий.
  • На 30 сентября 1943 года — 276 САУ Wespe в составе 24 танковых дивизий.
  • На 31 декабря 1943 года — 346 САУ Wespe в составе 31 танковой дивизии.

Основной задачей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых и пехотных частей. Чаще всего самоходные гаубицы не принимали участия в ближнем бою, ведя огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. Однако в боекомплект самоходок все равно включались бронебойные снаряды, которые оставляли им шанс на выживание при прямом столкновении с бронетехникой противника. В литературе содержится крайне мало информации об истории артиллерийских частей немецких танковых дивизий.

Связано это с тем, что роль артиллерии в танковых дивизиях вермахта недооценивалась, более того немецкое командование рассматривало ее как вспомогательный род войск. При этом части, вооруженные САУ Wespe, несли постоянные потери в боях. Самоходные орудия были слабо бронированы и представляли собой прекрасную цель для танков и противотанковой артиллерии противника.

Подготовка к выстрелу

После сражения под Курском самоходные гаубицы Wespe приняли участие в боях в Италии, а также на Западном фронте. Они принимали участие в боевых действиях вплоть до мая 1945 года. Экипажи данных самоходных гаубиц отмечали их высокую огневую мощь и хорошую мобильность машин.

В то же время у них был и целый ряд недостатков, часть из которых не удалось исправить на протяжении всего серийного производства. В частности двигатель САУ был недостаточно мощным, что вело к повышенным нагрузкам и частым поломкам. Ходовая часть легкого танка, несмотря на ее усиление и адаптацию, не была предназначена для установки 105-мм гаубиц, обладающих сильной отдачей. Это приводило к поломкам шасси, поэтому большое количество боевых машин часто находилось в ремонте, что снижало боеготовность подразделений. В целом же самоходная гаубица представляла собой целесообразный вариант использования шасси устаревших легких танков.

До наших дней сохранилось достаточное количество данных САУ. К примеру, только во Франции экспонируется три машины, еще одна находится на Абердинском полигоне в США. В России посмотреть на Wespe вблизи можно, посетив Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1209
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector