Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1, характеристики и особенности

Самолет УТ-1

УТ-1 представляет собой советский учебно-тренировочный самолет. Он был разработан в в ОКБ имени Яковлева и совершил свой первый полет 31 мая 1936 года. Самолет УТ-1 использовался для подготовки пилотов высокой квалификации в мирное время.

В годы войны около 50 самолетов были вооружены 1-2 пулеметами и подвесками для 2-4 небольших бомб или реактивных снарядов РС-82. Этот штурмовой вариант назывался УТ-1б, применялся на юге советско-германского фронта.

Рассмотрим более подробно учебно-тренировочный самолет УТ-1, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию самолета.

История создания

В 1930-е годы летчики проходили обучение в аэроклубах Осоавиахима на двухместных учебных самолетах У-2 и УТ-2. Для повышения качества летной подготовки и мастерства пилотов требовались более скоростные самолеты, что привело к появлению учебно-тренировочного самолета УТ-1.

Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1

При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача: добиться максимально возможной скорости при минимальных массе, габаритах и мощности двигателя.

Особенности конструкции УТ-1

Данный аппарат являл собой свободнонесущий моноплан, который имел смешанную конструкцию строения. Данная машина управлялась одним пилотом и была оснащена одноместной открытой кабиной. Перед ней был установлен ветровой козырек. Шасси самолета было неубирающегося типа.

Фюзеляж машины был представлен сварной фермой, которая была изготовлена из стальных труб тонкого сечения. С внешней стороны корпус был оснащен деревянным шпангоутом, а также для лучшей обтекаемости − стрингерами. Что касается боков и днища машины, то они были обтянуты полотном. Но носовая часть изготовлялась из стали, все пространство за кабиной пилота было изготовлено из фанеры. В моторный отсек были установлены такие агрегаты, как масляный бак и два бензобака. Приборная доска пилота и его кресло тоже были изготовлены из дерева, за спинкой кресла был размещен парашют.

Схема конструкции

Крылья были изготовлены из двух лонжеронов и были неразъемными. Лонжероны имели коробчатый вид. Нужно уточнить, что все детали крыла были изготовлены из дерева, только задняя его часть имела алюминий в своей конструкции.

Силовая установка была представлена пятицилиндровым двигателем воздушного охлаждения класса М-11. Он мог развивать максимальную мощность, которая составляла 100 лошадиных сил. На некоторые самолеты данного типа были установлены более мощные двигатели типа М-11Г, которые обладали 115 лошадиными силами. Винт аппарата имел фиксированный шаг и был оснащен двумя лопастями, которые тоже были изготовлены из дерева. Капот, который был установлен на самолет УТ-1, прикрывал только крышку картера двигателя, а цилиндры не имели крышек, это помогало лучшему охлаждению. Запуск двигателя производился вручную способом проворачивания винта.

Большое количество оперения аппарата было изготовлено из алюминия, за исключением бортов машины. Для того чтобы повысить прочность и жесткость конструкции, были установлены расчалки, которые соединяли киль и стабилизатор. Проводка, которая обеспечивала управление рулями высоты, была изготовлена в жестком варианте, а к рулям направления крепилась мягкая проводка.

Шасси самолета УТ-1 было представлено тремя стойками, которые составляли пирамидальную конструкцию, состоявшую из стойки вильчатого типа. Задние стойки и подкосы крепились к лонжеронам крыла. Для обеспечения более мягкой посадки стойки были оснащены резиновыми вставками и пластинчатыми амортизаторами. Колеса шасси были оборудованы алюминиевыми обтекателями и не имели тормозных систем. В холодное время года колеса можно было заменить на шасси лыжного типа.

В полете

На основе УТ-1 было изготовлено множество модификаций самолетов, среди которых были как учебные, так и боевые аппараты.

Технические характеристики УТ-1

Модификация   УТ-1
Размах крыла, м   7.30
Длина, м   5.75
Высота, м   2.34
Площадь крыла, м2   9.58
Масса, кг
  пустого самолета   442
  нормальная взлетная   611
Тип двигателя   1 ПД М-11
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   241
Крейсерская скорость, км/ч   212
Практическая дальность, км   670
Максимальная скороподъемность, м/мин   300
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   1

Модификации

 УТ-1(АИР-14)  первоначальная модификация.
 АИР-15 (УТ-15)  гоночный самолет с крылом профиля Ф. Г. Гласса (безмоментным). Был испытан в начале 1938 г. и передан в ЦАГИ для дальнейших исследований
 АИР-18  серийный УТ-1, но с двигателем Рено «Бенгали» 4 в 140 л. с. и с закрытой кабиной. Летал в общем, как серийный УТ-1. Один экземпляр его был установлен на поплавковое шасси. Серийно не строился.
 Я-21(УТ-21, АИР-21,самолет № 21)  тот же АИР-18, но с двигателем Рено «Бенгали» 6 (МВ-6) в 220 л. с. Скорость превышала 300 км/ч. Самолет был особенно труден в пилотировании. Проходил испытания в начале 1938 г., переделывался в 1939 г. под обозначением № 25, но работы не были завершены из-за переключения ОКБ на боевые самолеты.

Эксплуатация самолета УТ-1

Самолет УТ-1 серийно выпускался несколько лет, всего было выпущено более 1200 машин. Удачная конструкция машины послужила базой для многих вариантов и модификаций. Главным недостатком исходного варианта самолета была неустойчивость на некоторых режимах полета.

Впоследствии недостаток был устранен смещением вперед центра тяжести за счет удлинения моторамы. Самолеты применялись для тренировок летчиков-истребителей. Для отработки навыков стрельбы в воздухе на самолет устанавливались пулеметы ШКАС. В годы войны УТ-1 успешно применялся в боевых условиях для поражения воздушных и наземных целей. На УТ-1 с экспериментальным крылом были исследованы в полете особенности динамики самолета на больших углах атаки.

Эксплуатация самолета УТ-1

На самолете было установлено шесть мировых рекордов скорости, дальности и высоты. В октябре 1937 г. летчик Д.Н. Федосеев выполнил рекордный перелет Москва — Уфа дальностью 1174,8 км.

Весной 1937 г. на Тушинском аэродроме проходил авиационно-спортивный праздник, на котором демонстрировались новые самолеты. После праздника так же, как в 1935 г., было решено устроить соревнования для выявления лучших самолетов. Воздушные гонки решили провести по маршруту Москва — Севастополь — Москва.

К старту было подготовлено 19 самолетов разных конструкторов. На аэродром проводить летчиков приехали секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев и заместитель наркома обороны по авиации Я.И. Алкснис. 24 июля 1937 г. по заранее определенному жеребьевкой порядку самолеты поднялись в воздух.

Стартовавший последним летчик В.П.Дымов на самолете УТ-1 с двигателем М-11Е стал победителем на половине маршрута, а затем и всей гонки. Кубок ЦК ВЛКСМ был присужден летчику В.П. Дымову как абсолютному чемпиону.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: