Грузовой вездеход «Урал-375», оснащенный бензиновым двигателем, считается настоящим пожирателем топлива. Дело в том, что при движении по местности автомобиль мог потреблять до 100 литров топлива на 100 км пути.
Такая низкая топливная экономичность с лихвой перекрывалась выдающейся проходимостью, прочностью конструкции и высокой грузоподъемностью. В 60-е годы на расход топлива никто не обращал внимания, так как стоимость бензина была низкая. Зато позже данная особенность послужила одной из причин замены вездехода на более экономичные дизельные варианты.
История создания
К началу 50-х годов в Советской Армии имелись вездеходные автомобили грузоподъемностью 1 тонна (ГАЗ-67 и перспективный ГАЗ-69), 2 тонны (ГАЗ-63) и 3 тонны (ЗиС-151 и находившийся в разработке ЗиЛ-157). Для перевозки тяжелого оборудования приходилось использовать гражданские грузовые автомобили МАЗ-200 и ЯАЗ-210 с задними ведущими колесами.
На базе гражданского грузовика МАЗ-200 была создана модификации с полным приводом МАЗ-502, но осевая нагрузка выходила за допустимые для вездеходов пределы. Это стало причиной начала в 1953 году работ в институте НАМИ по перспективному многоцелевому вездеходу.
Разрабатываемая машина с грузоподъемностью 5 тонн должна была занять промежуточное положение между ЗиС-151 и КрАЗ-214 (вариант ЯАЗ-210 с полным приводом). Прототип получил обозначение НАМИ-020 и оснащался бензиновым мотором мощностью 180 л.с. В конструкции использовались мосты проходного типа и пневмогидравлические тормоза. После проведения испытаний документацию передали на Уральский автомобильный завод.
Первые машины были собраны в 1958-59 году, параллельно с реконструкцией производственных помещений на заводе.
Испытания предсерийных машин проводились в конце 1959 и начале 1960 года.
По результатам испытаний конструкция вездехода претерпела небольшие изменения, а уже 7 ноября 1960 года был собран первый серийный «Урал-375». Вездеход принял участие в торжествах, посвященных годовщине Октябрьской революции. Серийное производство стартовало в январе 1961 года.
Завод производил бензиновые версии машин до 1992 года. Причем с 1977 года основную долю производства стал занимать дизельный вездеход «Урал-4320», который быстро вытеснил машины семейства 375 из армейских строевых частей. Всего было выпущено не менее 110 тыс. автомобилей «Урал-375» различных модификаций.
Особенности конструкции грузового автомобиля «Урал-375»
Первый серийный автомобиль «Урал-375» был выпущен в 1961 году. Данный грузовик был разработан для использования в армии, но он отлично подошел для использования в труднодоступных районах СССР. Несмотря на большой вес машины, проходимость у «Урал-375» была просто феноменальная. Этому способствовала колесная формула 6х6 и схема мостов «Урал-375». Два задних ведущих моста и подключаемый в случае необходимости передний мост «Урал-375», в сочетании с клиренсом в 400 мм, сделали этот автомобиль настоящим армейским грузовым внедорожником.
Так как основная модель «Урал-375» была предназначена для нужд армии, она имела следующие особенности:
- Кабина автомобиля имела мягкий брезентовый верх, который крепился на дугах и легко снимался;
- Лобовое стекло было прямым, так как существовала возможность опустить его вместе с рамкой (в которой оно крепилось) на капот;
- Шасси первой модели «Урал-375» оснащалось деревянным кузовом, в котором можно было перевозить как грузы, так и людей. Для этого три борта в кузове могли открываться, а для перевозки людей использовались специальные откидывающиеся скамейки.
Что касается основных технических характеристик «Урал-375», они были следующими:
- Длина автомобиля составляла 7 350 мм;
- Ширина – 2 690 мм;
- Высота по кабине – 2 680 мм. Если автомобиль эксплуатировался с тентом, то его высота составляла 2 980 мм по тенту;
- Он мог перевозить груз весом до 4 тонн. Для такой машины это не много, зато вес буксируемого прицепа мог достигать 10 тонн;
- Что касается расхода топлива, то он далеко превышал заявленные 48 литров на 100 км и мог достигать до 70 литров. Такой расход топлива был нормой для старого двигателя «ЗИЛ-6Э129», который хотя и хорошо работал в связке с КПП «Урал-375», но отличался еще и крайне небольшим ресурсом. После того, как на «Урал» установили новый двигатель (с 1964 года), расход топлива был снижен.
Двигатель
Первые модели грузовиков оснащались двигателем ЗИЛ 375. Силовая установка была четырехтактной на восемь цилиндров, вращала один коленвал. Хорошая балансировка позволяла двигателю стабильно работать при высоких нагрузках и малых оборотах.
Блок цилиндров изготавливался из чугуна, ГБЦ — из алюминиевого сплава. Рабочий объем составлял 7 л, номинальная мощность — 180 л. с. Рекомендованный бензин — А-92.
Позже на грузовики Урал-375 стали устанавливать восьмицилиндровые дизельные двигатели КамАЗ-740. Агрегат соответствовал экологическому стандарту «Евро-1», хорошо справлялся с высокими нагрузками. Рабочий объем составлял 10,85 л, номинальная мощность — 210 л. с., крутящий момент — 667 Нм.
Топливная система
В топливной системе имеется двухкамерный карбюратор. Для заливки использовался бензин АИ-92, в качестве временной меры допускалось применение АИ-72. Топливных бака два, основной на 300 л и дополнительный на 60 л.
Ходовая часть и тормоза
Передняя подвеска грузовика Урал-375 состоит из двух полуэллиптических рессор. Их передние концы крепились на раме пальцами и ушками, задние оставались скользящими. Также использовались гидравлические телескопические амортизаторы с двойным действием.
Задняя подвеска балансирная, также основывалась на двух рессорах со скользящими опорами. Средний мост имел ограничительные тросы, толчки передавались реактивными штангами. Передний управляемый мост был ведущим, а для полуосей предусматривались шарниры угловых скоростей.
Тормозная система ножного типа, колодки устанавливались на все колеса. Имелся совместный пневмогидравлический привод для переднего и среднего моста. Для заднего аналогичный привод был отдельным. Ручной тормоз барабанного типа с внутренними колодками монтировался на выходном валу дополнительной коробки. При скорости в 40 км/ч тормозной путь составляет 15 м.
КПП и трансмиссия
В грузовике Урал-375 механическая трансмиссия ЯМЗ-204У, рассчитанная на пять передних и одну заднюю передачу. В КПП Урал 375 передаточные числа совмещались с синхронизаторами на 2, 3, 4, и 5 скоростях. Сцепление двухдисковое сухое, имелись периферийные пружины. Карданная передача открытая, на четыре вала.
Элементы управления
Приборная панель Урал 375 отличается простотой. Все системы представлены датчиками и индикаторами, позволяющими контролировать состояние машины в любых условиях. Рулевой механизм червячный с зубчатым сектором и гидроусилителем, КПП механическая.
Расход топлива
У грузовиков Урал 375 расход топлива первых моделей составлял до 70 литров на 100 км. Позднее с заменой двигателя и модернизацией топливной системы показатель удалось снизить до 50 л.
Потребление горючего в значительной степени зависело от типа местности. По шоссе с высокой скоростью расход минимальный. На пересеченной местности, а также в холодном климате, потребление топлива возрастало до 50%. С учетом данного аспекта запас хода указывается в смешанном виде и составляет до 750 км.
Технические характеристики «Урал-375»
Параметр | «Урал-375»Д | «Урал-375»СК1 | «Урал-375»Н |
Грузоподъемность, кг | 5000 (при установке лебедки – 4500) | 5500 | 7000 (при установке лебедки – 5000) |
Масса прицепа на грунте, кг | 5000 | 12000 | 7000 |
Масса прицепа на шоссе, кг | 10000 | — | 10000 |
Расход топлива, л/100 км | 46 | 57 | 46 |
Скорость, км/час | 75 | 65 | 75 |
Длина, мм | 7366 | 6986 | 7611 |
Ширина, мм | 2674 | 2500 | 2500 |
Высота, мм | 2980 | 2680 | 2600 |
Основные модификации
За период эксплуатации Урал-375 получил несколько модификаций:
- Урал-375Д — выпускался с 1964 года, получил цельнометаллическую кабину, считается самой удачной модификацией основной модели;
- Урал-375А — шасси имело удлиненную раму под фургон К-375;
- Урал-375Е — шасси также было рассчитано на монтаж дополнительного оборудования;
- Урал-375С — седельный тягач, имел повышенный размер дополнительного топливного бака с учетом нагрузок на пересеченной местности;
- Урал-375К — грузовой автомобиль, рассчитанный на применение в условиях Крайнего Севера;
- Урал-375Т — опытный образец для следующей модели Урал-375Н, не имел серийного производства;
- Урал-375Н — народнохозяйственный грузовой автомобиль.
Последняя машина имела внешние отличия от базовой модели. Отсутствовала труба воздухозаборника, платформа была деревянной с тремя открывающимися бортами. Колеса не имели централизованного регулирования давления, запасное колесо находилось под платформой, а не между ней и кабиной.
Боевое применение «Урал-375»
Основное применение грузовиков Урал-375 связано с вооруженными силами. На базе данной машины создавалось множество комплексов:
- самоходная пусковая установка 2Б5 РСЗО 9К51 «Град»;
- автоцистерны АЦ-5-375, АЦ-5,4-375, АЦГ-5-375;
- топливозаправщик АТМЗ-5-375;
- автокраны 8Т-200, 8Т-210, 9Т-31;
- радиолокационная станция П-18 1РЛ131 «Терек»;
- мобильная электростанция ЭД16-Т/230-РАО.
С учетом надежности и проходимости грузовики получили широкое применение в военных конфликтах с участием советской и российской армии. Вместе с этим они применялись и в народном хозяйстве, особенно у нефтяников и геологов. Для удешевления эксплуатации собственный двигатель ЗИЛ-375 менялся на дизельные ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Плюсы и минусы «Урал-375»
Основные преимущества грузовых автомобилей Урал-375 — ходовые качества, надежность и проходимость. Машины могли использоваться для любых типов местности как в условиях Крайнего Севера, так и при высоких температурах.
Простота сборки и массовое производство таких грузовиков облегчало их ремонт и поиск запчастей. Данный аспект также сказывался на взаимозаменяемости большинства узлов с разных модификаций.
До сих пор Урал-375 и его модификации остаются востребованными в народном хозяйстве. На вторичном рынке в зависимости от модификации и технического состояния такой грузовик можно приобрести за 300-800 тыс. рублей. Модели 1979-81 можно приобрести за 150-340 тыс., 1985-86 — за 420-470 тыс. Последние выпуски 1990-91 года обходятся в 730-810 тыс. рублей.
Основным недостатком Урал-375 выделяют повышенное потребление топлива. Особенно это относится к ранним моделям и бензиновым двигателям. Более поздние модификации отчасти решили данную проблему, снизив затраты на эксплуатацию грузовиков.
Интересные истории
При поставке с завода вездеходы и седельные тягачи «Урал-375» окрашивались в цвет хаки или в песочный цвет. Северный вариант окрашивался яркой оранжевой краской. Камуфляжи на машины наносились непосредственно в частях.
На сегодняшний день встретить вездеходы 375-го семейства в оригинальном состоянии практически невозможно.
Потребление бензина составляет до 80 л на 100 км, поэтому карбюраторный мотор заменен на дизель. Несмотря на большой расход топлива проходимость бензинового «Урал-375» выше, чем у дизельных машин.
Причиной является отсутствие регулятора оборотов коленчатого вала, что позволяет изменять обороты и тягу на колесах нажатием на педаль газа. На дизеле при росте сопротивления движению происходит автоматическое увеличение подачи топлива, которое приводит к срыву колес в пробуксовку.