УР-07М «Пересортировка» представляет собой российскую установку дистанционного разминирования. Она была создана в конструкторском бюро Рубцовского машиностроительного завода. В 2009 году государственный оборонный заказ предусматривал поставку как минимум одной установки разминирования УР-07М. Стоимость одной машины составляла 54 052 870 рублей.
Рассмотрим более подробно установку разминирования УР-07М «Пересортировка», ее историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и модификации.
История создания
Не секрет, что после Второй Мировой войны, в основное доктрины ведения войны Советским Союзом против НАТО стала широкомасштабная наступательная операция. Соответственно, Советская Армия должна была быть готова быстро преодолевать полосы минно-взрывных заграждений противника. Это обусловило развертывание достаточно широкомасштабных работ по созданию средств траления. Одним из способов преодоления заграждений противника стал взрывной. Суть его в том, что ракета доставляла на минное поле шнуровой заряд взрывчатого вещества, которое своим подрывом детонировало расположенные рядом мины, тем самым проделывая проходы.
Были разработаны самые разнообразные установки для этого, в том числе, в 1970-е годы появилась УР-77 «Метеорит» — установка разминирования, на шасси САУ 2С1 «Гвоздика». Напомню, это шасси было разработано на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе под руководством главного конструктора А. Ф. Белоусова. В ее основе – «не стареющая классика» — крайне удачный тягач-транспортер МТ-ЛБ.
УР-77, получившая в войсках прозвище «Змей Горыныч» отметилась в целом ряде локальных конфликтах. Свой боевой путь она начала в Афганистане, где минная война вышла по сути на новый уровень. Однако там же, было обнаружено еще одно полезное свойство этой машины – она с успехом разрушала полевую фортификацию противника. В таком качестве УР-77 был отмечен и в ходе Второй чеченской кампании, да и сегодня применяется в Сирии.
Однако с развалом СССР, завод по производству шасси остался на Украине. Да и разработка средств разминирования не стояла на месте. Поэтому в конце 1980-х — начале 1990-х годов Инженерные войска инициировали ОКР с шифром «Пересортировка». Итогом работы должно было стать принятие на вооружение новой машины.
Головным разработчиком выступил ФГУП «НИИИ» в подмосковной Балашихе. Работой по шасси занималось КБ Рубцовского машиностроительного завода, что на Алтае.
В 1993-м начинается выпуск серии командирской боевой разведывательной машины — БРМ-ЗК «Рысь» («Изделие 501»). Главная особенность которой – стальной корпус в отличие от алюминиевого. Сталь упрощала и удешевляла не только производство, но и последующую эксплуатацию машины. Шасси «Рыси» получилось достаточно удачным. На его основе РМЗ начал развивать свое собственное семейство машин.
Практически одновременно с «Изделием 501», разрабатывалось «Изделие 502» — КШМ «Поток-4(1)», которое входило в состав комплекса РЭБ Р-378 «Алтаец-БМ». «502»-е шасси отличалось от «501»-го увеличенным объемом корпуса. Именно оно и стало основой нового семейства. «Многоцелевая бронированная машина» или иначе «универсальное гусеничное шасси» — «Изделие 502ТБ», где «ТБ» означало «транспортная база».
Машина предназначалась для монтажа различных систем и комплексов: КШМ полкового и дивизионного уровня, КП ЗРК ПВО, комплекса РЭБ и еще много чего, в том числе и для монтажа боевых модулей, превращающих транспортер в боевые машины: БТР и БМП. По сути, если оценивать здраво, по параметрам полезной грузоподъемности и полезного объема в настоящее время эта машина является единственной современной альтернативой широко распространенному в войсках шасси МТ-ЛБ и МТ-ЛБу, а по подвижности, проходимости и защищенности — значительно его превосходит.
Новая установка разминирования, создаваемая на платформе «Изделия 502ТБ», получила индекс «Изделие 510» и наименование УР-93, где «93» — год предполагаемого создания.
УР-93 представляла собой базовую машину с установленным на ней вооружением для самообороны (пулемет калибра 7,62мм), специальным пусковым оборудованием и дополнительным оборудованием (кран).
В условиях «новой» России, развитие промышленности и как следствие сырьевой базы было остановлено. Столько вездеходов, сколько ранее потребляло народное хозяйство СССР стало не нужно. РМЗ, лишившись заказов вошел в «крутое пике». На предприятии пытались заниматься различной конверсионной тематикой, вплоть до того, что купили в Англии лицензию и начали было выпускать по ней асфальтоукладчики. Занялись производством техники для агропрома. Но в условиях, когда в стране ровным счетом не работало ничего, даже эти направления спасти завод не могли.
Работа по УР-93 без финансирования просто встала. Однако в 2000-е стало еще тяжелее. С огромной кредиторской задолженностью и долгами по зарплате завод пришел к банкротству. Несколько раз его пытались распродать. Тем не менее, в 2005 – 2007 годах инженерные войска предпринимали попытки реанимировать проект УР-93.
В 2006 году были разработаны новые шнуровые заряды. Под них была доработана и пусковая установка. УР-93 сменил индекс на УР-07. Опять же «07» — это от 2007 года, когда машина завершила испытания и должна была приниматься на снабжение.
В частности, один из этапов испытаний проходил в мае 2007 года на полигоне ФКП НТИИМ под Нижним Тагилом. На выставке Russian Defense Expo – 2007, летом 2007 года, на том же полигоне «Старатель», на стенде НТИИМ было «засвечено» первое фото УР-07.
Испытания прошли успешно, однако небольшие замечания все же имелись. По результатам их устранения машина еще раз поменяла обозначение на УР-07М, где «М» — модернизированная.
Особенности конструкции УР-07М «Пересортировка»
Состав машины:
- Базовая машина (изделие 510 на узлах и агрегатах БМП-3);
- Вооружение;
- Специальное пусковое оборудование;
- Дополнительное оборудование.
Установка разминирования УР-07М предназначена для проделывания проходов в минных полях. Разминирование может производиться как с земли, так и с плава. Для проделывания проходов в машине установлена пусковая установка с зарядами разминирования УЗП-06 или УЗП-06Д и механизмом отцепки тормозного каната. Дальность подачи зарядов УЗП-06 составляет 340 метров, а УЗП-06Д — 1 км.
Масса соответственно 2,85 т и 1,35 т. Кроме того в состав оборудования машины входит крановое оборудование и подъемный механизм пусковой установки. Шасси оборудовано приборами наблюдения за местностью, а также средствами связи, тушения пожаров, отопления и кондиционирования воздуха.
Для маскировки машины на поле боя на корпусе установлена система постановки дымовых завес 902В «Туча» состоящая из 6 гранатометов калибра 81-мм для стрельбы дымовыми гранатами.
Все оборудование машины размещается на базе 6-ти каткового гусеничного шасси. Шасси является модификацией шасси боевой машины пехоты БМП-3. однако в отличие от базового варианта выполнено из стальной конструкции вместо алюминия, что позволило снизить стоимость машины и увеличить ремонтопригодность, при сохранении подвижности, проходимости, защищенности и прочих характеристик базового изделия.
Установка для разминирования обладает способностью пробивать минные поля на расстоянии до одного километра. Отличительной особенностью новой техники является способность вести борьбу с любыми типами мин.
Проведенные испытания установки подтвердили ее универсальную способность расправляться с любыми минами, включая сейсмические и с двойным взрывателем. УР-07М способна в течение нескольких секунд пробить безопасный коридор на минном поле, по которому сможет пройти не только пехота, но и боевая техника.
Технические характеристики УР-07М «Пересортировка»
- Количество зарядов разминирования в боекомплекте, шт 2.
- Запас хода по топливу и маслу по шоссе км (ч) 612 (11,2).
- Средний расход топлива на 100 км, л (л/ч) 121 (66).
- Средний расход масла на 100 км, л (л/ч) 3,6 (1,97).
- Типы применяемых зарядов УЗП-06, УЗП-06Д.
- Дальность подачи заряда УЗП-06, м 340.
- Дальность подачи заряда УЗП-06Д, м 1000.
- Масса ВВ на метр длины заряда, кг 8.
- Время проделывания прохода, мин 3.
- Экипаж, чел 2.
- Время снаряжения вручную силами саперного отделения и экипажа, мин 120.
Масса, кг:
- установки с боекомлектом 20000.
- боекомплекта УЗП-06 2850.
- боекомплекта УЗП-06Д 1350.
Габаритные размеры установки, мм:
- длина 7127.
- ширина 3296.
- высота 2675.
Скорость движения, км/ч:
- по щебеночным дорогам 65-75.
- по грунтовым дорогам до 35.
- по бездорожью до 25.
- по плаву до 9.
Модификации
- УР-07 — базовый вариант.
- УР-07М — модифицированная версия.