Учебно-тренировочный самолет У-8 «Конек-Горбунок», характеристики и особенности

Самолет У-8 «Конек-Горбунок»

У-8 или «Конек-Горбунок» представляет собой учебно-тренировочный самолет, который стал первым советским сельскохозяйственным самолетом. Свой первый полет самолет У-8 «Конек-Горбунок» совершил в 1923 году.

Данный самолет был построен по трехлетней программе восстановления авиационной промышленности. Программу утвердили в декабре 1922 г. Советом труда и обороны Российской Республики. Рассмотрим более подробно учебно-тренировочный самолет У-8 «Конек-Горбунок», его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, эксплуатацию.

История создания

В декабре 1922 года Совет Труда и Обороны Российской Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной промышленности. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода А.А.Анатра в Одессе. Это национализированное предприятие получило статус Государственных авиационных мастерских № 7 (ГАМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских возглавлял летчик-испытатель завода Анатра — В.Н.Хиони. Используя старые заделы самолетов «Анаде» и «Анасаль», в 1923 году в мастерских построили учебный самолет У-8 (Хиони № 5), получивший также название «Конек-Горбунок». Самолет неплохо летал, были к нему и стосильные двигатели «Fiat», поэтому достаточно легко решился вопрос с серийной постройкой.

Учебно-тренировочный самолет У-8 «Конек-Горбунок»

Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924 года. С 13 октября того же года приступила к работе комиссия по приемке машины. На момент начала работы комиссии только 19 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные 15 — разобраны и упакованы в ящики.

Заключение комиссии гласило, что серийный самолет вполне удовлетворяет техническим требованиям и «…может быть принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного аппарата первоначального обучения.» Передача в эксплуатацию самолетов шла с поступлением денежных средств от трудящихся, членов Общества Друзей Воздушного Флота. Поэтому на некоторых машинах в соответствии с бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи, раскрывавшие «владельцев». Так появились машины «Ивановец», «Харьковский житлокооп» и другие. Самолеты с такими названиями использовались в агитационных полетах, на авиационных неделях и праздниках. Однако как учебный «Конек-Горбунок» оказался недостаточно пригодным. Тем более, что в Петрограде, на заводе «Красный летчик» уже шла серия удачных учебных самолетов У-1.

Вскоре поступило предложение использовать новую машину как самолет-аэропыл для борьбы с саранчой и другими сельскохозяйственными вредителями. Здесь «Конек-Горбунок», прекрасно себя зарекомендовал и пролетал до конца 20-х годов. Вот как вспоминал о таких полетах знаменитый советский летчик Михаил Водопьянов: «В 1929 г. я впервые полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик. Больше того, как командир истребительного отряда, состоявшего из двух самолетов… Самолеты у нас были «Коньки-Горбунки» (…) Мы получили задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных саранчой плавней и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились только утром и вечером — при росе. Если бы летали днем, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок очень мелкий, при росе он садится на камыш ровным тонким слоем. Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некоторое время подыхает.»

В полете

В тот год только отряд Водопьянова налетал более двухсот часов и уничтожил саранчу на одиннадцати тысячах гектаров. «Коньки-Горбунки» таким образом вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты.

Особенности конструкции У-8 «Конек-Горбунок»

Конструкция машины стандартная для начала 20-х годов — деревянный каркас фюзеляжа и крыльев, обтянутый полотном. Хвостовое оперение и элероны из стальных труб. Причем элероны на некоторых «Коньках-Горбунках» были выполнены по типу самолетов «Лебедь», с характерным перегибом, увеличивающим жесткость.

Капот двигателя «Fiat» (100 л.с.) алюминиевый, борта первой кабины и гаргрот — из фанеры. Воздушный винт «Интеграл» диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°.

Схема самолета

Шасси из стальных труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, как правило, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль деревянный, ясеневый, ориентирующийся.

Топливные баки крепились под верхними плоскостями. Первоначальная емкость баков 45 л была впоследствии уменьшена в связи с недостаточной жесткостью — до 40,5 л.
В случае использования самолета для работ по опылению, в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол кабины с аэропылом. Окрашены все самолеты, за исключением первого опытного, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной комиссии.

Технические характеристики У-8 «Конек-Горбунок»

Экипаж, чел. 2
Мощность, л.с. 100
Размах крыла, м / площадь крыла, м 2 11,46 / 37,0
Длина самолета / высота самолета, м 7,8 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 975 / 700
Полной нагрузки, кг 275
Максимальная скорость у земли, км/ч 122
Практический потолок, м 3500

Эксплуатация У-8 «Конек-Горбунок»

Передача в эксплуатацию самолетов совпала с поступлением денежных средств от трудящихся, членов Общества друзей Воздушного флота. Поэтому на некоторых машинах были нанесены надписи, раскрывавшие «владельцев». Самолеты с такими названиями использовались в агитационных полетах, на авиационных неделях и праздниках. Однако в качестве учебного «Конек-Горбунок» оказался недостаточно пригодным, тем более таких самолетов имелось достаточно. И вскоре поступило предложение использовать новую машину как самолет-аэропыл для борьбы с саранчой и другими сельскохозяйственными вредителями.

У-8 «Конек-Горбунок» у ангара

Для этого в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер с химикатами, соединенный через пол кабины со специальными патрубками. Самолет У-8 «Конек-Горбунок» прекрасно себя зарекомендовал на новом поприще и пролетал до конца 1920-х гг. На нем известный летчик М. Водопьянов налетал сто часов, распыляя ядохимикаты против саранчи на берегу Азовского моря.

У-8 «Конек-Горбунок» явился последним российским самолетом, в названии которого использовалась сказочно-былинная тема. До него применялись следующие названия: «Ковер-самолет» В.А.Татаринова (проект), «Жар-птица» (название газетной статьи о самолете А.Ф.Можайского), «Святогор» В.А. Слесарева, «Русский витязь» и «Илья Муромец» И.И. Сикорского. Впоследствии эту традицию попытался возобновить А.К. Антонов в своих гигантских самолетах «Антей» и «Руслан».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: