Советский бомбардировщик Ту-80, подробный обзор

Бомбардировщик Ту-80

Ту-80 представляет собой модернизированный бомбардировщик Ту-4. Во время создания данного самолета разработчики увеличили площадь крыла, модернизировали некоторые системы самолета, оснащение и вооружение. В итоге хорошая работа конструкторов позволила увеличить дальность полета в сравнении с Ту-4 на 20-25%.

В данной статье рассмотрим подробно советский бомбардировщик Ту-80, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и боевое применение.

История создания и эксплуатации

Огромная заслуга в советском авиастроительстве 40-х годов отводится самолету Ту-4, скопированному с американского бомбардировщика В-29. Но данный самолет с дальностью полета 6000 км мог выполнять боевые задачи только на территории Европы, Среднего и Ближнего Востока и Северной Африки. Но в планах Советского Союза было создать дальний стратегический бомбардировщик, способный долететь до США и вернуться назад.

Данное предложение поступило в ОКБ А. Туполева в связи с возможной войной с американцами и постройкой атомной бомбы в СССР. Нужен был носитель. Первым шагом к этому самолету был Ту-80. Работу начали еще в 1948 году. Он представлял собой глубокую модернизацию Ту-4 с переделанной компоновкой, убранными недостатками в фюзеляже, усиленным вооружением и улучшенной аэродинамикой.

Советский бомбардировщик Ту-80

Бомбардировщик «восьмидесятый» представлял собой четырехмоторный среднеплан с килевым гребнем, большим килем и удлиненным трапециевидным крылом. Поперечина крыла образована двойным перегибом в хордовой плоскости. Фюзеляж круглого сечения. Трехопорное шасси с носовой стойкой. В сравнении с базовой моделью поменяли переднюю гермокабину, воспользовавшись опытом с конструкцией Ту-70. Благодаря этому видимость для пилотов намного улучшилась. Сам фюзеляж удлинили на 4 метра совместно с грузовыми отсеками. Номенклатуру бомбового оружия также увеличили, а оборонительное вооружение поменяли (пушки Б-20 на НР-23).

Инженеры провели комплекс работ для повышения обтекаемости выступивших частей (стрелковых установок и обтекателей РЛС). Радиолокационный бомбардировочный прицел «Кобальт» доработали вмонтированной приставкой «Цезий». В результате установку переименовали в «Рубидий». Взамен противообледенителей носков крыла «Гудрич» установили более эффективные тепловые. На 15% увеличили емкость топливных баков. По плану предполагали установить на самолет такие РЭО: радионавигационные аппараты «Меридиан» и «Материк», радиокомпас АРК-5, системы опознавания «Барий» и «Магний», стрелковый радиолокационный прицел «Кадмий», ночной аэрофотоапарат НАФА-3С и радиостанция РСБ-5.

Место радиста организовали в передней кабине, в итоге упростилось взаимодействие всего экипажа. Штурман-бомбардир и штурман-навигатор размещались во главе самолета. Обновленная ступенчатая компоновка более острой носовой части была удлинена на три метра, что в свою очередь исправило много недостатков обзора из базового Ту-4.

Вид сбоку

Конструкторы при проектировке уделили много внимания усовершенствованию аэродинамики самолета. Все четыре гондолы Ту-80 уменьшились на 1,9 м2. Верхняя передняя башня полностью убиралась, а нижняя и верхняя установки утопили в фюзеляж за счет малого уменьшения углов обстрела. Вместо круглых эллиптических блистеров прицельных постов сделали боковые и точно так же вмонтировали в фюзеляж. РЛС антенну «Кобальт» установили в обтекатель под передней кабиной. Это еще больше минимизировало аэродинамическое сопротивление. Во время проведения исследований выявили, что «лепестковый» обзор подходит к проведению боевого задания. В результате еще на многие самолеты разных классов устанавливали подобные фюзеляжные обзоры.

Для повышения аэродинамики применялись и другие внесенные изменения. Уменьшили угол поперечного В-образного крыла, удлинили его носок, увеличили размах закрылков. Сконструировали новые законцовки стабилизатора и крыла, новые замки на фюзеляжных стыках, увеличили площадь киля и триммеров рулей. Силовая установка имела в основе 4 доработанных двигателя АШ-73ТКФН со взлетной мощностью 2720 л.с., а номинальной – 2360 л.с. Благодаря специальному впрыску двигатели были более экономными. В сумме улучшенной аэродинамики, повышенного объема бензобака, модифицированных двигателей и установки новых винтов АВ-16У получилось достичь повышения дальности полета на 30-35% (до 8200 км), чем у базовой модели Ту-4.

Большое внимание отвели модернизации оборонительного вооружения бомбардировщика Ту-80. Вместо пушек Б-20 калибра 20 мм установили НС-23 калибром 23 мм с увеличенным секундным залпом каждой башни. Также увеличили объем бомбоотсеков. Передний был удлинен на 380 мм, задний − на 400 мм. Благодаря этому удалось разнообразить номенклатуру бомб. Теперь стало возможным устанавливать во внутреннюю подвеску бомбы ФАБ-9000.

На аэродроме

Также поменялось и целевое оборудование самолета. На Ту-80 появилась абсолютно новая тепловая противообледенительная система. Она работала на теплом воздухе, который появлялся благодаря специальным керосиновым печам. Потом подобная система противообледенения для самолета применялась практически во всех проектах ОКБ. Менялся лишь источник тепла.

Официально взялись за перекомпоновку старого Ту-4 в новый Ту-80 в июле 1948 года. И ровно через год планировали передать его на государственные испытания. Эскизный проект завершили в ноябре и спустя несколько месяцев начали изготовление рабочих чертежей. Эскизный проект совместно с уже готовым макетом самолета Ту-80 передали на проверку комиссии. Однако она затянулась из-за некоторых компоновок, не устраивавших представителей ВВС. Только к концу 1949 года было решено принять самолет.

Параллельно с проверкой комиссии проводилась постройка опытного образца. Поэтому к концу 49 года ОП был готов. Однако в сентябре в ОКБ поступила информация о нецелесообразности бомбардировщика для Красной Армии. Причиной стала недостаточная дальность полета самолета. В результате заключили, что к госиспытаниям самолет не допустят. Туполев все же настоял на продолжении работ, и первого декабря пилотируемый Ф. Опадчим самолет впервые поднялся в небо. Далее Ту-80 передали в ЛИИ, где летчик-испытатель А. Ефимов совершил на нем 30 испытательных полетов (29 часов 5 минут).

Нос самолета

Ту-80 имел большой недостаток в сравнении с базовым Ту-4. Во время проведения последующих летных испытаний заметили, что центровка самолета сместилась вперед, а плечи механизмов управления остались такими же. Предприняли попытку компенсации, решили увеличить рулевые поверхности. Но попытка провалилась, поэтому в хвост самолета установили груз весом 900 кг.

Также были мелкие изменения по бомбовому вооружению и наличию оборудования. Печальный конец перспективного самолета Ту-80 наступил на военном полигоне в качестве мишени. Но данный самолет хоть и не стал серийной моделью, однако был уникальной ступенью к переходу на бомбардировщик Ту-85, имевший дальность полета 11 000-13 000 км.

Особенности конструкции Ту-80

Самолет «80» — четырехмоторный среднеплан, с большим килем и килевым гребнем, трапециевидным крылом большого удлинения. Поперечное V крыла образовано двойным перегибом плоскости хорд — перегибом вокруг корневой хорды вверх на 4,5 град. и последующим отгибом консолей вниз на 2,75 град. Фюзеляж круглого сечения. Шасси трехопорное, с носовой стойкой.

В отличие от Ту-4, на Ту-80 была изменена передняя гермокабина на основе отработанной конструкции Ту-70, что резко улучшило обзор с рабочих мест летчиков. Длина фюзеляжа увеличена на 4 метра, увеличена размерность грузоотсеков (бомбовых отсеков). Расширена номенклатура бомбового вооружения, изменено оборонительное вооружение — пушки Б-20 заменены на НР-23. Проведен комплекс работ по улучшению обтекаемости выступающих частей — обтекателей РЛС и стрелковых установок. Бомбардировочный радиолокационный прицел «Кобальт» доработан введением приставки «Цезий», и получил обозначение «Рубидий». Противообледенители носков крыла типа «Гудрич» были заменены на более прогрессивные тепловые. Емкость топливных баков была увеличена на 15 %.

Конструкция Ту-80

На самолет предполагалось устанавливать следующее РЭО: радиокомпас АРК-5, радионавигационную аппаратуру «Материк» и «Меридиан», систему опознавания «Магний» и «Барий», радиостанции РСБ-5, стрелковые радиолокационные прицелы «Кадмий», а также ночной аэрофотоаппарат НАФА-3С.

На самолете были установлены четыре мотора АШ-73ТКФН. В ходе испытаний на внутренние моторы установили флюгерно-реверсивными винты АВ-16У, которые подтвердили свою эффективность. Из-за смещения центровки вперед во время испытательных полетов в хвосте опытного самолета размещали 900-килограммовый груз из свинцовых отливок.

Технические характеристики

Модификация   Ту-80
Размах крыльев, м   43.45
Длина, м   34.32
Высота, м   9.04
Площадь крыла, м2   167.00
  пустого самолета
  нормальная взлетная   51500
  максимальная взлетная
Топливо, кг   до 16500
Тип двигателя   4 ПД АШ-73ТКФН
Мощность, л.с.
  полетная   4 х 2000
  взлетная   4 х 2400
Максимальная скорость, км/ч
  у земли   428
  на высоте   545
Практическая дальность, км   7000
Практический потолок, м   11200
Экипаж, чел   11
Вооружение:   до 12000 кг бомб
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: