Пассажирский самолет Ту-334, характеристики и особенности

Самолет Ту-334

Ту-334 представляет собой ближнемагистральный российский пассажирский самолет. Он был разработан в 1990-х годах прошлого века для замены выходящих из эксплуатации Ту-154Б, Ту-134 и Як-42.

По определенным причинам серийное производство пассажирского самолета не было организовано. По состоянию на июнь 2013 года проект заморожен, но формально не закрыт.

Рассмотрим более подробно пассажирский самолет Ту-334, его историю создания, технические характеристики, особенности конструкции и модификации.

История создания

Основанием для разработки проекта по созданию новой модели авиасудна, стала морально-физическая изношенность предыдущих версий. Процесс начат с конца 80-х годов прошлого столетия, но недостаточный уровень финансирования постоянно тормозил его.

Активная разработка продолжилась в 90-х годах, и только зимой 1999 года был создан первый прототип. Это «плод» совместных усилий авиаконструкторов КБ Туполева и украинских специалистов.

Экипаж пилотируемого лайнера отметил его высокие технические характеристики, особенно наличие устойчивости, управляемости и достойных взлетно-посадочных показателей. Это событие стало подытоживающим всего десятилетнего этапа проектирования и разработки. Результатом стала летательная конструкция, имеющая массу преимуществ перед рядом своих предшественников.

Пассажирский самолет Ту-334

Здесь стоит отметить:

  • выпущена удачная версия ближмагистрального авиасудна (в основе двигатели турбореактивного характера), которая схожа по своей схеме с 204 моделью Ту, но при этом с меньшими размерами и массой;
  • наделена высокой степенью агрегатно-системной унификации;
  • способна разместить на борту около 102 пассажиров, при этом дальность полета составляет почти 3.2 тыс. км.;
  • имеет параметры крейсерской скорости равной 820 км/час с максимальным потолком подъема на высоту до 11.1 тыс. м.;
  • крылья имеют совершенную конструкцию в основе – высокие аэродинамические показатели (кессон-бак с центропланом и двумя консолями, имеющими вертикально-аэродинамические законцовки), что позволило существенно снизить воздействие сопротивления индуктивного типа. При его создании использовались композиционные материалы;
  • конструкция фюзеляжа предполагает технологическое разделение на три основные части в виде носовой, средней и хвостовой;
  • салоны имеют двухклассную компоновку и оснащены современной системой бортового кондиционирования, обладающей высокой производительностью и малошумностью;
  • кабина для экипажа аналогична предыдущей версии № 204.

Когда только шли разговоры о создании данной модели, планировалось, что в дальнейшем ее производством будут заниматься два завода – российский и украинский, но решение изменено, и ограничились лишь Россией.

После первого показательного полета, события разворачивались по следующему сценарию:

  • спустя почти 3 года для серийного производства создан базовый вариант Ту-331/100, который концу 2003 года был сертифицирован;
  • прошло еще 2 года и в 2005 году провели многочисленные испытания с целью расширения и подтверждения определенных эксплуатационных условий. В результате сделал вывод: авиасудно по своим эксплуатационным возможностям пригодно для полетов во все точки мира, практически без исключений. После этого Правительство страны вынесло постановление о начале официального производства, но его так и не выполнили. Объясняли этот факт тем, что данная модель не была включена в программу федерального значения, связанную с целевым развитием отечественной авиатехники в период с 2002 по 2010 года. Специалисты признали его конкурентоспособным по сравнению с другими представленными вариантами.

Нос самолета

В 2011 году украинской стороной было предложено провести так называемые реанимационные мероприятия, касающиеся проекта дальнейшего производства авиалайнера. Летом 2012 снова появилась информация о возможном начале финансирования модели, путем привлечения специальной федеральной программы.

Предполагалось, что процесс начнется с 2014 года, но по ряду причин опять все приостановилось. В начале весны 2016 года, какая-то часть проекта начала реализовываться, непосредственное участие принимала компания, использовавшая 3D-проектирование для создания некоторых конструкционных элементов, но уже для варианта, рассчитанного на направления средней дальности. В планы компании входили следующие мероприятия:

  • проектирование отдельных деталей крыльев и самого хвостового оперения;
  • разработка и последующее внедрение программно-инженерного обеспечения.

На одной из пресс-конференций, посвященных уровню отечественной авиации, Президентом РФ было заявлено о том, что производство данного авиасудна необходимо возобновить с учетом всех модификационных изменений. По сути, это были последние новости, касающиеся этого актуального вопроса, который и по сей момент остается открытым.

По словам известных летчиков-испытателей и авиаконструкторов, серийное производство имеет полноценные шансы на развитие, что обеспечит востребованность со стороны потенциальных покупателей и инвесторов. Как заявил представитель пресс-службы Президента, мероприятия по возобновлению производства принесут свои позитивные результаты в силу объективных причин:

  • использование исключительно отечественного оборудования и рабочей силы, что удешевит процесс создания без потери качества и основополагающих теххарактеристик;
  • частичное усовершенствование и модернизация – откроет двери на мировые рынки и поспособствует успешной реализации.

Уровень оснащения и возможности авиасудна вызывает уже сейчас интерес как наших предприятий и авиаперевозчиков, так и иностранных, а это уже существенный фактор для начала реализации проекта. Он пригоден как для выполнения задач, связанных с обеспечением воздушной безопасности, так и пассажироперевозок.

По последним данным, начались работы, связанные с разработкой спецпрограммы, названной в честь этого самолета, которая будет базироваться на:

  • создании целого «семейства» авиасуден, подразумевающих разное назначение (основой так и остается версия № 334/10);
  • планируется конструирование и строительство бортов, выполняющих как пассажирские, так и грузовые перевозки. При этом они будут обладать разными параметрами размерности, оснащены разными видами двигателей и сопутствующим оборудованием.

Вид сбоку

Согласно информации, полученной от предварительно проведенного мониторинга, этот проект быстроокупаемый, так как учтены все потребности современных отечественных и мировых рынков авиации. Интерес уже сейчас проявили представители компаний из Германии, Ирана и КНР. Заслуживает внимания мнение критиков и скептиков, которые говорят о том, что отсутствие достойного финансирования так и останется главным «камнем преткновения».

Особенности конструкции Ту-334

Аэродинамическая схема самолета представляет собой турбореактивный двухмоторный низкоплан с  расположением двигателей сзади, с Т-образным хвостовым оперением и стреловидным крылом. Крыло состоит из сверхкритических профилей, на концах крыла смонтированы спрофилированные специально поверхности для уменьшения индуктивного сопротивления. Аэродинамический показатель самолета 16,7.

Широко применены в конструкции самолета современные композиционные сплавы и материалы.

Электродистанционная система управления с механическим аварийным резервированием. Система управления снабжает штурвальное управление пилотами самолета и по сигналам ВСУПТ автоматическое управление полетом.

Кабина экипажа унифицирована максимально с кабинами самолетов Ту-204/214 и спроектирована по принципу «темной кабины» на основании эргономических современных норм.

Фюзеляж Ту-334 в поперечном сечении имеет такой же вид, как Ту-204, с которым данный самолет унифицирован на 60  процентов, но имеет меньшую длину.

Трехопорное шасси с носовой стойкой. Задействована тормозная электродистанционная система с автопереключением ее на  режим форсации остановки самолета при прерванном взлете.

В полете

На самолете стоит комплекс навигационно-пилотажного оборудования, который обеспечивает автоматический или ручной ввод начальных данных о  полете, автоматический выбор полетного, автоматическое вождение самолета в районе аэродрома по запрограммированному маршруту, директорное управление продольным и боковым движением самолета, директорный и автоматический заход на посадку и автоматическая посадка, предупреждение о достижении или приближении контролируемых параметров  полета к границам эксплуатационных допусков.

Багажный отсек состоит из 2 грузовых отсеков — передний на 10 квадратных метров и задний на 6,2 квадратных метров. Планировалось в перспективе оснастить самолет дверьми-трапами, выпускаемыми автоматически.

Силовая установка состоит из двух ТРДД Д-436Т1, выполнены по трехвальной схеме. Силовая вспомогательная установка — ТА-12-60.

По сравнению с более старыми советскими видами самолетов, которые он заменяет, Ту-334 имеет такие преимущества:

  1. Низкая степень шума в кабине экипажа и пассажирском салоне.
  2. Возможен вариант пассажирского салона по требованиям заказчика (число пассажирских мест).
  3. Высокая степень комфортности.
  4. Современный дизайн салона.
  5. Больший объем багажных полок.
  6. Низкий расход топлива в час.
  7. Водовакуумные туалеты (увеличивают безопасность при полете).
  8. Возможность установки видео- и аудиосистем.
  9. Ограниченное время подготовки к вылету воздушного судна.
  10. Соответствие по шумам Главе 4 ИКАО (это дает возможность летать в Западной Европе).
  11. Наличие  систем, предупреждающих об аварийной ситуации.

Технические характеристики Ту-334

Модификация   Ту-334-100
Размах крыла, м   29.77
Длина самолета,м   31.26
Высота самолета,м   9.38
Площадь крыла,м2   83.23
Масса, кг
  пустого снаряженного самолета   38360
  максимальная взлетная   47900
Внутреннее топливо, кг   10100
Тип двигателя   2 ТРДД Д-436Т-1 ( ТРДД Д-436Т-2 )
Тяга, кН   2 х 73.6 (83.4)
Крейсерская скорость, км/ч   820
Практическая дальность, км   3150
Практический потолок, м   11100
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   102 пассажира или 11000 кг груза или 6 контейнеров типа LD-3

Показательные выступления

Модификации

Тип Описание
Модификации семейства самолетов Ту-334
Ту-334-100 Базовая модификация с двигателем Д-436Т1

Самолет рассчитан на перевозку 102 пассажиров в туристической компоновке с шагом кресел 810 мм и 92 пассажиров в компоновке с бизнес классом на дальность 3150 км.

Проекты модификаций
Ту-334-100Д Модификация с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полета.

Самолет рассчитан на перевозку 102 пассажиров в туристической компоновке и 92 пассажиров в компоновке с бизнес классом на дальность 4000 км.

Ту-334-100С Грузовая модификация Ту-334-100 с грузоподъемностью 11 т.
Ту-334-120 Модификация Ту-334-100 с двигателем BR710-48.
Ту-334-120Д Модификация Ту-334-100 с двигателем BR715-56.
Ту-334-200 Модификация с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полета.

Самолет рассчитан на перевозку 126 пассажиров на дальность 4000 км.

Ту-334-220 Модификация с двигателем BR715-56.

Самолет рассчитан на перевозку 126 пассажиров на дальность 4000 км.

Ту-334-220С Грузовая модификация Ту-334-220 с грузоподъемностью 15 т.
Ту-334СМ Глубокая модернизация Ту-334. обновлено БРЭО, что позволило сократить экипаж до двух человек (без бортинженера) Новые двигатели. На август 2011 г. на стадии проекта.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: