Ту-334 представляет собой ближнемагистральный российский пассажирский самолет. Он был разработан в 1990-х годах прошлого века для замены выходящих из эксплуатации Ту-154Б, Ту-134 и Як-42.
По определенным причинам серийное производство пассажирского самолета не было организовано. По состоянию на июнь 2013 года проект заморожен, но формально не закрыт.
Рассмотрим более подробно пассажирский самолет Ту-334, его историю создания, технические характеристики, особенности конструкции и модификации.
История создания
Основанием для разработки проекта по созданию новой модели авиасудна, стала морально-физическая изношенность предыдущих версий. Процесс начат с конца 80-х годов прошлого столетия, но недостаточный уровень финансирования постоянно тормозил его.
Активная разработка продолжилась в 90-х годах, и только зимой 1999 года был создан первый прототип. Это «плод» совместных усилий авиаконструкторов КБ Туполева и украинских специалистов.
Экипаж пилотируемого лайнера отметил его высокие технические характеристики, особенно наличие устойчивости, управляемости и достойных взлетно-посадочных показателей. Это событие стало подытоживающим всего десятилетнего этапа проектирования и разработки. Результатом стала летательная конструкция, имеющая массу преимуществ перед рядом своих предшественников.
Здесь стоит отметить:
- выпущена удачная версия ближмагистрального авиасудна (в основе двигатели турбореактивного характера), которая схожа по своей схеме с 204 моделью Ту, но при этом с меньшими размерами и массой;
- наделена высокой степенью агрегатно-системной унификации;
- способна разместить на борту около 102 пассажиров, при этом дальность полета составляет почти 3.2 тыс. км.;
- имеет параметры крейсерской скорости равной 820 км/час с максимальным потолком подъема на высоту до 11.1 тыс. м.;
- крылья имеют совершенную конструкцию в основе – высокие аэродинамические показатели (кессон-бак с центропланом и двумя консолями, имеющими вертикально-аэродинамические законцовки), что позволило существенно снизить воздействие сопротивления индуктивного типа. При его создании использовались композиционные материалы;
- конструкция фюзеляжа предполагает технологическое разделение на три основные части в виде носовой, средней и хвостовой;
- салоны имеют двухклассную компоновку и оснащены современной системой бортового кондиционирования, обладающей высокой производительностью и малошумностью;
- кабина для экипажа аналогична предыдущей версии № 204.
Когда только шли разговоры о создании данной модели, планировалось, что в дальнейшем ее производством будут заниматься два завода – российский и украинский, но решение изменено, и ограничились лишь Россией.
После первого показательного полета, события разворачивались по следующему сценарию:
- спустя почти 3 года для серийного производства создан базовый вариант Ту-331/100, который концу 2003 года был сертифицирован;
- прошло еще 2 года и в 2005 году провели многочисленные испытания с целью расширения и подтверждения определенных эксплуатационных условий. В результате сделал вывод: авиасудно по своим эксплуатационным возможностям пригодно для полетов во все точки мира, практически без исключений. После этого Правительство страны вынесло постановление о начале официального производства, но его так и не выполнили. Объясняли этот факт тем, что данная модель не была включена в программу федерального значения, связанную с целевым развитием отечественной авиатехники в период с 2002 по 2010 года. Специалисты признали его конкурентоспособным по сравнению с другими представленными вариантами.
В 2011 году украинской стороной было предложено провести так называемые реанимационные мероприятия, касающиеся проекта дальнейшего производства авиалайнера. Летом 2012 снова появилась информация о возможном начале финансирования модели, путем привлечения специальной федеральной программы.
Предполагалось, что процесс начнется с 2014 года, но по ряду причин опять все приостановилось. В начале весны 2016 года, какая-то часть проекта начала реализовываться, непосредственное участие принимала компания, использовавшая 3D-проектирование для создания некоторых конструкционных элементов, но уже для варианта, рассчитанного на направления средней дальности. В планы компании входили следующие мероприятия:
- проектирование отдельных деталей крыльев и самого хвостового оперения;
- разработка и последующее внедрение программно-инженерного обеспечения.
На одной из пресс-конференций, посвященных уровню отечественной авиации, Президентом РФ было заявлено о том, что производство данного авиасудна необходимо возобновить с учетом всех модификационных изменений. По сути, это были последние новости, касающиеся этого актуального вопроса, который и по сей момент остается открытым.
По словам известных летчиков-испытателей и авиаконструкторов, серийное производство имеет полноценные шансы на развитие, что обеспечит востребованность со стороны потенциальных покупателей и инвесторов. Как заявил представитель пресс-службы Президента, мероприятия по возобновлению производства принесут свои позитивные результаты в силу объективных причин:
- использование исключительно отечественного оборудования и рабочей силы, что удешевит процесс создания без потери качества и основополагающих теххарактеристик;
- частичное усовершенствование и модернизация – откроет двери на мировые рынки и поспособствует успешной реализации.
Уровень оснащения и возможности авиасудна вызывает уже сейчас интерес как наших предприятий и авиаперевозчиков, так и иностранных, а это уже существенный фактор для начала реализации проекта. Он пригоден как для выполнения задач, связанных с обеспечением воздушной безопасности, так и пассажироперевозок.
По последним данным, начались работы, связанные с разработкой спецпрограммы, названной в честь этого самолета, которая будет базироваться на:
- создании целого «семейства» авиасуден, подразумевающих разное назначение (основой так и остается версия № 334/10);
- планируется конструирование и строительство бортов, выполняющих как пассажирские, так и грузовые перевозки. При этом они будут обладать разными параметрами размерности, оснащены разными видами двигателей и сопутствующим оборудованием.
Согласно информации, полученной от предварительно проведенного мониторинга, этот проект быстроокупаемый, так как учтены все потребности современных отечественных и мировых рынков авиации. Интерес уже сейчас проявили представители компаний из Германии, Ирана и КНР. Заслуживает внимания мнение критиков и скептиков, которые говорят о том, что отсутствие достойного финансирования так и останется главным «камнем преткновения».
Особенности конструкции Ту-334
Аэродинамическая схема самолета представляет собой турбореактивный двухмоторный низкоплан с расположением двигателей сзади, с Т-образным хвостовым оперением и стреловидным крылом. Крыло состоит из сверхкритических профилей, на концах крыла смонтированы спрофилированные специально поверхности для уменьшения индуктивного сопротивления. Аэродинамический показатель самолета 16,7.
Широко применены в конструкции самолета современные композиционные сплавы и материалы.
Электродистанционная система управления с механическим аварийным резервированием. Система управления снабжает штурвальное управление пилотами самолета и по сигналам ВСУПТ автоматическое управление полетом.
Кабина экипажа унифицирована максимально с кабинами самолетов Ту-204/214 и спроектирована по принципу «темной кабины» на основании эргономических современных норм.
Фюзеляж Ту-334 в поперечном сечении имеет такой же вид, как Ту-204, с которым данный самолет унифицирован на 60 процентов, но имеет меньшую длину.
Трехопорное шасси с носовой стойкой. Задействована тормозная электродистанционная система с автопереключением ее на режим форсации остановки самолета при прерванном взлете.
На самолете стоит комплекс навигационно-пилотажного оборудования, который обеспечивает автоматический или ручной ввод начальных данных о полете, автоматический выбор полетного, автоматическое вождение самолета в районе аэродрома по запрограммированному маршруту, директорное управление продольным и боковым движением самолета, директорный и автоматический заход на посадку и автоматическая посадка, предупреждение о достижении или приближении контролируемых параметров полета к границам эксплуатационных допусков.
Багажный отсек состоит из 2 грузовых отсеков — передний на 10 квадратных метров и задний на 6,2 квадратных метров. Планировалось в перспективе оснастить самолет дверьми-трапами, выпускаемыми автоматически.
Силовая установка состоит из двух ТРДД Д-436Т1, выполнены по трехвальной схеме. Силовая вспомогательная установка — ТА-12-60.
По сравнению с более старыми советскими видами самолетов, которые он заменяет, Ту-334 имеет такие преимущества:
- Низкая степень шума в кабине экипажа и пассажирском салоне.
- Возможен вариант пассажирского салона по требованиям заказчика (число пассажирских мест).
- Высокая степень комфортности.
- Современный дизайн салона.
- Больший объем багажных полок.
- Низкий расход топлива в час.
- Водовакуумные туалеты (увеличивают безопасность при полете).
- Возможность установки видео- и аудиосистем.
- Ограниченное время подготовки к вылету воздушного судна.
- Соответствие по шумам Главе 4 ИКАО (это дает возможность летать в Западной Европе).
- Наличие систем, предупреждающих об аварийной ситуации.
Технические характеристики Ту-334
Модификация | Ту-334-100 |
Размах крыла, м | 29.77 |
Длина самолета,м | 31.26 |
Высота самолета,м | 9.38 |
Площадь крыла,м2 | 83.23 |
Масса, кг | |
пустого снаряженного самолета | 38360 |
максимальная взлетная | 47900 |
Внутреннее топливо, кг | 10100 |
Тип двигателя | 2 ТРДД Д-436Т-1 ( ТРДД Д-436Т-2 ) |
Тяга, кН | 2 х 73.6 (83.4) |
Крейсерская скорость, км/ч | 820 |
Практическая дальность, км | 3150 |
Практический потолок, м | 11100 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | 102 пассажира или 11000 кг груза или 6 контейнеров типа LD-3 |
Модификации
Тип | Описание |
Модификации семейства самолетов Ту-334 | |
Ту-334-100 | Базовая модификация с двигателем Д-436Т1
Самолет рассчитан на перевозку 102 пассажиров в туристической компоновке с шагом кресел 810 мм и 92 пассажиров в компоновке с бизнес классом на дальность 3150 км. |
Проекты модификаций | |
Ту-334-100Д | Модификация с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полета.
Самолет рассчитан на перевозку 102 пассажиров в туристической компоновке и 92 пассажиров в компоновке с бизнес классом на дальность 4000 км. |
Ту-334-100С | Грузовая модификация Ту-334-100 с грузоподъемностью 11 т. |
Ту-334-120 | Модификация Ту-334-100 с двигателем BR710-48. |
Ту-334-120Д | Модификация Ту-334-100 с двигателем BR715-56. |
Ту-334-200 | Модификация с удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полета.
Самолет рассчитан на перевозку 126 пассажиров на дальность 4000 км. |
Ту-334-220 | Модификация с двигателем BR715-56.
Самолет рассчитан на перевозку 126 пассажиров на дальность 4000 км. |
Ту-334-220С | Грузовая модификация Ту-334-220 с грузоподъемностью 15 т. |
Ту-334СМ | Глубокая модернизация Ту-334. обновлено БРЭО, что позволило сократить экипаж до двух человек (без бортинженера) Новые двигатели. На август 2011 г. на стадии проекта. |