Создание нового авиалайнера Ту-204 началась в 80-е годы прошлого века. Самолет первый раз поднялся в воздух перед развалом Советского союза. При создании машины применялся компьютерный расчет конструкции по методике конечных элементов. Система стала первой в стране и впоследствии нашла широкое применение на ряде авиастроительных и аэрокосмических предприятий.
Пассажирский самолет Ту-214 появился благодаря попытке расширения производства Ту-204. Новый самолет собирали на авиазаводе в Казани, так машины стали обозначаться как модель 214.
История создания
Первые наброски чертежей будущей конструкции авиаконструкторы «КБ Туполева» сделали еще в 73 году прошлого столетия. Речь шла о замене уже морально устаревшей модели Ту-154, которая курсировала на рейсах средней дальности.
Итогом комплексной работы специалистов стала широкофюзеляжная авиамашина, оснащенная 3-мя двигателями, как на фото Ту-214. Первоначальный образец модели включал в себя наличие багажных отделений большого размера для загрузки контейнеров со стандартными параметрами. Вследствие чего было предусмотрено два отсека в которые без особых усилий вносить изменения, касающиеся размеров как пассажирского салона, так и грузоотделения.
В середине 1981 года предполагалось создание новой модели с возможностью снижения затрат на топливо при помощи силовой установки, но по определенным обстоятельствам она не была одобрена. Конструкторы занялись созданием нового проекта с креплением выбранного типа двигателей непосредственно под областью крыльев.
Модель была оснащена двумя экономичными и в то же время выносливыми двигателя образца ПС-90А. Курировал этот проект авиаконструктор Соловьев П.А., а главным конструктором был назначен Лановской Л.А.
Оснащение авиамашины предполагало использование:
- системы, обеспечивающей проведение расчетов всей конструкции в целом (методика использования элементов конечного характера);
- станков ПУ для изготовления деталей с максимально точными параметрами;
- композиционные материалы, стеклопластики и углепластики, общее количество которых составило более 14% всей имеющейся массы воздушного судна;
- листов большого размера для сокращения количества стыков, присутствующих на фюзеляжной поверхности;
- звукоизоляционному и теплоизоляционному оснащению.
Далее последовал ряд испытаний комплексного характера, в которых участвовали две авиамашины. Благодаря применению вычислительной техники в процессе проектирования были получены безупречные характеристики и свойства. Первый подъем в воздушное пространство проведен в начале 1989 года на специальном аэродроме. Кабина и салон для пассажиров были оснащены аппаратурой, позволяющей записывать и контролировать полет всецело, а также проводить анализ проделанной работы.
Испытания и тестирование дали возможность провести некоторые доработки и усовершенствование, но кризисные 90-е годы приостановили процесс. Лишь начиная с зимы 94-го года воздушное судно было сертифицировано на проведение полетов.
Особенности конструкции Ту-214
Начиная описание этого пассажирского моноплана, хотелось бы акцентировать внимание на следующих важных моментах:
- Наличие стреловидных крыльев с 2-мя силовыми установками турбовентиляторного типа. Шасси оснащены тремя опорными стойками, имеющими повышенную прочность, что в целом сделано для произведения экстренной безопасной посадки даже с двигателями в нерабочем состоянии (проверено на практике).
- Присутствует оригинальная система кондиционирования, отбирающая воздух непосредственно с двигательных компрессоров, что дает возможность при необходимости охлаждать либо нагревать как весь салон, так и кабину, где находятся пилоты.
- В основе управления — специальная электро-дистанционная система. За штурвальное управление полностью отвечает автоматика, которая также контролирует безопасность для облегчения работы состава пилотов. Данная система позволяет исключить риск касания хвостовой части взлетной полосы и урегулирует углы отклонения в случае отказа хотя бы одного из двигателей.
- Генераторы являются источником электрозапитки, они находятся на каждом двигателе в отдельности. Если происходит аварийная ситуация, то снабжение электроэнергией производится за счет аварийного привода существующей гидросистемы либо аккумуляторов.
- На борту расположены 7 основных топливных бака, а их общая емкость равна почти 36 т. Предусмотрена система автоматической его перекачки в специальный хвостовой бак, что в определенных ситуациях помогает сдвинуть центр тяжести.
Повышенное внимание при разработке уделено системе, препятствующей обледенению поверхности авиамашины. Соответствующие датчики установлены в самых уязвимых местах начиная от воздухозаборников, обтекателей и заканчивая лобовым стеклом. На крыльях они отсутствуют, так как международные эксперты утвердительно заявили о том, что в этой модели они не могут подвергаться обледенению.
Повышенные показатели летно-технических свойств были достигнуты вследствие наличия конфигурации аэродинамического типа и улучшенных аэродинамических качеств, системного оборудования, продуманной конструкции в виде планера, комплексного оборудования пилотажно-навигационного характера.
Это воздушное судно называют президентский Ту-214 или Ту-214 Путина, так как получил признание правительства и самого президента. Если характеризовать эту авиамашину в наше время, то можно отметить следующие моменты:
- самолет в полном объеме соответствует всем стандартам международного уровня и класса, высокоэффективна с точки зрения эксплуатации;
- имеет высокие показатели конкурентоспособности в пределах всего мирового рынка;
- относятся к категории современных магистральных летательных конструкций двухдвигательного и узкофюзеляжного типа, которых отличает наличие комфорта высшего класса и топливное потребление в пределах экономии;
- пройдена необходимая сертификация показателей эмиссии запрещенных веществ, выбрасываемых в атмосферное пространство.
В этой авиамашине ставка сделана была на удобство для пассажиров. Так, салоны оборудованы спецосветительной системой многоуровневого характера, аудио- и видео системами. При изготовлении использовались исключительно материалы со сниженным уровнем риска дымообразования, возгорания и токсичности.
Это авиасудно популярно среди пассажиров и тех. Модель признана не только нашими авиаэкспертами, но и зарубежными, как самолет повышенного уровня комфорта.
Технические характеристики Ту-214
- Экипаж: три человека ;
- Пассажировместимость: 210 (в эконом-классе), 196 (в двухклассном варианте), 168 (в трекхклассном варианте);
- Длина: 46.00 метров;
- Размах крыла: 42.00 метров;
- Высота: 13.90 метров;
- Площадь крыла: 184.20 квадратных метров;
- Масса снаряженного: 84 200 килограмм;
- Масса пустого: 59 000 килограмм;
- Взлетная максимальная масса: 110 750 килограмм;
- Масса топлива в баках: 6000 килограмм;
- Платная нагрузка: 25.200 килограмм;
- Посадочная нагрузка : 93000 килограмм;
- Силовая установка: двигатели ПС-90А (два экземпляра);
- Крейсерская скорость: 850 километров в час ;
- Дальность с полной загрузкой: 4340 километров;
- Практическая дальность: 6500 километров;
- Практический потолок: 12100 метров;
- Скороподъемность: 7,0 метров в секунду (у земли);
- Длина разбега: 2250 метров;
- Год первого взлета самолета: 1996.
Производство и эксплуатация Ту-214
Выпуск первого Ту-204 датирован 1989 годом. Пик выпуска был достигнут в 2008 году, когда заводские цеха покинули 10 машин. Суммарное количество построенных самолетов моделей 204/214 составляет 85 единиц.
Первый Ту-214 поступил в компанию «Дальавиа» весной 2001 года.
Машина получила бортовой номер 64502. Передача машины заказчику происходила в торжественной обстановке с привлечением высокопоставленных лиц.
За последующие три года были поставлены еще две машины (борта 64503 и 64507). Всего же к концу 2004 года были собраны семь лайнеров. Компания «Дальавиа» использовала машины для полетов в Японию, Китай, Южную Корею.
Вторым эксплуатантом стала компания «Россия», получившая три машины в 2004 году. Самолеты применялись для полетов в Индию, Монголию, Израиль, а также внутри страны. Несколько машин применяли компании «Красноярские авиалинии» и «Трансаэро».
Модификации и перспективы
На основе Ту-214 были построены несколько модификаций, предназначенных для гражданских и военных заказчиков:
- базовый пассажирский Ту-214;
- машина управления Ту-214ПУ;
- ретрансляционная станция Ту-214СР (пять машин);
- разведчик Ту-214Р (два самолета);
- машина связи для администрации президента Ту-214СУС.
Самолет Ту-214 имеет неплохие перспективы развития из-за неуклонного устаревания авиационного парка. Однако периодически появляющиеся громкие заявления о поставках машин за рубеж или на внутренний рынок заканчиваются только словами. А пока что за 2017 год заводы РФ собрали всего три машины семейства Ту-204.
Нет прорыва в создании перспективного самолета для ВС РФ. :
— низкое расположение двигателей допускает эксплуатацию с аэродромов 1-го класса;
-радиус действия около 2000 — 2.500 км не обеспечивает его применение против ВМС США» в морских и океанских зонах:
— скорость полета -трансзвуковая, как 30-40 лет тому назад;
— радиус действия при полетах на малых высотах будет еще меньше и не превысит радиусы самолетов 70-80-х г.г.:
— нет данных о РЭС самолета.