Ту-204 представляет собой советский и российский узкофюзеляжный среднемагистральный самолет. Его разработка началась в середине 70-х годов прошлого века в ОКБ Туполева. Первый полет самолета Ту-204 состоялся в 1989 году.
Новый самолет был создан для замены устаревшего Ту-154, разработанного еще в 60-е годы. На сегодняшний день пассажирский самолет Ту-204 активно эксплуатируется не только в России, но по всему миру. Авиалайнер прошел все необходимые сертификации, он полностью соответствует требованиям ИКАО. Самолет отвечает всем современным требованиям, касающимся уровня шума, выброса вредных веществ и безопасности, а по надежности и экономичности авиалайнер не уступает лучшим зарубежным аналогам.
История создания
Главным конструктором, который занимался разработкой нового пассажирского лайнера, был назначен Л.Л. Селяков. По первоначальной версии планировалось создать самолет, который будет иметь 2 двигателя, и в основном новая модель очень сильно должна была быть очень похожей на Ту-134. Также много конструкторских решений было позаимствовано с уже проектируемого Ту-136.
Уже в средине 70-х самолет становился все более похожим на американские аналоги, такие как MD-10 и L-1011. В проектной модели продумывались большие багажные отделения, в которых можно было бы перевозить контейнеры. Из-за этого агрегат становился двухпалубным, и пришлось менять планировку фюзеляжа. Это новшество дало возможность менять соотношение заполнения самолета грузом и пассажирами.
В августе 81-го года правительство поставило задачу создания трехмоторного самолета, в котором должны использоваться двигатели Д-90, которые на то время были самыми прогрессивными и экономичными. Но после создания проектного макета самолета применения ему не нашлось, именно поэтому было принято решение к возврату к двухдвигательной модели. Двигатели планировалось подвешивать на пилонах крыльев. Этот проект пассажирского самолета был полностью пересмотрен и был положен в основу создания Ту-204.
В 1987 году на Ульяновском заводе началась подготовка к выпуску Ту-204. Первый прототип этой модели был изготовлен в 88 году, а в воздух первый Ту-204 был поднят в начале 89 года. Полный комплекс испытаний был завершен в конце 1993 года. Компания «Авиастар» не стала дожидаться окончания испытаний и приступила к изготовлению этого самолета еще в 90 году. В январе 1995 года Ту-204 получил сертификат Российской Федерации о летной пригодности. Первый полет данная машина совершила между Москвой и Минеральными Водами.
Особенности конструкции Ту-204
Ту-204 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это свободнонесущий низкоплан с двумя турбовентиляторными двигателями, которые установлены в пилонах под крылом. Самолет имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Механизация крыла Ту-204 состоит из предкрылков и двухщелевых закрылков.
В конструкции самолета широко использованы композитные материалы, их доля составляет 18%.
Ту-204 стал первым отечественным самолетом подобного класса с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).
Самолет оснащен комплексной информационной системой сигнализации, которая выводит на экраны в кабине пилотов информацию о работе всех самолетных систем, предупреждает об отказах и неполадках, и дает рекомендации по их устранению. Также на них выводятся данные, необходимые для пилотирования самолета. Причем информация может выдаваться как в британской, так и в метрической системе единиц. В состав пилотажно-навигационного комплекса входит бортовая инерциальная навигационная система, средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки, системы посадки, предупреждения критических режимов и столкновений в воздухе, а также метеорадиолокационная станция.
Топливная система самолета состоит из нескольких кессон-баков, два из которых являются расходными. Общая масса топлива составляет 35710 кг. Интересной особенностью конструкции Ту-204 является наличие системы перекачки топлива в хвостовой бак во время полета. Это позволяет сместить центр масс машины и улучшить ее аэродинамические характеристики.
Силовая установка самолета состоит из двух двигателей ПС-90А, максимальная тяга которых составляет 16 тыс. кгс.
Технические характеристики Ту-204
Модификация | Ту-204 |
Размах крыла, м | 42.00 |
Длина самолета,м | 46.22 |
Высота самолета,м | 13.88 |
Площадь крыла,м2 | 182.4 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 58300 |
максимальная взлетная | 94600 |
Топливо, л | 24000 |
Тип двигателя | 2 ТРДД Соловьев ПС-90А |
Тяга, кгс | 2 х 16140 |
Крейсерская скорость, км/ч | 850 |
Практическая дальность, км | 3700 |
Практический потолок, м | 12600 |
Экипаж, чел | 3 |
Полезная нагрузка: | 168 пассажиров в кабине трех классов, 196 пассажиров в кабине двух классов, 210 пассажиров в экономическом классе или 21000 кг груза (в грузовых отсеках возможна перевозка 12 контейнеров 2АК-0.7) |
Модификации
Ту-204 | базовая модификация самолета с взлетной массой 94,6 тонн, с двигателями ПС-90А. Серийное производство освоено на «Авиастаре». Первый полет серийного Ту-204 No. 64003 состоялся 17 августа 1990 года. |
Ту-204-100 | модификация Ту-204 с двигателями ПС-90А на 210 пассажирских мест с дальностью полета до 5000 км и увеличенной до 103 тонн взлетной массой. Сертифицирован в соответствии с НЛГС-3 и полностью удовлетворяет стандартам ИКАО по уровню шума и эмиссии двигателей. Самолет производится в Ульяновске на АО «Авиастар». Первым самолетом Ту-204-100 стал серийный самолет N 64016. Часть серийных машин Ту-204-100 оснащены западной авионикой аналогичной Ту-204-120. В настоящее время несколько серийных машин эксплуатируются российскими авиакомпаниями. В настоящее время ранее выпущенные самолеты Ту204 дорабатываются под стандарт Ту-204-100. |
Ту-204-120 | модификация Ту-204-100 с английскими двигателями Роллс-Ройс RB.211-535E4. Сертифицирован в соответствии с НЛГС-3, ведутся работы по сертификации в соответствии с нормами JAR 25. В пилотажно-нави-гационном комплексе используется западная авионика (первоначально вариант с западной авионикой обозначался Ту-204-122). Интерьер пассажирского салона выполнен по западным нормам. Первым самолетом, переделанным под английские двигатели стал серийный Ту-204 No. 64006, самолет совершил первый полет с новыми двигателями в 1992 году. Серийное производство освоено на «Авиастаре». Первая серийная машина Ту-204-120 No. 64027 совершила первый полет 6 марта 1997 года. В 1998 году в рамках лизингового соглашения с компанией «Сирокко» начались поставки первых Ту-204-120 за границу в Египет, в начале 1999 года там уже эксплуатировалось два самолета (No.No. 64027 и 64028). На весну 2000 года в Египте в авиакомпании «Эйр Кайр» с успехом работали три машины: две Ту-204-120 и одна Ту-204-120С. Первый заказ в рамках лизингового соглашения составил 10 машин, затем планируется поставка еще 20 самолетов, в перспективе общая поставка по этому соглашению с компанией «Сирокко» должна достигнуть 200 машин. |
Ту-204-200 (Ту-214) | модификация Ту-204-100, увеличена взлетная масса до 110,75 тонны, усилена конструкция планера, введен дополнительный топливный бак в центроплане. Дальность полета доведена до 6300 км. Самолет производится в Казани на на КАПО им. Горбунова. Первая машина Ту-204-200 производства КАПО совершила первый полет 21 марта 1996 года. К производству Ту-204-200 приступило АО «Авиастар» — первая серийная машина имеет No. 64036. В настоящее время самолет заканчивает в полном объеме сертификационные испытания. |
Ту-204-220 (Ту-224) | модификация Ту-204-200 (Ту-214), с с двигателями Роллс-Ройс RB.211-535E4 и с западной авионикой, первоначально обозначался Ту-214А. Предполагается серийное производство на КАПО по мере поступления заказов. |
Ту-234 (Ту-204-300) | модификация Ту-204 с укороченным фюзеляжем на 160 пассажиров. Может эксплуатироваться с аэродромов, имеющих тонкое бетонное покрытие и короткую ВПП. Дальность полета до 9000 км. Первым самолетом Ту-234 стал переоборудованный в 1994 году первый Ту-204 No. 64001. Переделанный самолет испытаний не проходил. В настоящее время первый серийный самолет данной модификация построен на «Авиастаре» и готовится к испытаниям. |
Ту-204С | грузовой самолет на базе серийного Ту-204, имеет сертификат летной годности в соответствии с НЛГС-3. Практическая дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке 25 тонн — 3450 км. В отличие от базового варианта на самолете сделана грузовая дверь и оборудование для механизированной загрузки грузов. Первым Ту-204С стал переоборудованный в АНТК серийный Ту-204 No. 64010, вторым «грузовиком» стал серийный Т*у-204 No. 64009 (доработан до стандарта Ту-204-100С), оба самолета с успехом используются для перевозки различных грузов. |
Ту-204-100С | грузовой самолет на базе Ту-204-100, освоен в серийном производстве на «Авиастаре». |
Ту-214С (Ту-204-200С) | грузовой самолет на базе Ту-214, в производстве. |
Ту-214СЗ (Ту-204-200СЗ) | конвертируемый самолет на базе Ту-214, предназначен для использования в вариантах: в пассажирском; смешанном (грузопассажирском); грузовом. Проект самолета получил серебряную медаль на международной выставке в Брюсселе. Самолет патентуется в ряде стран. Предусмотрена перевозка грузов в стандартных контейнерах типа LD3-46. |
Ту-206 | (первоначальное обозначение Ту-214, затем Ту-216) — проект пассажирского самолета на 210 пассажиров, глубокая модификация Ту-204 в самолет, силовая установка которого работает на сжижженном природном газе, двигатели — ПС-92, баки с СПГ располагаются сверху фюзеляжа. Работы ведутся в рамках создания семейства самолетов на СПГ на базе основных самолетов разработанных и разрабатываемых в АНТК. |
Эксплуатация Ту-204
Пассажирскому самолету Ту-204 не повезло. Мало того, что эта машина очень долго создавалась, так и первые ее шаги в небо выпали на очень тяжелый для страны период. В 90-е годы резко упал жизненный уровень рядовых россиян, авиаперелеты могли позволить себе очень немногие. Соответственно, значительно упал пассажиропоток и доходы авиаперевозчиков. Кроме того, на российский рынок массово хлынули поддержанные импортные машины.
Уменьшение темпов производства привело к недостатку запасных частей и комплектующих для Ту-204, что еще более увеличило стоимость его эксплуатации.
Пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, туполевцы разработали несколько новых модификаций машины: Ту-204-120, Ту-204-200 и Ту-204-300. В новых самолетах авионика и ряд других систем еще советской разработки были заменены более совершенными российскими или зарубежными аналогами. В кабине пилотов появились жидкокристаллические экраны, значительные изменения были внесены в системы управления. Более комфортабельным стал салон самолета Ту-204.
Однако при мелкосерийном производстве добиться серьезной рентабельности самолета очень сложно. Не менее тяжело в таких условиях создать жизнеспособную систему послепродажного обслуживания. Именно из-за этого Ту-204 не пользуется популярностью у коммерческих авиакомпаний, предпочитающих покупать импортные самолеты (новые или б/у). Хотя, по своим летно-техническим характеристикам туполевская машина ничем не уступает своим иностранным аналогам. Об этом неоднократно заявляли сами авиаперевозчики.
В настоящее время крупнейшим эксплуатантом Ту-204 является специальный летный отряд «Россия», в котором используется 12 самолетов подобного типа. В 2016 году появилась информация о планах масштабной закупки грузовых Ту-204 для «Почты России», а в начале 2017 года в Министерстве обороны РФ заявили о желании заменить устаревшие Ту-154 на Ту-204. Вероятно, что эта машина попадет в государственную программу вооружений.
В 2015 году о своих планах закупки Ту-204 заявляла иранская авиакомпания Kish Air. Речь шла о партии в 15 самолетов. Позже представители ПАО «Туполев» выразили готовность начать лицензионное производство Ту-204 в Иране.