Советский бомбардировщик Ту-2, подробный обзор

Бомбардировщик Ту-2

Ту-2 представляет собой двухмоторный советский высокоскоростной дневной бомбардировщик, а также фронтовой бомбардировщик времен Второй мировой войны. Самолет Ту-2 еще известен, как АНТ-58 и самолет «103». По кодификации НАТО имеет название Bat — «Летучая мышь». Свой первый полет бомбардировщик Ту-2 совершил 29 января 1941 года.

Рассмотрим более подробно советский бомбардировщик Ту-2, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и боевое применение.

История создания

О создании пикирующего дальнего дневного бомбардировщика, способного наносить точечные удары по вражеским кораблям, впервые заговорили в апреле 1939 г.

Самолет обязан был иметь показатели скорости и практического потолка, близкие к истребителям противника, и выполнять скоростное пикирование с минимальным временем атаки. На самолете планировалось установить четыре турбокомпрессорных двигателя М-105ТК, современное электротехническое оборудование для выполнения полетов над морскими просторами в любых метеоусловиях.

Проект в КБ был назван «изделие 57», а официально – самолет ПБ. Параллельно велась разработка двухдвигательного аппарата ПБ, оснащенного двигателями М-120 ТК.

Экипаж самолета

После начала Второй мировой войны создание двухмоторных пикирующих самолетов для нанесения ударов по английским кораблям вызвало сомнения из-за слабой эффективности. Но наработки в «изделии 57» были применены для разработки «сухопутного» двухдвигательного пикирующего бомбардировщика – «самолета 103». Официальное название нового самолета – ФБ (фронтовой бомбардировщик). Этот самолет стал второй по важности советской авиамашиной, которая была разработана А. Туполевым после его ареста.

Эскизный проект был готов к февралю 1940 г., и уже в марте приняли решение о постройке опытного экземпляра.

В конструкции предполагалась установка двигателей 2м-120К, в резервном варианте предусматривались моторы АМ-35А. Постройкой самолета занялись в мае 1940 г., а в августе туполевское бюро предоставило рабочие чертежи. В процессе изготовления планировалась перекомплектация аппарата двигателями АМ-37 жидкостного охлаждения.

Особенности конструкции Ту-2

Бомбардировщик Ту-2С – цельнометаллический свободнонесущий двухмоторный среднеплан. Дюралюминиевый фюзеляж имел элементы из дерева, собирался из трех секции, соединенных болтами.

Советский бомбардировщик Ту-2

В кабине друг за другом сидят пилот и штурман, причем кресла пилота смещено к левому борту, а штурмана – к правому.

Сверху кабина закрыта фонарем, обе боковые секции которого откидываются (левая – вместе с верхней крышкой). Нижняя часть носа остеклена, несколько прозрачных секций откидываются, выполняя функцию аварийного люка. Кресло пилота имело бронеспинку толщиной 15мм. Снаружи кабина защищалась бронеплитами толщиной 6-15мм.

В центральной части фюзеляжа – бомбоотсек и топливные баки. В хвостовой секции – кабина стрелка-радиста и нижнего стрелка с двумя пулеметными точками. Пол задней кабины и кок хвостовой секции Ту-2 – деревянные. Задняя кабина также защищалась бронеплитами толщиной от 6 до 12мм.

Трапециевидные крылья – металлические, с деревянными законцовками. Элероны обшиты частично дюралем, частично – полотном. Двухкилевое хвостовое оперение – дюралюминиевое, с обтянутыми полотном рулями. Управление самолетом — через жесткие тяги из дюралевых труб.

14-цилиндровые моторы М-82ФН (АШ-82Фн) оснащались непосредственным впрыском топлива и приводными центробежными нагнетателями. Каждый двигатель бомбардировщика развивал мощность до 1850 сил. Мотоустановки крепились к бомбардировщику на резиновых амортизаторах, закрывались капотами NACA.

Помимо двух баков в фюзеляже и четырех – в центроплане, Ту-2 имел по четыре бака в консолях крыльев. Эти баки делились на три группы со своими топливопроводами каждая. Все баки – алюминиевые, протектированные, с наддувом нейтральными газами.

Нос самолета

В бомбоотсеке подвешивались бомбы калибром до 1000кг, прицеливание при бомбометании с помощью прицела ОПБ-1 производил штурман.

Бомбометание с пикирования производил пилот, целясь с помощью коллиматорного прицела ПБП-1б.

Курсовое вооружение на массовых самолетах Ту-2 состояло из двух 20мм пушек ШВАК в корне каждого крыла. Каждая пушка имела боекомплект в 150 снарядов, прицеливание – через прицел ПБП-1б. Три оборонительные установки оборудовались пулеметами УБТ калибра 12,7мм.

Технические характеристики Ту-2

Модификация   Ту-2
Размах крыла, м   18.86
Длина, м   13.80
Высота, м   4.13
Площадь крыла, м2   48.52
Масса, кг
  пустого самолета   7601
  нормальная взлетная   10538
  максимальная взлетная   11768
Топливо, л   2200
Тип двигателя   2 ПД Швецов АШ-82
Мощность, л.с.   2 х 1850
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   444
  на высоте   521
Практическая дальность, км   2020
Скороподъемность, м/мин   490
Практический потолок, м   9000
Экипаж, чел   4
Вооружение:   две 20-мм пушки ШВАК ,
три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ
10 реактивных орудий для снарядов РС-132
бомбовая нагрузка нормально — 1000 кг,
максимально — 2000 кг, в перегрузку — 3000 кг

Модификации

  • Ту-2. Самолет оснащался двигателями М-82 (1700 л. с.), М-82Ф и М-82ФН. В конструкции самолета использовалось дерево. Стрелковое вооружение было представлено двумя пушками ШВАК (калибр 20 мм) и тремя 12,7-мм пулеметами. Часть машин отличалась от стандарта: она была вооружена двумя пушками ШВАК, двумя 12,7-мм пулеметами БС и тремя пулеметами ШКАС. Бомбовая нагрузка — 1 тыс. кг (максимальная — 2 тыс. кг). Экипаж — четыре человека, всего было выпущено 81 машина.
  • Ту-2С. На этой модификации устанавливали двигатели АШ-82ФН. Пулеметы ШКАС были заменены пулеметами УБТ. Масса бомбовой нагрузки возросла до 3 тыс. кг. Выпуск начался в 1943 году, всего было изготовлено 2423 машины.
  • Ту-2Р. Самолет-разведчик. Построено тринадцать самолетов.
  • УТу-2. Учебная модификация самолета с двойным управлением. Всего было выпущено 23 машины.
  • УТБ. Учебная модификация самолета с двигателями АШ-21 (700 л. с.).

Боевое применение Ту-2

Уже во время фронтовых испытаний первых серийных Ту-2 летчики высоко оценили их летные качества, живучесть и мощную бомбовую нагрузку. Ну а возобновление серийного производства в 1943 году позволило к началу наступательных операций вооружиться бомбардировщиками, способными уничтожать мощные укрепления.

Ту-2 начали активно использовать при наступлении в Карелии. Затем бомбардировщики участвовали в операции «Багратион», а последний их боевой вылет пришелся на 2 мая 1945 года.

Боевое применение

Самолеты Туполева удачно вписались в нишу мощных фронтовых бомбардировщиков – в качестве легких пикировщиков продолжали использовать Пе-2, а для дальних рейдов в тыл лучше подходили американские B-25. После победы в Европе Ту-2 перебросили на восток, где они с не меньшей результативностью бомбили японские объекты.

После войны Ту-2 начали поставляться дружественным режимам.

В Венгрии, Польше и Болгарии они дослужили до середины 50-х годов. Китайские бомбардировщики успели поучаствовать в корейской войне, но применялись не очень активно. Позже их применяли в боях с Гоминьданом, а официально сняли с вооружения только в 1980 году. В самом СССР бомбардировщики Ту-2 начали убирать из боевых частей в 1950 году. На вспомогательных ролях они дослужили до 60-х годов.

Сравнение с аналогами

По совокупности летно-технических характеристик, технологичности производства, соотношению боевых потерь на самолето-вылет Ту-2 может считаться лучшим фронтовым бомбардировщиком СССР во Второй Мировой войне, несмотря на достаточно слабый вклад в победу над Германией (трудности военного времени не позволили своевременно начать массовое производство этого самолета).

В полете

Единственным серьезным недостатком машины оставался плохой обзор с рабочего места штурмана, худший из всех отечественных и ленд-лизовских самолетов военного времени.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: