Ту-148 представляет собой проект, который разрабатывался как большая модернизация самолета Ту-128. Проект Ту-148 – это барражирующий истребитель-перехватчик. Рассмотрим более подробно проект советского истребителя Ту-148, его особенности конструкции, летно-технические характеристики, предполагаемую эксплуатацию.
История создания Ту-148
В 1965 году в отделе технических проектов ОКБ А.Н.Туполева подготовили эскизный проект самолета «148», который должен был входить в состав нового авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-148-100. Носитель предполагалось оснастить РЛС «Смерч-100» и вооружить ракетами К-100. Проект Ту-148 разрабатывался как глубокая модернизация тяжелого перехватчика Ту-128.
Осенью 1965 года были определены основные характеристики комплекса, назначение, возможности с учетом изменения конструкции самолета. Применение двух ТРД ВД-19Р2 и крыла изменяемой стреловидности способствовало, по задумке ОКБ, расширению функциональных возможностей нового летательного аппарата. Предположительно скорость Ту-148 должна была достигать на высотах 50-100 м показателя 1400 км/ч, а на 18 км — 2500 км/ч. Дальность полета в дозвуковом режиме, применяя стреловидность крыла, соответствующую крейсерскому полету, составляла бы 4800 км. Этот показатель можно увеличить примерно на 30-40%, задействовав систему дозаправки горючим в полете.
По сравнению с базовым Ту-128, увеличение подъемной массы истребителя Ту-148 не повлияло на летно-технические характеристики новой машины. В частности разбег по ВПП во время взлета был значительно ниже (800 м у Ту-148 против 1350 м у Ту-128). Функциональные возможности проектного истребителя-перехватчика были значительно расширены. Если его снабдить соответствующем оборудованием, то можно было применять для обнаружения воздушных и наземных целей, использовать как средство ПВО для обороны морских кораблей, как носитель крылатых ракет класса «воздух-земля».
Бортовое оборудование перехватчика позволяло использовать его в автономном режиме. Комплекс мог быть использован для перехвата воздушных целей на дальних подступах к территории СССР и для ПВО районов со слаборазвитыми или выведенными из строя наземными навигационными и аэродромными системами.
Таким образом, задачи комплекса Ту-128С-4 предполагалось решать на новом техническом уровне. Кроме этого, новый комплекс при соответствующем переоборудовании носителя мог использоваться:
- для нарушения воздушных перевозок в оперативном тылу противника;
- для ПВО надводных кораблей на большом удалении от баз;
- в качестве носителя крылатых ракет класса «воздух-земля» для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО;
- в качестве разведчика радиотехнических средств противника;
- в качестве бомбардировщика;
- в качестве фронтового ударного самолета, вооруженного НАР и бомбами различных калибров.
В варианте ударного самолета или разведчика дальность полета у земли при скорости 1400 км/ч должна была составлять 570 км, а при скорости 1000 км/ч — 1850 км. Предусматривалась дозаправка топливом в полете. Взлетно-посадочные устройства «148» позволяли использовать его как с бетонных, так и с грунтовых ВПП, что было крайне важно, т.к. расчетная взлетная масса достигала 55-60 т при 18,5-21,5 т топлива.
Вооружение самолета располагалось внутри объемного грузоотсека, это позволяло сохранять высокие аэродинамические и летные характеристики независимо от вида боевой нагрузки и вариантов боевого использования. Многоцелевое использование Ту-148 предполагало быстрый переход с одного варианта на другой в условиях эксплуатации. Грузоотсек со сменными модулями рассчитывался на следующие варианты загрузки:
- четыре ракеты К-100;
- одна Х-22 или две Х-28, или четыре К-100П;
- аппаратура радиотехнической разведки «Булат» или «Сабля», или «Вираж»;
- АФА типа «Алмаз», ПАФА и АФА-42/20 плюс дополнительный топливный бак или АФА-42/20, два АФА-54 и АФА-45;
- две тактические ядерные бомбы или контейнеры с НУРС, или с авиационными пушками и боекомплектом.
Как ни странно, но этот вариант не получил поддержки именно из-за своей многофункциональности. Для ВВС он был не нужен (фронтовая авиация предпочла Су-24), а командование авиации ПВО хорошо понимало, что многоцелевой самолет не сможет стать полноценным перехватчиком.
Изучив мнение и пожелания заказчика, в ОКБ Туполева во второй половине 60-х годов занялись разработкой нового варианта «148» для комплекса перехвата Ту-148-33. На самолет предполагалось установить новую систему вооружения: РЛС «Заслон» с фазированной антенной и ракеты К-33.
Рассматривались следующие аэродинамические компоновки перехватчика:
- с крылом изменяемой стреловидности, по схеме, близкой к схеме Ту-22М, работы по которому в то время шли в ОКБ;
- высокоплан с фиксированной стреловидностью крыла и скошенными воздухозаборниками с горизонтальным клином торможения воздушного потока;
- высокоплан с ромбовидным крылом;
- высокоплан с крылом типа «двойная дельта» и передним горизонтальным оперением.
Из всех вариантов наиболее приемлемым оказался первый. Для самолета выбрали двигатели РД-36-41 с максимальной тягой 16000 кгс при собственной массе 3050 кг. Этот двигатель проектировался с учетом воздействия высоких температур торможения (до 330°С) потока наружного воздуха и имел много оригинальных технических решений. Он использовался и на 3-маховом ракетоносце Т-4 («100») ОКБ П.О.Сухого.
Предполагалось создать комплекс, способный вести борьбу с существующими и перспективными средствами воздушного нападения как в поле наведения наземных радиотехнических средств, так и при автономных действиях, а также при взаимодействии с самолетами ДРЛО.
В задачи комплекса входили:
- перехват маловысотных целей, летящих на фоне земной и водной поверхности, в частности, перспективных крылатых ракет;
- перехват баллистических и крылатых ракет типов «Hound Dog», SRAM, SCAD и SCAM;
- расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней полусфере до 3500 км/ч, в задней — до 2400 км/ч;
- увеличение высоты перехватываемых целей до 26-28 км;
- увеличение дальности до 4600 км и времени барражирования до 5 ч;
- повышение помехозащищенности;
- возможность одновременной атаки двух целей;
- возможность групповых действий.
Предполагалось, что эксплуатироваться перехватчик «148» сможет с тех же аэродромов, что и Ту-128. Проект был представлен командованию авиации ПВО страны и получил поддержку главкома А.Кадомцева. В ОКБ развернулись работы по новому самолету, в 1968 году был построен макет, работала макетная комиссия. Но в мае 1968 года в катастрофе на МиГ-25П А.Кадомцев, прекрасный летчик и авиационный инженер, погиб. Новое руководство авиации ПВО предпочло установить систему «Заслон» на модернизированный перехватчик ОКБ А.И.Микояна Е-155МП, который был принят на вооружение под обозначением МиГ-31.
Формально новое командование авиации ПВО от проекта Ту-148 какое-то время не отказывается, все-таки речь шла о контактах с крупнейшей и авторитетнейшей в стране авиационной фирмой и с ее Генеральным конструктором А.Н.Туполевым, мнение и слово которого много стоили. Поступают несколько иначе: к самолету-носителю выставляются дополнительные требования, которые во многом шли в разрез с основной концепцией самолета и комплекса (одним из таких требований стал пункт по значительному улучшению маневренных характеристик Ту-148 на небольших высотах).
Андрей Николаевич лично сам, а также его ближайшие коллеги настойчиво пытались добиться перелома отношения к Ту-148 и принятия официального постановления по комплексу, выделения денег на дальнейшее проектирование, но все было тщетно. В начале 70-х годов работы по комплексу пришлось окончательно свернуть. В дальнейшем ОКБ больше не занималось тематикой специализированных тяжелых самолетов-носителей для дальних комплексов перехвата ПВО.
Технические характеристики Ту-148
Модификация | Ту-148 |
Размах крыла, м | 25.60 |
Длина, м | 32.50 |
Высота, м | 7.50 |
пустого самолета | |
максимальная взлетная | 60000 |
топлива | 21800 |
Тип двигателя | 2 ТРД РД36-41 |
Тяга нефорсированная, кгс | 2 х 16000 |
Максимальная скорость , км/ч | 2500 |
Практическая дальность, км | 4600 |
Боевой радиус действия, км | 1656 |
Практический потолок, м | 17000 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | 4 УРВВ К-33 |
Планируемая эксплуатация Ту-148
Эксплуатацию самолета Ту-148 предполагалось проводить с базовых аэродромов Ту-128. Эскизный проект самолета передали в командование ПВО страны. После его одобрения в ОКБ им. Туполева развернули работы по проектированию. Построенный полноразмерный макет Ту-148 неоднократно приезжал смотреть заказчик. Но в связи со смертью Главнокомандующего ПВО Кадомцева, который дал зеленый свет проекту, построить самолет не удалось.