Пассажирский самолет Ту-144, описание и характеристика

Самолет Ту-144

Самолет Ту-144т представляет собой сверхзвуковой пассажирский шедевр советского авиастроения, выпущенный в 60-х годах прошлого века. Прекрасный внешний вид, огромная скорость для гражданской авиации, превышающая вдвое звуковой барьер, невероятная мощь – это краткое описание красивого Ту-144.

Но есть и трагичные моменты в истории интересного самолета. Рассмотрим более подробно историю пассажирского самолета Ту-144, его особенности и характеристики.

История создания Ту-144

Первый полет опытного самолета Ту-144 был выполнен 31.12.1968. В ходе создания проводились работы одновременно в двух направлениях. Первое подразумевало создание бесфорсажного экономичного ТРД типа РД-36-51, второе было направлено на усовершенствование аэродинамических характеристик Ту-144.

В результате планировали получить выполнение задания по достижению сверхзвукового полета. В 1969 году решением комиссии СМ СССР был принят вариант комплектации самолета с силовой установкой РД-36-51.

Параллельно организацией МГА принимается решение о постройке шести Ту-144 с более экономичными двигателями НК-144А. Модернизация с новыми моторами удовлетворяла требованиям по дальности сверхзвукового полета первого этапа (4-4,5 тыс. км), серийные модели планировалось оснастить моторами РД-36-51.

Пассажирский самолет Ту-144

Первый предсерийный модернизированный самолет Ту-144 начали складывать в 1968 г. на ММЗ «Опыт». По расчетным данным двигатели НК-144 могли обеспечить сверхзвуковую дальность полета на уровне 3275 км, а НК-144А – 3500 км.

Чтобы улучшить аэродинамические характеристики машины, изменили форму крыла. Был изменен градус стреловидности: по передней кромке он составлял 76°, а по базовой − 57°. В отличие от «044», площадь крыла была увеличенной, введена интенсивная коническая крутка конечных частей крыла. Но главное, что улучшило аэродинамику, − изменение центральной части крыла, которое обеспечивало самобалансировку в крейсерских режимах скорости.

Изменения коснулись длины фюзеляжа, который мог поместить до 150 пассажиров. Улучшению аэродинамических данных способствовала переработка формы носовой части фюзеляжа. Парные двигатели вместе с мотогондолами раздвинули, тем самым освободив место в нижней части фюзеляжа. Такая компоновка повлекла за собой изменения в системе шасси: основные опоры шасси стали размещать под мотогондолами, убирание проходило внутрь между воздушными каналами моторов.

В результате доработок конструкции, увеличения запаса топлива и коммерческой нагрузки взлетная масса самолета увеличилась до 190 тонн (в проекте «044» этот показатель составлял 150 т).

Первый предсерийный экземпляр Ту-144 был выпущен в начале 1971 г., а первый полет на нем состоялся 1.06.1971. По программе заводских испытаний проведен 231 вылет, 55 летных часов выполнены в сверхзвуковом режиме.

20.09.1972 самолет выполнил перелет по маршруту Москва − Ташкент, который удалось преодолеть за 1 час 50 мин. Во время полета крейсерская скорость машины достигала отметки 2500 км/ч.

Серийное производство авиалайнера Ту-144 было налажено на Воронежском авиационном заводе.

Вид сбоку

Серийную модель, которая была оснащена двигателями НК-144А, впервые подняли в воздух 20.03.1972. В отличие от предсерийной машины, несколько добавили площадь крыла, что повлекло за собой увеличение взлетной массы до 195 т.

3.06.1973 первый серийный самолет потерпел катастрофу на глазах 350 тыс. зрителей. Экипаж хотел повторить подвиг «Конкорда», который выполнил накануне «истребительский» маневр – пролететь над ВПП и снова взлететь. Однако это сделать не удалось. Начиная с высоты 1200 м, самолет внезапно начал пикировать и, только достигнув 120 м над землей, начал медленно подниматься. Перегрузка намного превысила допустимый уровень, вследствие чего сперва отвалилось левое крыло, а далее – хвостовой отсек. Конструкция самолета полностью разрушилась. Крушение произошло вблизи небольшого французского города Гуссенвиль. В результате катастрофы погиб весь экипаж лайнера и 7 местных жителей, 28 человек получили ранения.

Первый пассажирский рейс с участием Ту-144 состоялся 1.10.1977. До мая 1978 г. на самолете выполнено 55 пассажирских и 47 грузовых рейсов.

Всего было произведено 17 экземпляров сверхзвуковых авиалайнеров Ту-144, 14 из которых – в Воронеже. Оборудование пассажирских салонов заказывали в ГДР. В нынешнее время два самолета Ту-144 хранятся в авиамузеях Монино и г. Ульяновск.

Особенности конструкции авиалайнера

В проектировании сверхзвукового самолета инженеры опирались на опыт создания Ту-22 и М-50. Также в разработке были задействованы последние достижения науки, что сделало Ту-144 одним из лучших самолетов своего времени.

В особенностях конструкции данного самолета выделяют следующие аспекты:

  • лайнер относится к низкопланам, выполненным по схеме «бесхвостка»;
  • в нижней части фюзеляжа располагаются четыре маршевых, двухконтурных, реактивных двигателя, дополненные вспомогательной силовой установкой;
  • носовая часть самолета до кабины пилотов отклоняется при взлете и посадке;
  • шасси трехопорное, имеет предохранительную хвостовую пяту;
  • все основные системы самолета, включая электрическую и гидравлическую, имеют четыре резерва.

В конструкции крыльев Ту-144 не предусмотрены подкрылки и закрылки. Вместо них применяется горизонтальное переднее оперение, убираемое в полете. Реверса тяги двигателей тоже не предусмотрено, вместо него имеются мощные дисковые тормоза. Для снижения скорости в процессе приземления мог применяться тормозной парашют.

В полете

С учетом высоких нагрузок на сверхзвуковых скоростях, в конструкции лайнера задействованы несвойственные для самолетов материалы. Применялся особый вид топлива ТС-6 и синтетическое масло. В хвостовой обшивке фюзеляжа использованы тонкие листы нержавеющей стали. Иллюминаторы сделаны из термостойкого оргстекла с содержанием фтора.

При этом первые самолеты с учетом доработок отличались по конструкции. Серийный Ту-144С уже имел отличия от первого образца:

  • фюзеляж стал длиннее, оптимизирована аэродинамика носовой части;
  • улучшена маневренность самолета, а также снижена посадочная скорость, по сравнению с Конкордом — на 15%;
  • доработана и увеличена площадь крыла, что улучшило аэродинамику на крейсерской скорости;
  • раздвинуты парные гондолы двигателей, что уменьшило нагрев и вибрацию фюзеляжа;
  • были изменены шасси, основные стойки разместили под мотогондолами.

Внесенные изменения значительно увеличили взлетную массу самолета — до 190 тонн вместо 150. Вместе с этим было увеличено и количество перевозимых пассажиров, не считая общего улучшения аэродинамических показателей.

Схема салона и расположение мест

Самолеты Ту-144 имеют несколько вариантов схем расположения пассажирских мест. Наиболее распространенным считается разделение на два отделения смешанного или общего типа. В первом случае предусмотрены места повышенной комфортности, что можно сравнить с современным бизнес-классом.

Отличительной особенностью схемы салона являются передние места. В современных самолетах таковые считаются наиболее привлекательными из-за отсутствия передних кресел и наличия большего пространства для ног. В Ту-144 передние места выполнены в спаренном варианте со столиками.

На взлете

Разделение кресел также различается: основная масса кресел расположены по 3 и два с каждой стороны. Ближе к хвостовой части, где салон сужается, кресла располагаются попарно. Места повышенного комфорта и вовсе компонуются по два и одному креслу с каждой стороны.

Технические характеристики Ту-144

Ту-144
Габариты
длина 65,695 м
размах крыла 28,00 м
площадь крыла 503,00 м² (вместе с ПГО)
высота 12,50 м
диаметр фюзеляжа 3,3 м
стреловидность крыла 57°
продольная база шасси 19,63 м
ширина колеи 6,05 м
радиус разворота 48 м
Масса
максимальная взлетная 195000 кг
нормальная взлетная 180000 кг
максимальная посадочная 120000 кг
запас топлива (самолет без экспериментального оборудования) 80000 кг
расход топлива 39 т/час (макс.)
Летные данные
крейсерская дозвуковая скорость М=0,85
крейсерская сверхзвуковая скорость М=2,00
скорость отрыва 360 км/ч (при весе 180 тонн)
посадочная скорость (скорость пересечения кромки ВПП) 295 км/час
скорость касания (посадочный вес 112000 кг) 266 км/ч
Максимальное эксплуатационное число М 2,10 (на высоте 16 км)
Максимально допустимое число М 2,15
Максимально допустимая перегрузка 2,3 (при весе до 180 тонн)
Эксплуатационная перегрузка 0,2
Дальность полета с максимальной
коммерческой нагрузкой
3100 км
Высота полета на крейсерском сверхзвуковом режиме 15000 м
Потолок 19000 м
Экипаж, человек 4
Двигатели 4 ТРДДФ НК-144А
Тяга (взлетная) 4х20000 кгс

Крейсерский дозвуковой полет на максимальную дальность производится на скорости М=0,85 по потолкам, с постепенным набором высоты 11500 м. Километровый расход топлива при этом от 22 в начале до 14 кг/км в конце полета. Режим работы двигателей 72 %.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ту-144 («044») Первый опытный образец (1968 г.) № СССР-68001 с двигателями НК-144. Сильно отличался многими элементами конструкции (формой и профилем крыла, размещением двигателей и стоек шасси, конструкцией стоек шасси, длиной и формой отдельных элементов фюзеляжа, катапультируемыми креслами экипажа, отстреливаемыми люками для выхода катапультируемых кресел и другими особенностями) от предсерийного и серийных и представлял собой скорее отдельную модель самолета.
Ту-144С («004») 13 самолетов с 1 по 6 серию, из них три пошли на стенды для наземных испытаний. Один самолет зав. № 03-1 сразу начал переделываться в опытный Ту-144Д, один переделан в опытный постановщик помех Ту-144ПП зав. № 06-1
Ту-144Д («004Д») Семь машин с 6 по 9 серию, с двигателями РД-36-51А, 1974 г. Одна переделана из Ту-144 (см. выше), одна переделана в летающую лабораторию по программе СПС второго поколения
Ту-144ДА Проект с двигателями «61».
Ту-144К Проект авиационно-ракетного комплекса дальней авиации.
Ту-144КП Проект авиационно-ракетного комплекса дальней авиации.
Ту-144ЛЛ Опытный самолет, летающая лаборатория на базе Ту-144Д с двигателями НК-32-1, 1996 г.
Ту-144ПП Постановщик электронных помех, опытный. Переделан самолет № 06-1.
Ту-144ПР Проект постановщика помех и разведчика.
ДП-2 Проект дальнего перехватчика.

Эксплуатация Ту-144

Через четыре года после первого полета советского СПС, Ту-144 представили на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Первый день полетов советской машины прошел удачно.

Однако на авиасалоне присутствовал конкурент, авиалайнер «Конкорд», во время демонстрации самолет показал достаточно интересный номер, зайдя на ВПП и задев ее колесами шасси, лайнер свечой ушел в небо. Советская делегация поручила повторить маневр «европейца» советским пилотам на Ту-144.

Решение руководства смутило экипаж, но приказ не обсуждался. На следующий день 3 июня 1973 года, после отработки основной программы, самолет Ту-144 зашел на третий круг с целью повторить резкий набор высоты Конкорда днем ранее.

В аэропорту

После прохождения над ВВП с выпущенной механизацией и шасси Ту-144 резко начал набирать высоту, но при достижении 1200 метров, самолет перешел в неуправляемое пикирование.

Пилоты пытались вывести самолет из пике, но от полученных перегрузок корпус лайнера разрушился в воздухе и упал на близлежащие жилые дома. В трагедии погиб весь экипаж из шести человек и восемь жителей городка Гуссенвиль.

Причина авиакатастрофы достоверно не установлена. Вблизи Ту-144 летал французский «Мираж», который проводил фотосъемку советской машины. Одна из версий имеет толкование, что экипаж лайнера уходил от столкновения с французским самолетом и не справился с управлением.

Вторая версия была связана с членом экипажа, который проводил видеосъемку по просьбе французских телерепортеров и во время резкого маневра выронил камеру, которая заблокировала управление штурвалом. Обе стороны производителей СПС решили сойтись к человеческому фактору, так как технические неполадки бросили бы тень на дальнейшую судьбу проекта.

Эксплуатация по маршруту

Европа начала эксплуатировать «Конкорд» на международных авиалиниях по направлению в Рио-де-Жанейро и Бахрейн с 1976 года. Побывав с рабочим визитом во Франции летом 1977 года, Л.И. Брежнев был ознакомлен с данным фактом и потребовал от министра авиации СССР Бугаева начать эксплуатацию Ту-144 на пассажирских линиях.

Но сверхзвуковых самолетов, способных покрыть расстояние 5-6 тысяч километров без промежуточных посадок не было. Модифицированные авиалайнеры Ту-144Д дальней авиации только начали создаваться.

Первый коммерческий рейс по маршруту Москва-Алма-Ата-Москва, Туполев Ту-144 совершил 26 октября 1975года. Перевозимый груз состоял из почтового имущества. Спустя два года начались пассажирские перевозки в том же направлении. Стоимость билета не сильно отличалась от дозвукового рейса, 62 рубля против 80 рублей.

Этот рейс осуществлялся один раз в неделю по четвергам. Желающих пассажиров попасть на него было предостаточно. Но им было невдомек, что каждый рейс сопровождался жутким напряжением как пилотов (так как не было запаса топлива для ухода на запасной аэродром), так и для диспетчеров, которые непрерывно отслеживали метеоусловия.

Спустя семь месяцев, 1 июня 1978 года Аэрофлот прекратил регулярные пассажирские маршруты СПС, это было связано с новой авиакатастрофой опытного Ту-144Д, которая произошла 23 мая 1978, унесшая жизни двоих членов экипажа.

Нос самолета

Кроме того, негативную роль сыграл коммерческий фактор. Билеты стоили недорого, и не могли покрыть даже часть эксплуатационных расходов Аэрофлота. Повышение стоимости билета на сверхзвуковой перелет не рассматривалось, так как уровень жизни социалистических граждан не шел ни в какое сравнение с благосостоянием жителей капиталистических стран.

Модифицированные версии Ту-144Д, способные покрывать расстояние 5 000 км, также вели к нерентабельности использования советского СПС. Однако, строительство новых самолетов продолжалось до середины 1980-х годов.

За всю историю коммерческой эксплуатации самолет Ту-144 перевез 3284 пассажира, в то время, как «Конкорд» за весь период эксплуатации смог перевезти 2,5млн человек. В дальнейшем, работоспособные советские СПС использовали для установления мировых рекордов или для испытательных полетов.

Американская история

В 1996 году к правительству России обратились представители агентства НАСА с просьбой предоставить им модифицированный Ту-144ЛЛ с лабораторным оборудованием для исследований в области разработки высокоскоростных пассажирских самолетов.

Российское правительство пошло навстречу Западным исследователям и поспособствовало аренде «Летающей лаборатории».

Данный борт был переоборудован из Ту-144Д в научно-исследовательский самолет с 1995 года. Российский авиалайнер достойно прослужил американцам с 1996 по 1999 год.

Достоинства и недостатки авиалайнера

Основное преимущество Ту-144 связывают с быстрыми перелетами на сверхзвуковых скоростях. В данном вопросе не обходят стороной сравнение с англо-французским Конкордом, считая советский лайнер полностью заимствованной разработкой.

Подобное сравнение не имеет оснований. Советские и французские инженеры активно сотрудничали над созданием Ту-144. Однако ряд технических и летных характеристик у самолетов отличается. Советский лайнер мощнее, обладает большей грузоподъемностью за счет увеличения взлетной массы.

Вид спереди

Переднее горизонтальное оперение на крыльях повысило маневренность Ту-144 и сократило необходимую для взлета длину разбега. Также это позволило быстрее сбавлять скорость при посадке. В итоге самолет смог приниматься в большем количестве аэропортов, чем Конкорд.

Однако не обошлось и без существенного недостатка — дальность полета. В некоторых модификациях этот показатель был увеличен, но оставался существенным ограничением для использования самолета. Ту-144 оказался более дорогим в эксплуатации, что делало его экономически нецелесообразным.

Ту-144 в культуре СССР и России

Самолет очень полюбился гражданам Советского Союза, как мощный и красивый авиалайнер. Его изображение наносили на почтовые блоки СССР с 1969 года. Впоследствии образ Ту-144 был запечатлен на почтовой марке Казахстана к 2002 году, так как в этом году исполнилось ровно 25 лет пассажирским авиарейсам Москва-Алма-Ата-Москва. Монетный двор России выпустил памятную монету «Ту-144» номиналом 1 серебряный рубль.

Кинематограф не мог обойти стороной столь красивый внешний вид Ту-144 и его можно увидеть в кинокартине «Мимино», где главному герою удалось совершать рейсы на СПС в Дели и Сан-Франциско, хотя в реальности Ту-144 на международные линии не выходил.

Также самолет сняли в советских кинокартинах: «Капля в море», «Повесть о человеческом сердце», «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Поэма о крыльях» и «За все в ответе».

Самолет Ту-144 в небе

Разработчики компьютерных игр, также не смогли удержаться от использования советской модели СПС, и представили ее в авиасимуляторе «MicrosoftFlightSimulator 9». За основу была взята схема самолета Ту-144Д (бортовой № 77115).

Управление цифровой моделью с точностью повторяет панель приборов и реальные действия: переключение тумблеров, соблюдение полетного плана, управление ПГО, носовым обтекателем и переход на сверхзвук.

Для ценителей периода «железный занавес», есть возможность посмотреть документальные фильмы о самолете Ту-144. В данный момент киноленты широко представлены на видеохостинге «YouTube».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1278
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector