Ту-124 представляет собой пассажирский советский самолет. Он был создан для авиалиний небольшой протяженности, с пасссажировместимостью 56 человек. По кодификации НАТО получил название «Кастрюля».
Самолет Ту-124 — это уменьшенная копия авиалайнера Ту-104. Два данных самолета внешне похожи между собой, но различаются габаритами и конструктивными особенностями некоторых агрегатов.
История создания
Успешное применение определенной компоновки самолета зачастую заставляет конструкторов сконцентрироваться именно на ней, отказавшись от других вариантов. Подобная ситуация происходила в 1920 годы, когда на основе ТБ-1 были созданы ТБ-3/4/6 и АНТ-20. Главной проблемой такого решения всегда становится актуальность выбранной компоновки.
Если ТБ-1 получился хорошим, а ТБ-3 был удовлетворительным, то все последующие модели стали шагом назад. Поэтому все они выпускались только единичными экземплярами, причем иногда разработки оставались лишь в проекте.
Аналогичная ситуация произошла спустя несколько десятилетий. Тогда на базе Ту-104 конструкторы разработали Ту-124, который должен был стать ближнемагистральным пассажирским авиалайнером. Самолет имел уменьшенные габариты, но сохранял в себе недостатки старшей модели. Он разрабатывался с учетом работы на двухконтурных турбореактивных двигателях Д-20П, каждый из которых имел взлетную тягу по 5500 кгс.
Началом создания проекта послужило постановление Совета Министров СССР от 1958 года, требующее выпустить новый самолет для соединения столицы с основными советскими центрами и выполнения международных перелетов на небольшие дистанции.
Согласно требованиям, авиалайнер должен был перевозить от 36 до 40 человек при коммерческой нагрузке 5 т на расстояние до 1500 км со скоростью 750—900 км/ч. Также упоминалось, что допустимым значением длины разбега и пробега было 800 м. Экипаж состоял из 4-х человек. Правительство хотело, чтобы самолет можно легко переоборудовать для перевозки военных или раненых, а также транспортировки грузов.
Новые двигатели Д-20П давали авиалайнеру некоторые преимущества над Ту-104. Они работали с пониженными температурами и выдавали меньшие объемы выхлопных газов, что положительно сказалось на общем уровне шума. Перед установкой двигателей на Ту-124 конструкторы провели полноценные испытания.
Для этого один мотор был установлен на Ту-4ЛЛ, а потом еще на трех Ту-110Б. Также самолет превосходил старшую версию по жесткости конструкции крыла, что снижало уровень тряски авиалайнера при пролете через зону высокой турбулентности.
Первый полет на Ту-124 был выполнен 24 марта 1960 года. Совершила его команда летчика Калины. Все прошло успешно, а самолет отправили на государственные испытания. Параллельно с этим авиационный завод в Харькове сразу начал выпускать первые серийные машины, несмотря на продолжающиеся тесты. Они были переданы на дополнительные испытания к концу 1961 года.
Самолет имел массу эксплуатационных ограничений, которые требовали особого подхода к его использованию. Поэтому тестовые экземпляры несколько раз дорабатывались. Окончательный вариант самолета был представлен спустя год. Он сразу начал выполнять регулярные внутренние рейсы. В 1963 один из первых серийных авиалайнеров был передан военным.
Особенности конструкции Ту-124
В лайнере отсутствовала вспомогательная силовая установка, обеспечивающая кондиционирование воздуха в герметизированной кабине на земле. Это вызывало дискомфорт у пассажиров, которые заняли места в салоне и ждали вылета. На более поздние самолеты ВСУ была установлена.
На Ту-124 нельзя было выполнить централизованной заправки. Горючее заливали в отдельные баки, это тормозило процесс повторного вылета лайнера после дозаправки.
На самолете было всего 2 аварийных выхода. Один аварийный люк находился в верхней части фюзеляжа, второй – в грузовом отсеке.
Входные двери размещались по левому борту. Передняя дверь служила входом для пассажиров, под заднюю трап подвести не было возможности. Она была служебной, использовалась со стремянкой.
Крыло Ту-124 конструктивно отличалось от Ту-104, хоть внешне и было схожим с ним. В его составе находились воздушные тормоза, которые меняли угол своего положения до 52 град. после касания колес шасси о покрытие ВПП.
Управление самолетом было аналогичным Ту-104. От штурвала шла жесткая проводка к элеронам и рулям. Систему управления дополнил автопилот АП-6Е. Выпуск посадочного щитка и закрылков имел электромеханическое управление, интерцепторов – гидравлическое.
Шасси лайнера было рассчитано на эксплуатацию даже на грунтовых ВПП. В хвостовой части фюзеляжа поместили контейнер с тормозным парашютом, площадь которого после раскрытия составляла 40 кв. м.
В состав системы жизнеобеспечения входило кондиционирование воздуха, кислородная аппаратура для экипажа и пассажиров. Также на борту присутствовали переносные кислородные системы жизнедеятельности на случай разгерметизации салона.
В составе конструкции присутствовали элементы противообледенительной системы. В частности к ним относятся передние противообледенительные электротермические устройства, которыми снабжались передние кромки киля и стабилизатора. Молекулярному обогреву поддавались лобовые стекла летчиков и штурмана. Также на стекле фонаря кабины летчика работал стеклоочиститель наподобие автомобильных «дворников».
Если отказывал один из двигателей, на Ту-124 можно было продолжать вести полет на высотах до 5000 м.
Отличительные особенности:
- Первый в мире пассажирский самолет с турбореактивными двухконтурными двигателями (Д-20П). Все предыдущие пассажирские реактивные самолеты (разработанные как в СССР, так и в других странах) оснащались турбореактивными двигателями.
- Самолет с посадочным щитком под центропланом.
Технические характеристики Ту-124
Ту-124 | ||
Габариты | ||
длина | 31,58 м | |
размах крыла | 25,55 м | |
площадь крыла | 119,37 м² | |
высота стояночная | 8,082 м | |
диаметр фюзеляжа | 2,9 м | |
ширина пассажирской кабины | 2,71 м | |
высота пассажирской кабины | 1,855 м (1-й салон) и 1,850 (2-й салон) | |
Масса | ||
нормальная взлетная | 38,0 т | |
нормальная посадочная | 31,0 т | |
пустого | 21,1 т | |
коммерческая нагрузка нормальная | 5,0 т | |
количество пассажиров макс. | 44 | |
заправочная емкость топливной системы макс. (при плотности топлива 0,8 кг/см3) |
10,5 т | |
расход топлива | ||
Летные данные | ||
крейсерская скорость на высоте 10000 м | 730 км/ч | |
максимально достижимая скорость горизонтального полета на высоте 8000 м с полетным весом 32,5 т |
970 км/ч | |
предельно допустимое число М на всех высотах и скоростях |
0,78 | |
предельная перегрузка, не более | 2,0 | |
дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 6000 кг |
1200 км | |
дальность полета с нормальной коммерческой нагрузкой 5000 кг |
1500 км | |
дальность полета с коммерческой нагрузкой 3000 кг |
2100 км | |
максимальная продолжительность полета |
3 часа | |
длина разбега с весом 36 т | 1030 м | |
длина пробега с весом 31 т | 960 м | |
практический потолок при взлетном весе 36 т | 11700 м | |
экипаж, человек | 5 | |
двигатели | 2 × 52,9 кН Д-20П |
Модификации
Ту-124 | серийный вариант на 44 пассажира, выпускался до 1963 года, в дальнейшем практически все машины были переоборудованы под 56 мест. |
Ту-124 | проект на 48 или 52 пассажирских места. |
Ту-124 | на 60 пассажирских мест, был переоборудован один самолет; |
Ту-124В | серийный вариант на 56 пассажирских мест, в серии с 1964 года. |
Ту-124Б | три серийных самолета с двигателями Д-20П-125, выпущенных в 1963 году. |
Ту-124К | «салонные» варианты, были варианты Ту-124К-1 и Ту-124К-2, с различным числом пассажирских кресел и уровнем комфорта. |
Ту-124ТС | штатная переделка серийных Ту-124 в транспортно-санитарные машины. |
Ту-124 (СПС) | проект Ту-124 с системой сдува пограничного слоя. |
Ту-124 (СВВП) | проект самолета вертикального или укороченного взлета и посадки с подъемными ТРД типа РД-36-35 или РД-36-35П, установленных в обтекателях шасси и в фюзеляже. |
Ту-124Ш | серийный учебный штурманский самолет для подготовки персонала для ВВС и Авиации ВМФ, выпускался в двух вариантах Ту-124Ш- 1 для подготовки штурманов для дальних бомбардировщиков и Ту-124Ш-2 — для подготовки штурманов для фронтовых бомбардировщиков. |
Ту-127 (самолет «127») | проект переделки Ту-124 в военно-транспортный самолет. |
Эксплуатация Ту-124
На постоянный рейс самолет вышел в начале октября 1962, и отправился из столицы в Таллин. Помимо эксплуатации по стране, периодически осуществлял полеты в Белград, Варшаву, Хельсинки и Стокгольм.
Начиная с апреля 1964 Ту-124 выходит на постоянные рейсы между разными странами, тем самым, выполнив свою задачу и вытеснив Ил-14. За восемь лет начиная с 1960 года, в г. Харькове было произведено 165 самолетов.
Кроме Советского Союза, самолеты использовали Ирак, Китай, Индия и страны Совета экономической взаимопомощи. Серийное производство самолетов остановилось в 1966, по указанию Хрущева, который захотел перенести двигатели в хвост, как это было у французского, увиденного им самолета «Каравеллы». Так появился Ту-134, а Ту-124 ушел в историю, перевезя 6 500 000 человек, и выведен из эксплуатации в 1979 г. Последний полет был совершен в середине сентября.
Единственная авиакатастрофа с этим самолетом произошла в конце 1973 года.
Летающих Ту-124 уже давно нет, остались как экспонаты в авиационных музеях Ульяновска, Луганска, Монино, Кимры (салон Ту-124 вынесли жители города), в Харькове, в Китае аж целых два экземпляра, два — в Индии (в Дели и Лакнау), и местами можно встретить в России в разных аэродромах. Также есть кабина как учебный экземпляр, расположена в Казани в КГТУ им. Туполева.