Пассажирский самолет Ту-124, описание и особенности

Самолет Ту-124

Ту-124 представляет собой пассажирский советский самолет. Он был создан для авиалиний небольшой протяженности, с пасссажировместимостью 56 человек. По кодификации НАТО получил название «Кастрюля».

Самолет Ту-124 — это уменьшенная копия авиалайнера Ту-104. Два данных самолета внешне похожи между собой, но различаются габаритами и конструктивными особенностями некоторых агрегатов.

История создания

Успешное применение определенной компоновки самолета зачастую заставляет конструкторов сконцентрироваться именно на ней, отказавшись от других вариантов. Подобная ситуация происходила в 1920 годы, когда на основе ТБ-1 были созданы ТБ-3/4/6 и АНТ-20. Главной проблемой такого решения всегда становится актуальность выбранной компоновки.

Если ТБ-1 получился хорошим, а ТБ-3 был удовлетворительным, то все последующие модели стали шагом назад. Поэтому все они выпускались только единичными экземплярами, причем иногда разработки оставались лишь в проекте.

Пассажирский самолет Ту-124

Аналогичная ситуация произошла спустя несколько десятилетий. Тогда на базе Ту-104 конструкторы разработали Ту-124, который должен был стать ближнемагистральным пассажирским авиалайнером. Самолет имел уменьшенные габариты, но сохранял в себе недостатки старшей модели. Он разрабатывался с учетом работы на двухконтурных турбореактивных двигателях Д-20П, каждый из которых имел взлетную тягу по 5500 кгс.

Началом создания проекта послужило постановление Совета Министров СССР от 1958 года, требующее выпустить новый самолет для соединения столицы с основными советскими центрами и выполнения международных перелетов на небольшие дистанции.

Согласно требованиям, авиалайнер должен был перевозить от 36 до 40 человек при коммерческой нагрузке 5 т на расстояние до 1500 км со скоростью 750—900 км/ч. Также упоминалось, что допустимым значением длины разбега и пробега было 800 м. Экипаж состоял из 4-х человек. Правительство хотело, чтобы самолет можно легко переоборудовать для перевозки военных или раненых, а также транспортировки грузов.

Новые двигатели Д-20П давали авиалайнеру некоторые преимущества над Ту-104. Они работали с пониженными температурами и выдавали меньшие объемы выхлопных газов, что положительно сказалось на общем уровне шума. Перед установкой двигателей на Ту-124 конструкторы провели полноценные испытания.

Для этого один мотор был установлен на Ту-4ЛЛ, а потом еще на трех Ту-110Б. Также самолет превосходил старшую версию по жесткости конструкции крыла, что снижало уровень тряски авиалайнера при пролете через зону высокой турбулентности.

В полете

Первый полет на Ту-124 был выполнен 24 марта 1960 года. Совершила его команда летчика Калины. Все прошло успешно, а самолет отправили на государственные испытания. Параллельно с этим авиационный завод в Харькове сразу начал выпускать первые серийные машины, несмотря на продолжающиеся тесты. Они были переданы на дополнительные испытания к концу 1961 года.

Самолет имел массу эксплуатационных ограничений, которые требовали особого подхода к его использованию. Поэтому тестовые экземпляры несколько раз дорабатывались. Окончательный вариант самолета был представлен спустя год. Он сразу начал выполнять регулярные внутренние рейсы. В 1963 один из первых серийных авиалайнеров был передан военным.

Особенности конструкции Ту-124

В лайнере отсутствовала вспомогательная силовая установка, обеспечивающая кондиционирование воздуха в герметизированной кабине на земле. Это вызывало дискомфорт у пассажиров, которые заняли места в салоне и ждали вылета. На более поздние самолеты ВСУ была установлена.

На Ту-124 нельзя было выполнить централизованной заправки. Горючее заливали в отдельные баки, это тормозило процесс повторного вылета лайнера после дозаправки.

Самолет после посадки

На самолете было всего 2 аварийных выхода. Один аварийный люк находился в верхней части фюзеляжа, второй – в грузовом отсеке.

Входные двери размещались по левому борту. Передняя дверь служила входом для пассажиров, под заднюю трап подвести не было возможности. Она была служебной, использовалась со стремянкой.

Крыло Ту-124 конструктивно отличалось от Ту-104, хоть внешне и было схожим с ним. В его составе находились воздушные тормоза, которые меняли угол своего положения до 52 град. после касания колес шасси о покрытие ВПП.

Управление самолетом было аналогичным Ту-104. От штурвала шла жесткая проводка к элеронам и рулям. Систему управления дополнил автопилот АП-6Е. Выпуск посадочного щитка и закрылков имел электромеханическое управление, интерцепторов – гидравлическое.

Шасси лайнера было рассчитано на эксплуатацию даже на грунтовых ВПП. В хвостовой части фюзеляжа поместили контейнер с тормозным парашютом, площадь которого после раскрытия составляла 40 кв. м.

В состав системы жизнеобеспечения входило кондиционирование воздуха, кислородная аппаратура для экипажа и пассажиров. Также на борту присутствовали переносные кислородные системы жизнедеятельности на случай разгерметизации салона.

В составе конструкции присутствовали элементы противообледенительной системы. В частности к ним относятся передние противообледенительные электротермические устройства, которыми снабжались передние кромки киля и стабилизатора. Молекулярному обогреву поддавались лобовые стекла летчиков и штурмана. Также на стекле фонаря кабины летчика работал стеклоочиститель наподобие автомобильных «дворников».

В аэропорту

Если отказывал один из двигателей, на Ту-124 можно было продолжать вести полет на высотах до 5000 м.

Отличительные особенности:

  • Первый в мире пассажирский самолет с турбореактивными двухконтурными двигателями (Д-20П). Все предыдущие пассажирские реактивные самолеты (разработанные как в СССР, так и в других странах) оснащались турбореактивными двигателями.
  • Самолет с посадочным щитком под центропланом.

Технические характеристики Ту-124

Ту-124
Габариты
длина 31,58 м
размах крыла 25,55 м
площадь крыла 119,37 м²
высота стояночная 8,082 м
диаметр фюзеляжа 2,9 м
ширина пассажирской кабины 2,71 м
высота пассажирской кабины 1,855 м (1-й салон) и 1,850 (2-й салон)
Масса
нормальная взлетная 38,0 т
нормальная посадочная 31,0 т
пустого 21,1 т
коммерческая нагрузка нормальная 5,0 т
количество пассажиров макс. 44
заправочная емкость топливной системы макс.
(при плотности топлива 0,8 кг/см3)
10,5 т
расход топлива
Летные данные
крейсерская скорость на высоте 10000 м 730 км/ч
максимально достижимая скорость горизонтального
полета на высоте 8000 м с полетным весом 32,5 т
970 км/ч
предельно допустимое число М
на всех высотах и скоростях
0,78
предельная перегрузка, не более 2,0
дальность полета с максимальной
коммерческой нагрузкой 6000 кг
1200 км
дальность полета с нормальной
коммерческой нагрузкой 5000 кг
1500 км
дальность полета с
коммерческой нагрузкой 3000 кг
2100 км
максимальная продолжительность
полета
3 часа
длина разбега с весом 36 т 1030 м
длина пробега с весом 31 т 960 м
практический потолок при взлетном весе 36 т 11700 м
экипаж, человек 5
двигатели 2 × 52,9 кН Д-20П

Модификации

 Ту-124  серийный вариант на 44 пассажира, выпускался до 1963 года, в дальнейшем практически все машины были переоборудованы под 56 мест.
 Ту-124  проект на 48 или 52 пассажирских места.
 Ту-124  на 60 пассажирских мест, был переоборудован один самолет;
 Ту-124В  серийный вариант на 56 пассажирских мест, в серии с 1964 года.
 Ту-124Б  три серийных самолета с двигателями Д-20П-125, выпущенных в 1963 году.
 Ту-124К  «салонные» варианты, были варианты Ту-124К-1 и Ту-124К-2, с различным числом пассажирских кресел и уровнем комфорта.
 Ту-124ТС  штатная переделка серийных Ту-124 в транспортно-санитарные машины.
 Ту-124 (СПС)  проект Ту-124 с системой сдува пограничного слоя.
 Ту-124 (СВВП)  проект самолета вертикального или укороченного взлета и посадки с подъемными ТРД типа РД-36-35 или РД-36-35П, установленных в обтекателях шасси и в фюзеляже.
 Ту-124Ш  серийный учебный штурманский самолет для подготовки персонала для ВВС и Авиации ВМФ, выпускался в двух вариантах Ту-124Ш- 1 для подготовки штурманов для дальних бомбардировщиков и Ту-124Ш-2 — для подготовки штурманов для фронтовых бомбардировщиков.
 Ту-127 (самолет «127»)  проект переделки Ту-124 в военно-транспортный самолет.

Эксплуатация Ту-124

На постоянный рейс самолет вышел в начале октября 1962, и отправился из столицы в Таллин. Помимо эксплуатации по стране, периодически осуществлял полеты в Белград, Варшаву, Хельсинки и Стокгольм.

Начиная с апреля 1964 Ту-124 выходит на постоянные рейсы между разными странами, тем самым, выполнив свою задачу и вытеснив Ил-14. За восемь лет начиная с 1960 года, в г. Харькове было произведено 165 самолетов.

Ту-124 в музее

Кроме Советского Союза, самолеты использовали Ирак, Китай, Индия и страны Совета экономической взаимопомощи. Серийное производство самолетов остановилось в 1966, по указанию Хрущева, который захотел перенести двигатели в хвост, как это было у французского, увиденного им самолета «Каравеллы». Так появился Ту-134, а Ту-124 ушел в историю, перевезя 6 500 000 человек, и выведен из эксплуатации в 1979 г. Последний полет был совершен в середине сентября.

Единственная авиакатастрофа с этим самолетом произошла в конце 1973 года.

Летающих Ту-124 уже давно нет, остались как экспонаты в авиационных музеях Ульяновска, Луганска, Монино, Кимры (салон Ту-124 вынесли жители города), в Харькове, в Китае аж целых два экземпляра, два — в Индии (в Дели и Лакнау), и местами можно встретить в России в разных аэродромах. Также есть кабина как учебный экземпляр, расположена в Казани в КГТУ им. Туполева.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: