Межконтинентальный лайнер Ту-114, обзор и особенности

Лайнер Ту-114

Самолет Ту-114 в свое время стал первым межконтинентальным лайнером Аэрофлота. Когда он появился, в мире не было еще подобных лайнеров. Самолет Ту-114 так и остался в истории авиации как единственный пассажирский самолет с турбовинтовой силовой установкой и стреловидным крылом.

Дальнейшего развития данная конструкция самолетов не получила, но она дала определенный опыт авиаконструкторам, что тоже немаловажно.

Рассмотрим его более подробно, историю создания самолета, летно-технические характеристики, особенности конструкции и возможности.

История создания самолета Ту-114

Конструкторам стало ясно, что будущее за реактивными двигателями и реактивной авиацией. Несмотря на это, руководители государства в начале 50-х годов приняли решение о создании скоростного пассажирского аппарата с применением турбовентиляторной силовой установки. Бюро Туполева приступило к разработке нового самолета в начале 1955 года после соответствующего постановления.

Межконтинентальный лайнер Ту-114

Главным конструктором при создании Ту-114 был Н.И. Базенков. При проектных работах новое изделие обозначали шифром бюро как самолет 114 или Ту-95П. Разработка данного проекта проходила достаточно быстро, поэтому новый самолет был готов уже через 1,5 года, а свой первый полет машина совершила конце осени 57 года.

При изготовлении аппарата Ту-114 ему не было равных в мире по числу пассажиров, которые могли разместиться на борту, и до начала 70-х годов Ту-114 был самой огромной пассажирской машиной. Из-за того что самолет являлся низкопланом, конструкторы оснастили его достаточно высоким шасси, которого не было ни у одного самолета такого класса. Данная система шасси также принесла свои недостатки самолету.

Особенности конструкции лайнера Ту-114

Самолет изготовлен как низкоплан, оснащенный стреловидными крыльями, на которых установлены четыре двигателя. Силовая установка аппарата состоит из турбовентиляторных двигателей типа НЕ-12МВ. Каждый оснащен соосными винтами, которые вращаются один против другого. Вся силовая установка машины выдает 60 тысяч лошадиных сил при взлете, при этом самолет остается достаточно экономным и использует около 5,6 тонн топлива при первом часе полета.

Что касается фюзеляжа, то в Ту-114 он двухпалубный и соединен лестницей. Верхняя палуба являет собой пассажирский салон, где установлены кресла пассажиров, а на нижней палубе размещены два грузовых отделения и кухня. В нижней палубе также расположена комната для отдыха экипажа самолета.

Пассажирское отделение состояло из трех отдельных салонов разного класса и, соответственно, в каждом из них могло разместиться разное количество пассажиров. Так, в первом салоне было 41 пассажирское место, во втором − 48, в третьем были купе, в которых размещалось 48 человек со спальными местами. Между вторым и третьим пассажирскими салонами был расположен буфет. Самолет был оснащен двумя туалетами (мужским и женским).

Нос самолета

Как и другие самолеты, Ту-114 имел свои недостатки, а именно:

  • из-за высокого шасси для обслуживания самолета нужен был достаточно высокий трап, который не использовал ни  один самолет на то время;
  • винты и двигатели аппарата создавали очень большие вибрации и шум, которые приносили пассажирам дискомфорт;
  • топливная система была также неидеальной, поскольку топливные баки, которые были размещены в крыльях, имели мягкую структуру;
  • кроме того, при заполнении топливных баков взлет был достаточно опасным, особенно при рабочем только одном двигателе.

Технические характеристики Ту-114

Модификация   Ту-114
Размах крыла, м   54.10
Длина самолета, м   54.10
Высота самолета, м   15.50
Площадь крыла, м2   311.1
Масса, кг
  пустого самолета   93500
  максимальная взлетная   179000
Тип двигателя   4 ТВД Кузнецов НК-12М
Мощность, л.с.   4 х 14795
Максимальная скорость, км/ч   894
Крейсерская скорость, км/ч   770
Перегоночная дальность, км   8800
Практическая дальность, км   7000
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   5
Полезная нагрузка:   120-170 пассажиров или до 30000 кг груза

Самолеты, спроектированные на базе Ту-114

На базе имеющегося планера прорабатывался проект сверхдальнего авиалайнера под обозначением Ту-114А. Салон рассчитывался на установку 98-102 кресел. Отличием конструкции стали жесткие кессонные баки, установленные в крыле и модернизированная механизация крыла и хвостового оперения. Самолет построен не был.

С 1962 года некоторое количество серийных лайнеров было переоборудовано для полетов на Кубу.

Самолеты получили обозначение Ту-114Д, которое совпадает с обозначением пассажирского варианта стратегического бомбардировщика Ту-95М. Переоборудованные машины имели уменьшенное число мест и дополнительные баки, расположенные на местах грузовых отсеков. Допустимый взлетный вес составил 182 000 кг.

В 70-е годы практически все пассажирские самолеты Ту-114 были доработаны до стандарта 114-200 путем удаления отсека купе. Два последних серийных образца Ту-114 оснастили новым навигационным оборудованием, обеспечивающим повышенную безопасность полетов и точное определение координат. Доработки никак не сказались на индексе машины, но подобное оборудование постепенно внедрили на все находящиеся в строю самолеты.

На стоянке

На базе Ту-114 была построена небольшая партия самолетов для дальнего радиолокационного обнаружения целей. Всего было собрано 8 самолетов, имевших обозначение Ту-126. Несколько самолетов оснащались удлиненной хвостовой частью фюзеляжа, в которой размещалось оборудование для постановки радиолокационных помех.

Машины имели систему дозаправки в воздухе, над фюзеляжем устанавливался обтекатель антенны локатора «Лиана». Обтекатель имел диаметр 11 000 мм и вращался вместе с антенной с частотой 10 об/мин. Чувствительность приборов позволяла различать надводные цели на расстоянии до 400 км.

Самолет Ту-126 мог выполнять передачу данных на командные пункты, расположенные на расстоянии 2000 км от машины.

Экипаж самолета включал в себя две смены по 12 человек в каждой.

Все построенные самолеты Ту-126 находились в активной эксплуатации до середины 80-х годов, после чего были заменены на машины типа А-50. Списанные Ту-126 простояли на хранении до 1990 года, после чего были разобраны на металл.

Дольше всего эксплуатировался переоборудованный Ту-125ЛЛ, который применялся для отработки конструкции радиолокационной станции «Шмель». Этот самолет летал до 1990 года, и был разобран спустя пять лет.

Существовал проект оснащения Ту-114 шестью газотурбинными двигателями НК-8. Работы не продвинулись дальше теоретических расчетов. Не получил дальнейшего развития и проект транспортного самолета Ту-114Т и его санитарной версии Ту-114ТС.

Эксплуатация

Регулярная эксплуатация Ту-114 началась в апреле 1961 года, когда был совершен первый коммерческий рейс в Хабаровск. Время полета достигало 10-11 часов и сильно зависело от течений воздуха. Спустя год начались регулярные рейсы на Кубу. В этих полетах применялся специальный вариант лайнера Ту-114Д, имевший салон на 60 пассажиров и дополнительный запас топлива.

В 1967 году открылась авиалиния Москва-Токио. Для рейсов использовались два Ту-114 с переделанными салонами – на 105 пассажиров первого и экономического класса.

В начале 70-х голов Ту-114 стали эксплуатироваться на внутренних авиалиниях. Полеты совершались из Домодедово и Шереметьево в направления на Алма-Ату, Ташкент, Новосибирск и Хабаровск. Салоны машин были переоборудованы для размещения 220 пассажиров.

В полете

К середине 70-х годов началось списание лайнеров с налетом более 15 тыс. часов.

В итоге к ноябрю 1976 года все машины были выведены из эксплуатации, а год спустя – списаны.

За время эксплуатации был потерян всего один экземпляр самолета Ту-114. Борт СССР-76491 был разбит зимой 1966 года во время посадки в аэропорту Шереметьево. При взлете с не расчищенной полосы произошло касание снежного бруствера, из-за чего самолет развернулся и ударился винтами правого крыла о поверхность полосы.

Самолет сгорел, в катастрофе погиб 21 человек. Еще одна машина была разрушена в 1962 году во время наземного технического обслуживания. На самолете произошло складывание носовой стойки, которое привело к необратимым повреждениям силовой структуры фюзеляжа.

Рекорды самолета Ту-114

С помощью данного аппарата было установлено целых 32 рекорда мира. Данные достижения были получены по таким позициям:

  • самый большой на то время турбовентиляторный самолет, который перевозил пассажиров;
  • самый быстрый пассажирский лайнер в мире с таким типом двигателей;
  • единственная пассажирская машина, которая имела стреловидные крылья;
  • оснащен наиболее мощным ТВД, который был установлен на одном аппарате.

В произведениях искусства

Машины Ту-114 попали в кадры более чем 10 кинофильмов. Ту-114, стоявший на пьедестале около аэропорта Домодедово показан в ряде сцен кинофильма «Экипаж», снятого в 1979 году. В 2006 году эта машина была уничтожена новым собственником аэропорта.

В музее

Несколько машин Ту-114, стоящих на летном поле, показаны в фильме «Приключения желтого чемоданчика» (1970 год).

В начальных кадрах фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» показан Ту-114, стоящий на дорожке аэродрома Домодедово. В кадрах перелета главного героя показан салон Ту-114, несмотря на то, что по сценарию Женя Лукашин летит на Ту-134.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: