Партизан прибрежных районов под названием торпедный катер «Комсомолец»

Катер «Комсомолец»

Во время Великой Отечественной войны советский флот практические не участвовал в крупных морских сражениях. Применение тяжелых и мощных кораблей обычно ограничивалось артиллерийской поддержкой сухопутных операций. Зато в военные годы часто использовались многочисленные советские катера.

Одним из лучших отечественных судов данного класса стал торпедный катер проекта 123 «Комсомолец». Его разработали еще до начала войны, но судно оставалось в производстве и в послевоенные годы.

История создания

В первые десятилетия существования Советского Союза положение Красного Флота было тяжёлым. Из линейных кораблей, например, в эксплуатации сохранились только 4 линкора, да и то в 20-х годах 2 из них законсервировали. В 30-е годы ситуация начала улучшаться – модернизировались старые корабли, закладывались новые. Но для надёжной защиты морских границ этого не хватало.

Выход виделся в развитии «москитного флота». В те годы существовала теория, утверждавшая, что массовое применение торпедных катеров против капитальных кораблей противника может быть очень эффективно. Считалось, что так можно даже лишить противника господства на море.

История создания

Одним из первых массовых советских торпедных катеров стал глиссер Г-5, спроектированный авиаконструктором Туполевым. Этот катер, обладая выдающимися скоростными качествами, однако, имел плохую мореходность и небольшой радиус действия. Впрочем, перед самым началом войны начали строить более крупные и мореходные катера типа Д-3. Но они, повышая эффективность москитного флота вообще, недостатки Г-5, разумеется, не исправляли.

Работы по созданию нового глиссера, рассчитанного на применение в прибережной зоне, но превосходящего Г-5, велись в Ленинграде, на заводе №194 (на производственной базе верфей Адмиралтейства).

Проекту корабля присвоили номер 123 и имя собственное – «Комсомолец».

Конструкция «Проекта 123»

По габаритам катер напоминал Г-5. В то же время он превосходил его во многих отношениях. В днище у нового судна, по всей длине корпуса, проходила полая балка. Она, в свою очередь, выполняла роль киля. Кроме этого, по бортам ниже ватерлинии, расположили боковые кили. Их назначением было уменьшение качки. И это дало свои результаты. Мореходность достигла 4-х баллов.

В дополнение, катер получил пять водонепроницаемых отсеков, что должно увеличить его живучесть. Отличием от Г-5 стало и применение бугельных торпедных аппаратов вместо кормовых лотков. В целом его тактико-технические данные выглядели так:

  • Водоизмещение………………….15,27 (полное 17,2)
  • Размеры……………………………….18 * 3,4 * 1,2 метра
  • Силовая установка……………..2 * ГАМ-34Ф по 1000 л.с.
  • Максимальная скорость…….52 узла (96 км/ч)
  • Дальность плавания……………345 миль на 17 узлах
  • Экипаж………………………………….6 человек
  • Вооружение………………………….2*533-мм ТА, 1*12,7-мм пулемет ДШК, 4 глубинных бомбы М-1

Модификация «Проекта 123»

Первый катер «проекта 123», получивший название «Комсомолец», спустили на воду 16 мая 1940 года. Для испытаний он был направлен в Севастополь, где и вступил в строй в октябре того же года. Во флоте он получил обозначение ТК-351. Он единственный из «123-их» прослужил на Черноморском флоте всю войну. И даже в составе звена потопил в 1943 году во время Новороссийской операции десантную баржу противника. В 1948 году ТК-351 был списан и сдан на слом.

Модификация «Проекта 123»

Уже в ходе испытаний «проект 123» начали улучшать. За его модификацию, по разным источникам, взялась группа В. М. Бурлакова и коллектив из ЦКБ-32 под управлением Ф. Л. Ливенцева. Конструкторы в первую очередь усилили зенитное вооружение. Вместо одного пулемета ДШК они поставили две установки со спаренными пулеметами этого типа. Правда при этом пришлось уменьшить калибр торпед во избежания перегрузки. Теперь применяли 457-мм торпеды, но уже в трубных ТА вместо бугельных.

Для увеличения живучести экипажа рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней. Мореходность тоже увеличили до 5 баллов за счет усиления конструкции корпуса. Силовая установка тоже претерпела изменение. Вместо отечественных ГАМ-34 применили более мощные (1200 л.с.) американские моторы «Паккард».

Итогом модификации стало возросшее на 5 тонн водоизмещение и потеря скорости полного хода на 4 узла. Но основным «минусом» стала сократившаяся на 100 миль дальность плавания. Несмотря на это, проект был утвержден в августе 1943. А уже в ноябре головной катер «проекта 123 бис» заложили на тюменском судостроительном заводе.

Вооружение Катера

Вооружение катеров состояло:

Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов.

Вооружение Катера

Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал.

Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со “стопа”. Из 1 крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который располагался на крыше рубки. Режим огня – только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз.

Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов.

Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки – нет данных.

Из 4 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения — до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией “Штиль-К”.
Радиостанция “Штиль-К” могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

Технические характеристики

Строительство проводилось на заводе №194 в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй Черноморского флота 25 октября 1940 года.

Технические характеристики и сравнение с аналогами

Аналогов у кораблей проекта 123 было немного. И такая уникальность торпедного катера «Комсомолец» связана в основном с тем, что реданные катера к началу 40-х годов строил только Советский Союз. Прочие морские державы ещё в течение 30-х годов пришли к выводу о бесперспективности такой схемы, и впоследствии строили мореходные килевые катера, сравнивать которые уместнее с Д-3.

В «Кригсмарине» катера типа “LS”, схожие по параметрам с «Комсомольцем», строились малой серией и предназначались для обеспечения действий вспомогательных крейсеров.

Проект 123 бис «Комсомолец» Leichte Schnellboote
Полное водоизмещение, т 20 13
Длина, м 18,7 12,5
Скорость, узлов 49 40,9
Дальность хода, миль 242 300
Вооружение 4 пулемёта, 2 торпедных аппарата, до 6 глубинных бомб 2 автоматические пушки, 2 торпедных аппарата, до 4-х мин

Немецкие «аналоги» проекта 123, как уже отмечалось, предназначались не для самостоятельных действий. Они взаимодействовали со вспомогательными крейсерами, на которых и перевозились. Спускали на воду «LS», например, для высадки десанта на захваченные транспортные суда.

По сравнению с непосредственным предком – Г-5 – проект «Комсомолец» был шагом вперёд. Достаточно сказать, что туполевский глиссер «плохо себя чувствовал» уже при лёгком волнении. «Проект 123» мог спокойно перемещаться на полном ходу при трёхбалльном волнении. Да и перевозить десант на покатой палубе Г-5 было затруднительно.

Однако «Комсомолец» сохранил небольшую дальность хода. Ещё сильнее боевые возможности сокращала низкая автономность – если уже на килевых Д-3 имелись камбуз и кубрик для отдыха, то на «проекте 123» экипаж был просто «прикован» к боевым постам.

В целом, катера проекта 123 (и последующих) оказались вполне удачными кораблями, способными выполнять довольно широкий спектр боевых задач.

Боевое применение

Более того, продемонстрировали и наличие неплохого потенциала для модернизаций, который и позволил кораблю довоенной разработки остаться в производстве и в 50-е годы.

В то же время, недостатки, не давали полностью использовать увеличившийся запас хода, недостаточным оставалось и зенитное вооружение. Ну а уход «Комсомольцев» со сцены оказался связан с моральным устареванием торпедных катеров как класса.

Боевое применение

Несмотря на строительство и поставки крупных килевых катеров, основой советского москитного флота до конца войны остались прибрежные глиссеры. В том числе и торпедные катера «Комсомолец». Война и показала, что воззрения на боевое могущество торпедных катеров оказались излишне оптимистичными. Это не означало, что они оказались бесполезны, наоборот – «Комсомольцы» и их аналоги активно использовались на вспомогательных ролях.

Например: уничтожали минные заграждения с помощью глубинных бомб, или выставляли мины сами. Высаживали в тылу группы разведчиков и применялись, как десантные суда. Ну а главной их задачей в рамках «основной специальности» стала атака транспортных конвоев и кораблей на стоянках.

В своих боевых выходах торпедные катера поначалу применяли тактику «свободного поиска», в рамках которой бороздили указанные районы, пока не выходили на корабли противника.

Постепенно, ради того, чтобы не перегружать суда дополнительным горючим, лишая маневренности, моряки стали переходить к тактике засад, поджидая конвои у подходов к их базе (чаще всего так делали на Северном Флоте). В случае «Комсомольцев» область применения засадной тактики ограничивалась небольшим запасом хода, не позволяющим осуществлять переходы к отдалённым базам.

Но самый яркий эпизод боевой карьеры катеров проекта 123 связан с использованием тактики набега. Весной 1945 года два «Комсомольца», пользуясь данными авиаразведки, скрытно подошли к Хельской косе, где обнаружили эскадренный миноносец Z-34. Поразив цель 2 торпедами, «Комсомольцы» ушли под прикрытием дымовой завесы. Попадание вывело из строя турбины эсминца и лишило корабль электроэнергии. На следующий день Z-34 на буксире увели на ремонт.

Послевоенные «Комсомольцы»

Другой известный случай – атака тремя «Комсомольцами» конвоя в бухте Данцига. Торпедами удалось поразить 2 вооружённые артиллерией десантные баржи. Повреждённый в ходе атаки катер ТК-135 эвакуировали, взяв на буксир. Вообще завоевание советской авиацией господства в воздухе повысило эффективность москитного флота, обеспечив возможность совместных налётов катеров и торпедоносцев.

Послевоенные «Комсомольцы» – корабли проекта 123К – поставлялись на экспорт дружественным СССР режимам.

Вероятно, что китайские катера использовались в ходе конфликта коммунистического Китая с Тайванем. Кроме того, китайцы сами освоили выпуск катеров «P 4» аналогичной конструкции, которые использовались ВМФ НОАК до 90-х годов. КНР, в свою очередь, тоже поставляла «P 4» возможным союзникам, например – в Северный Вьетнам.

Торпедные катера «Комсомолец» применялись в боевых действиях на Черном море и на Балтике на заключительном этапе Великой Отечественной войны. В послевоенный период, в 50—е годы часть торпедных катеров этого типа была передана Китайской Народной Республике. В составе военно-морских сил НОАК торпедные катера применялись во время вьетнамо-китайского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море. Небольшое количество катеров «Комсомолец» было передано дружественным СССР политическим режимам.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: