Советский бомбардировщик ТБ-4, особенности и характеристики

Бомбардировщик ТБ-4

ТБ-4 представляет собой советский тяжелый бомбардировщик. Самолет имеет второе название – АНТ-16. Свой первый полет данный летательный аппарат совершил в 1933 году.

В данной статье рассмотрим подробно советский тяжелый бомбардировщик ТБ-4, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и боевое применение.

История создания и эксплуатации

В 30-х годах после создания ТБ-3, бомбардировщика, СССР заявил всему миру о своей мощной воздушно-военной силе. В начале 1929 года УВВС подало заявку в ЦАГИ на создание тяжелого бомбардировщика ТБ-4, или по заводским документам АНТ-16. Через год в УВВС утвердили требования к самолету. По ним значилось, что машина должна была иметь максимальную нагрузку 18 000 кг, боевую – 10 000 кг, дальность полета – 2000 км, скорость на номинальном режиме – 200 км/ч, потолок – 5000 м, посадочную скорость – 100 км/ч, пробег с тормозом – 100 м, без тормоза – 300 м, разбег – 250 м.

Советский бомбардировщик ТБ-4

В 1930 году в апреле Совет Обороны и Труда СССР отметил план ОС на ТБ-4, в мае начались работы по эскизному проектированию. Вся деятельность и постоянно менявшиеся требования к бомбовозу затянули проект на 2 года. В декабре 32 года появились необходимые двигатели, а в феврале 33 года начали частями вывозить самолет на аэродром. В апреле АНТ-16 собрали, до июля проводили малые монтажные работы и доводки. В июле начались летные испытания.

Работу распределили таким образом: руководство по всему проекту – А. Туполев, проектировка фюзеляжа – А. Архангельский, крыльев – В. Петляков, оперение – Н. Некрасов, шасси – Н. Петров, силовая установка – И. Погосский и Е. Погосский, вооружение – И. Толстых.

После создания эскизного варианта возникла проблема с выбором двигателей и их количеством. В январе 31 года ЦАГИ совместно с УВВС решили вопрос с оборонительным и бомбардирующим вооружением. Поскольку экипаж должен был составлять 12 человек, к вооружению решили отнести 2 артиллерийские пушки (20 мм) и 5 установок под ПВ-1 (спаренные пулеметы). К бомбардирующему вооружению отнесли новые бомбосбрасыватели и бомбодержатели. Они обеспечивали установку сорока бомб по 250 кг или двадцати по 500 кг в середине фюзеляжа. С наружной стороны под фюзеляжем можно разместить одну бомбу на 1000 или 2000 кг. В декабре пришли новые требования, связанные с заменой моторов М-35 (4 шт.) на М-34 (6 шт.).

Вид сбоку

Первый полет совершил М. Громов 3 июля 1933 года. Он отметил некие нагрузки на штурвалах и педалях. В сентябре машину отправили на государственные испытания. По общему мнению сложилась положительная картина, однако управление ТБ-4 было крайне сложным на смене режимов.

Помимо этого, самолет даже после некоторых доработок не смог отвечать требованиям военных. Он показал довольно-таки плохие результаты. Максимально достигнутая скорость у земли – 200 км/ч, на высоте 2000 м – 187,5 км/ч, время, затраченное на набор высоты 2000 м – 33,32 мин. Практический потолок опустился до 2750 м, время его достижения – 84 минуты. Длина разбега увеличилась до 800 м, а сам разбег требовал 36 с.

Самолет решено было доработать, но уже на дублере. Он должен был, по представлениям военных, не только соответствовать изложенным требованиям, но и преодолеть их. По планам следующий ТБ-4 должен был построиться до апреля 1932 года, а в мае должен был сдан на испытания. Поскольку именно этот самолет должен был стать эталоном серии, в ЦАГИ внесли несколько изменений.

Схема самолета ТБ-4

В 1932 в декабре утвердили макет самолета, в августе начали строительство. К началу 1933 года готовность бомбардировщика составила 17%, а второго июля этого же года неожиданно ЦАГИ получил указание о прекращении работы над самолетом. В будущем предполагалась постройка нескольких его модификаций.

Особенности конструкции ТБ-4

  • Фюзеляж — переменного сечения сечения, в передней части прямоугольный, по мере удаления к хвосту переходил в треугольный и заканчивался вертикальным ребром. За центропланом крыла располагались два бомбоотсека длиной по 5 метров и шириной 2 метра. Размеры таких грузоотсеков были применены впервые в практике мирового самолетостроения.
  • Крыло — состоит из центроплана и двух отъемных частей, в плане трапециевидное. Основой силовой схемы являлись три ферменных лонжерона из кольчугалюминиевых труб, соединенных клепанными раскосами. Нервюры аналогичной конструкции, но с раскосами из труб, полки нервюр выполнялись из профилей. На этот каркас крепилась гофрированная обшивка из листового кольчугалюминия. На задней комке крыла навешивались элероны щелевого типа.
  • Хвостовое оперение — стабилизатор переставной в полете, регулировался винтовым механизмом, привод механизма тросовый от штурвала в кабине пилота. Киль и стабилизатор связывались между собой расчалками. Рули высоты и направления цельнометаллические. Управление рулями осуществлялось тросами и жесткими тягами от педалей снабженных пружинными компенсаторами.
  • Шасси — основные стойки пирамидальные, с дюралевыми подкосами. К полуосям из хромансилиевой стали крепились, установленные попарно колеса шасси диаметром два метра. Шасси снабжалось масляной амортизацией и тормозами. В хвостовой части фюзеляжа устанавливалось пневматическое самоориентируещееся колесо. На колеса крепились обтекатели.
  • Силовая установка — шесть двигателей мощностью по 830 л. с. Четыре двигателя крепились на передней кромке крыла, а два на сварной раме над фюзеляжем. Бензин размещался в восьми баках — шесть в отъемной части крыла и два в центроплане. Общий объем горючего 8500 литров, объем масляной системы 2000 литров. Винты двигателей на крыле — тянущие диаметр 3.18 м, на фюзеляже один тянущий — диаметр 3,3 м и толкающий — диаметр 3 м.
  • Приборное оборудование — коротковолновые радиостанции, для связи между самолетами и с метеостанцией, радиопеленгаторы для полета по радиомаякам. На приборных досках были установлены часы; компас; указатели скорости, поворота и крена; высотомер; тахометры моторов. Также самолет был укомплектован прицелом для ночного бомбометания. Для связи между членами экипажа предусмотрена внутренняя телефонная связь. Для автономного питания бортовых систем установили электростанцию с приводом от двигателя 16 л. с.
  • Вооружение — десять пулеметов располагались в кормовой части фюзеляжа и в специальных крыльевых башнях (два для стрельбы назад и два вперед). В носовой и в задней, за крылом, частях фюзеляжа были установлены две пушки. Такая схема размещения вооружения практически не оставляла «мертвых зон». В бомбоотсеки загружалось 10000 — 11800 кг бомб.

На аэродроме

Технические характеристики

Модификация   ТБ-4
Размах крыла, м   54.00
Длина, м   32.00
Высота, м
Площадь крыла, м2   422.0
Масса, кг
  пустого самолета   21400
  нормальная взлетная   33280
Тип двигателя   6 ПД М-34
Мощность, л.с.   6 х 830
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   200
  на высоте   188
Практическая дальность, км   2000
Боевой радиус действия, км   1000
Скороподъемность, м/мин   81
Практический потолок, м   2750
Экипаж, чел   12
Вооружение:   две 20-мм пушки, до десяти 7.62-мм пулеметов
10000-11800 кг бомб
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: