Быстроходные советские «американцы» — танки серии БТ

Танки серии БТ

Каждый когда-то слышал, а может даже и пел известную песню «Три танкиста». Обычно у людей она ассоциируется с Великой Отечественной войной и танком Т-34. Хотя, в песне поется про границу у Амура, да и экипаж танка Т-34 состоит не из трех танкистов, а из четырех или пяти. Данная песня написана еще в далеком 1938 году о легком колесно-гусеничном танке БТ-7.

Рассмотрим более подробно семейство бронетехники. Танки БТ считаются лучшими представителями довоенного периода. Они воевали в 1945 году, обойдя некоторые современные модели.

История создания танка БТ-2 и его модификаций

Первые танки, появившиеся во время Великой войны, трудно назвать совершенными механизмами. Они были громоздкими, неповоротливыми, обладали недостаточной огневой мощью и часто ломались. Еще одной серьезной проблемой первых боевых гусеничных машин была их медлительность. Скорость 10 км/ч была вполне достаточной для передвижения по полю боя, прикрытия пехоты или прорыва вражеского рубежа обороны, но ее явно было мало для переброски танковых частей с одного участка фронта на другой. Кроме того, гусеницы танков того времени отличались очень ограниченным ресурсом и, вообще, были «слабым звеном» этих боевых машин. Их ресурс редко превышал 100 км, следует отметить, что значительно решить эту проблему не могли до середины тридцатых годов.

Именно низкая скорость танков обусловила широкое распространение бронеавтомобилей, хотя по своей проходимости они, конечно же, не могли соперничать с гусеничными машинами.

Танки пытались перевозить к месту боя на тяжелых грузовиках, но это было крайне неудобно и требовало дополнительных расходов.

Внешний вид

Еще в 1911 году был разработан первый проект колесно-гусеничного танка, в последующие годы в разных странах были созданы десятки подобных машин. Такие танки-гибриды двигались по дороге с помощью колесного движителя, а на пересеченной местности – использовали гусеничный. Большинство этих проектов так и остались на бумаге или в виде единичных опытных образцов. Подобные машины были сложны, дороги, к тому же со временем обычные гусеничные танки прибавили в скорости, а ресурс их ходовой части был заметно повышен.

Создать действительно удачную колесно-гусеничную машину получить только у американского конструктора Уолтера Кристи, который нашел простое и оригинальное решение. Он предложил увеличить опорные катки танка практически до размера обычного автомобильного колеса, сделать задние катки ведущими, а две пары передних – управляющими. Таким образом для превращения танка в бронеавтомобиль экипажу нужно было всего лишь снять с него гусеницы. Отпадала необходимость в сложных и тяжелых механизмах опускания одного или другого движителя, смена колес на гусеницы требовала минимум времени.

Однако американских военных изобретение Кристи не заинтересовало, но очень скоро талантливый конструктор нашел себе другого заказчика – СССР.

В конце 20-х годов Советский Союз занялся созданием собственной танковой промышленности, но поначалу это получалось не очень. Советские торговые представители мотались по всему миру, скупая образцы военной техники и стараясь привлечь иностранных специалистов к сотрудничеству.

Проект Кристи вызвал большой интерес у советских военных, он прекрасно вписывался в концепцию Глубокой операции, разработанную в конце 20-х годов видным военным теоретиком Триандафилловым. Изобретение американского конструктора значительно повышало оперативную подвижность танковых соединений, авиационный двигатель, установленный на танк Кристи, позволял ему развивать на шоссе неслыханную скорость – более ста километров в час.

28 апреля 1930 года СССР купил у Кристи два построенных танка за 60 тыс. долларов и все права на изготовление этих машин за 100 тыс. долларов. Сам конструктор приехать в СССР отказался.

Весной опытные машины, прибывшие из-за океана, были показаны высшему руководству РККА. Военным новые танки понравились, было принято решение начать серийное производство на Харьковском паровозном заводе (будущий завод им. Малышева).

Вид спереди

В том же году танк Кристи с башней новой конструкции был принят на вооружение и получил наименование БТ-2. 7 ноября 1931 года танки БТ-2 участвовали в параде на Красной площади. Правда, в ходе подготовки к мероприятию одна из машин загорелась и была отправлена в ремонт.

Крупносерийное производство танка БТ-2 было развернуто в Харькове только в начале 1932 года. На первых порах советские танкостроители столкнулись с огромным количеством трудностей: не хватало качественных материалов, оборудования, подготовленных кадров. Особенно острой проблемой была нехватка двигателей (на танк БТ-2 устанавливали авиационный мотор М-5), из-за низкого качества резины постоянно разрушались опорные катки. Не меньше сложностей было и с вооружением боевой машины. Изначально на танк БТ-2 планировали установить 37-мм пушку ПС-2, однако наладить ее крупносерийное производство так и не смогли. Позже для вооружения машины предложили использовать орудие Б-3, но и его советская промышленность выпускала в недостаточных количествах. В итоге часть БТ-2 (350 штук) так и осталась вооружена лишь пулеметами.

Постепенно большинство производственных и технологических проблем были решены, выпуск БТ-2 продолжался до 1933 года. Затем ему на смену пришла более совершенная модификация – танк БТ-5.

Эта машина имела башню эллиптической формы и большего размера, установленную на расширенный погон. Танк БТ-5 имел 45-мм пушку и пулемет калибра 7,62-мм, спаренный с ней. Корпус «пятерки» практически ничем не отличался от БТ-2.

Выпуск БТ-5 начался в марте 1933 года и продолжался до конца 1934 года. За этот период было выпущено порядка двух тысяч машин. Кроме БТ-5, существовала и модификация БТ-4, но она так и не была запущена в серию.

В тридцатые годы разрабатывалось много самых фантастических проектов танков с несколькими движителями. Кроме серийных колесно-гусеничных танков, в планах было создание машин с тремя (плавающий танк) и даже четырьмя движителями (плавающий и ездящий по рельсам). Естественно, что подобные проекты не были реализованы.

Также проводились эксперименты с изменением колесной формулы.

Основной проблемой всех танков серии БТ было их слабое (противопульное) бронирование. До поры до времени с этой ситуацией мирились: дело в том, что все боевые машины 30-х годов не имели противоснарядной защиты, и это считалось нормой, а танки БТ значительно превосходили свои зарубежные аналоги по маневренным и скоростным характеристикам.

К концу 30-х годов остро встала необходимость создания нового более тяжелого танка, броня которого могла противостоять артиллерийским и танковым снарядам. Однако концепция колесно-гусеничного танка не давала значительно повышать массу машины – не позволял колесный движитель.

Наиболее продвинутой модификацией из всего семейства быстроходных танков стал БТ-7, производство которого началось в 1935 году. В отличие от танка БТ-5, «семерка» имела сварной корпус, более надежный двигатель М-17, на более поздние модификации этой машины стали устанавливать дизельные моторы. Выпуск БТ-7 продолжался до 1940 года. Обзор танка БТ-7 был бы неполон без упоминания об артиллерийской модификации машины, вооруженной 76-мм пушкой.

Всего было выпущено более пяти тысяч «семерок».

Вид сбоку

Уже в 1935 году начались работы над более защищенным танком БТ-20 (А-20). Руководство харьковского завода в инициативном порядке начало разработку второй, чисто гусеничной модификации этой машины – танка А-32. В 1938 году А-20 и А-32 были представлены руководству Наркомата обороны. Военные хотели запустить в серию колесно-гусеничный вариант танка, но Сталин лично настоял на испытаниях обеих машин. Полностью гусеничный танк на полигоне показал блестящие результаты и после некоторых доработок был запущен в серийное производство под обозначением, которое сегодня знает весь мир — Т-34.

На базе танков БТ было создано огромное количество различных опытных модификаций (огнеметные, радиоуправляемые, ракетоносные танки), а также множество различных бронированных машин: инженерных, мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационных машин.

Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.

На поле боя

На заметку: Несмотря на то, что серийное производство танков БТ-2 было прекращено в 1933 году, некоторые машины продолжали стоять на вооружении сначала РККА, а потом и Советской Армии вплоть до 1944 года. Основная масса первых советских «бэтэшек» была потеряна в ходе Советско-финской войны и в первых боях на советско-германском фронте. Оставшиеся машины в незначительном количестве продолжали до 1944 года находиться на оснащении танковых бригад Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

Вооружение

Стандартным вооружением БТ-2 считалась пушка Б-3 калибра 37мм, созданная на основе немецкой противотанковой пушки PaK 35. Пулемет ДТ не был спарен с пушкой, а устанавливался рядом с ней в шаровой установке. Для наведения пушки на цель использовался оптический прицел. Часть танков выпустили без пулемета, а некоторые, из-за нехватки орудий, оснащались спаренными пулеметными установками.

Памятник танку

Начиная с БТ-5, машины вооружались 45 мм пушкой 20К и спаренным с ней пулеметом ДТ.

Телескопический прицел дополнили панорамным перископом. На некоторых БТ-7 также устанавливались пулеметы ДТ в корме башни и зенитный на башенной крыше. Выпущенные в небольшом количестве «артиллерийские» БТ-7А оснащались пушкой КТ калибра 76мм (такая же стояла на танках Т-28 и Т-35).

Тактико-технические характеристики танков серии БТ

Принято считать, что БТ-7, самый совершенный представитель серии, был вне конкуренции в 30-е годы, но к началу Великой Отечественной безвозвратно устарел.

Но сравним его параметры со схожим по концепции британским танком «Крусейдер» и немецким Pz.III наиболее современной к 1941 году модификации.

  БТ-7 Mk.VI Crusader Pz.IIIAusf.J
Масса, т 14,2 19,3 21,5
Длина, м 5,6 5,9 5,5
Толщина брони, мм 15-20 18-34 30-50
Максимальная скорость, км\ч 52/72 43 40
Запас хода, км 375/460 255 155
Вооружение 45 мм пушка, 1-3х7,62мм пулемета 40 мм пушка, 2х7,7 мм пулемета 50мм пушка, 2х7,92мм пулемета

Конечно, у БТ-7 были и неустранимые недостатки, вроде тесного корпуса, вызванной применением подвески Кристи. Были и те, которые в принципе можно было победить, вроде отсутствия качественных наблюдательных приборов. Однако пушка калибра 45мм в 1941 году была вполне адекватным оружием, а по подвижности БТ-7 превосходил конкурентов даже без использования колесного хода. «Крусейдер», защищенный немногим лучше советского танка, достаточно успешно использовали еще в африканской кампании.

Очевидно, что потенциал для модернизаций платформа уже исчерпала, но «ограниченно боеспособным» БТ-7 не был. Наоборот, он вполне мог дать немецкой технике достойный отпор.

Танк БТ-7

Однако сказывались износ узлов (вспомним, что производство запчастей было свернуто вместе с серийным выпуском танка), добавим растерянность в первые недели блицкрига. Наконец, к тактике засад, позволявшей атаковать противника даже с лучшим обзором и более толстой броней, перешли только к осени 1941 года. До этого даже атаки противника пытались отражать встречной лобовой атакой – такой метод был прописан в уставе.

Танки серии БТ стали впечатляющим достижением танкостроения.

Даже если помнить о их американском происхождении – именно советским конструкторам удалось довести идеи Кристи «до ума» и создать на основе его прототипов грозную боевую машину. Именно танк БТ (а не «парадный» Т-35), участвовавший во многих войнах, и дошедший до финала Второй Мировой войны, должен был быть символом мощи бронетанковых сил Красной армии.

Применение и оценка танков серии БТ

БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулеметными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).

45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надежно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались еще и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.

Танк в парке

Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.

БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских маневров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Кромвель» и «Крусейдер».

БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие легкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка.

Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжелый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой».

На картинке

Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжелых боев 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.

Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).

Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.

После освоения в производстве, БТ-7 стали поступать в танковые подразделения. Первыми машину получили в танковой бригаде им. Калиновского. По мере выпуска БТ-7 стали вытеснять прежних серий в механизированных корпусах и бригадах. Довольно быстро БТ-7 заслужил репутацию вполне надежной в эксплуатации машины.

Танк в игре

В предвоенные годы БТ-7 участвовали в боях на реке Халхин-Гол составе шестой танковой бригады. Позднее эти танки появились на дорогах Эстонии, Латвии и Литвы, а также принимали участие Зимней войне.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: