Российский танк Т-95 «Черный орел», характеристика и особенности

Т-95 «Черный орел»

В России существует две классификации термина — специальный танк и основной. Специальный танк — это узкоцелевая машина, применяемая для отдельных типов войск или задач. Основной же тип совпадает с западной классификацией.

Российский танк Т-95 «Черный орел» является проектом основного типа танка, разрабатываемого в 1990-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Он известен как «Объект 640».

Танк собран лишь как опытный образец, в серийное производство выпущен не был.

Как создавался «Черный орел»

Работы над созданием танка, который в будущем получил обозначение «Черный орел», начались еще в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского кировского завода. После закрытия этого КБ работы были перенесены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.

В 90-е годы этот современнейший завод, как, впрочем, и другие предприятия ВПК, находился в тяжелейшем экономическом положении. Поэтому проект создания новой боевой машины на базе ленинградской «восьмидесятки», которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков, казался для предприятия спасением.

Первая информация о новом танке появилась в 1996 году, военные пообещали через год продемонстрировать его. Так оно и получилось: в 1997 году макет «Черного орла» был представлен журналистам. Он представлял собой модифицированный корпус танка Т-80У с башней невиданной конструкции. Именно она и была главной «изюминкой» новой машины.

Российский танк Т-95

Как уже было сказано выше, первое знакомство с новой боевой машиной проходило в обстановке повышенной секретности. Ближе чем на 150 метров никого к танку не подпускали, снимать разрешали только с определенных ракурсов. Однако в любом случае презентация «Черного орла» вызвала целый шквал публикаций и в отечественных, и в зарубежных СМИ.

Тогда некоторые эксперты посчитали, что журналистам были показаны результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно будет устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов еще больше способствовал тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.

Эти годы были очень непростыми для российских вооруженных сил. Развал и недофинансирование усугубились катастрофическими провалами в чеченской войне, крайне непопулярной в обществе. Военным нужен был хотя бы какой-нибудь позитив, и показ нового суперсовременного танка прекрасно на эту роль подходил.

В 1999 году журналистам была продемонстрирован уже не макет, а опытный образец танка. Он куда больше был похож на реальную боевую машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, башню большого размера с внушительной кормовой нишей. Появились и первые предполагаемые характеристики машины. Сообщалось, что вес танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л. с.

Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью машины стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил систему встроенной динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенной для уничтожения управляемых ракет и реактивных гранат еще на подлете. Также на корпусе танка были размещены датчики, реагирующие на облучение лазером. На высоком уровне была и защита крыши башни – ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.

Почему не взлетел «Черный орел»

Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого события интерес к танку постепенно стал утихать. В середине нулевых годов было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ – Т-95. Примерно в это же время, не вынеся реалий нового времени, обанкротился Омский машиностроительный завод.

О боевой машине опять ненадолго вспомнили после обнародования патента на танк. В нем давалось довольно подробное его описание, исходя из которого, можно сделать вывод, что «Черный орел» действительно во многом был выдающейся машиной. Так, например, по степени подвижности и защищенности он превосходил Т-90МС.

«Черный орел»

Окончательный приговор «Объекту 640» был озвучен в 2009 году. В Министерстве обороны официально заявили, что танка под названием «Черный орел» не существует в природе. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, полученные в ходе создания «Объекта 640», будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом в этой эпопее была поставлена жирная точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей истории отечественного танкостроения.

Почему все получилось именно так, и этот интересный проект не был доведен до конца, ответить сложно. Скорее всего, изначально эта машина создавалась практически в инициативном порядке, а военные не имели средств на доведение ее до ума. В середине нулевых уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшения еще советской техники бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», который является боевой машиной уже другого поколения.

Конструкция Т-95

Хотя «Черный орел» так и остался, по сути, ходовым макетом, несколько запатентованных КБТМ технических решений можно найти в открытом доступе. На их основе и можно воссоздать облик «Черного орла».

Корпус «объекта 640» был схож с корпусом Т-80, но имел несколько важных отличий.

Большая длина позволила внести в компоновку изменения. Появилось разделение внутреннего объема на изолированные отсеки. Топливные баки в носовой части теперь не просто стояли в отделении управления – их, как на американском «Абрамсе», отгородили от механика-водителя бронированными перегородками. Люк для мехвода, имеющий значительную толщину, сместили относительно поста управления вперед.

Конструкция Т-95

Боевое отделение тоже было новым. Башня не была полностью необитаемой, командир и наводчик попадали в танк через люки в ее крыше. Но за счет применения совершенно другой конструкции автомата заряжания члены экипажа сидели гораздо ниже, почти в корпусе. Было предусмотрено и «боевое» положение сидений – тогда они опускались еще ниже, совсем в корпус. При этом орудие тоже было отделено от мест экипажа бронелистами. Наконец, в корме находился моторно-трансмиссионный отсек.

За счет большей длины корпуса «объекта 640» планировалось увеличить толщину лобовых листов брони и углы ее наклона. Верхняя бронеплита танка оснащалась динамической защитой «Контакт-5».Толщина бортов, скорее всего, оставалась прежней – порядка 80мм. Дополнительно борта закрывались резинометаллическими экранами, а в передней части – и блоками динамической защиты.

Башня «Черного орла» за счет смещения мест экипажа вниз получилась низкой и плоской. Лобовые стенки также получили увеличенные углы наклона. В случае пробития дополнительную защиту обеспечивали внутренние переборки в башне. На лобовую броню монтировались и блоки динамической защиты «Кактус», метающей навстречу снаряду броневые пластины. К вертикальной кормовой стенке крепился модуль с автоматом заряжания.

В штатное оснащение «Черного орла» должны были входить и системы активной защиты.

Комплекс «Штора» засекал облучение танка лазерными дальномерами и головками самонаведения, автоматически ставил дымовую завесу и слепил системы наведения инфракрасными прожекторами. Система «Дрозд» вступала в дело, если «обмануть» ракету не удавалось, и уничтожала ее, отстреливая осколочный боеприпас. «Дрозд» был способен поражать и некоторые снаряды.

Вооружение «объект 640» сохранил традиционное для советских и российских основных боевых танков. С гладкоствольной пушкой «Рапира» калибра 125мм спарен 7.62мм пулемет ПКТ, на крыше башни предполагалось оборудовать дистанционно управляемую установку с крупнокалиберным пулеметом КОРД. В прессу при этом просочились утверждения о том, что такой комплекс вооружения – временный. А в перспективе «Черный орел» можно будет перевооружить орудиями более крупного калибра.

Хотя танковая пушка калибра 152мм 2А83 действительно разрабатывалась, заявления о том, что танк будет оснащен несуществующими орудиями калибра 135- и 140мм выглядят как минимум очень смелыми.

А вот автомат заряжания «объекта 640» был шагом вперед. Механизированная боеукладка всех советских ОБТ была их слабым местом – расположенная за слабозащищенным бортом карусель с боеприпасами при поражении не оставляла шансов на выживание сидящему прямо над ней экипажу. Теперь снаряды и все механизмы разместили в отдельном модуле, пристыкованном к задней стенке башни «Черного орла».

Вид спереди

Крыша модуля имела вышибные панели, направлявшие (при поражении боеукладки) энергию взрыва вверх, а отверстие, через которое снаряды подавались в казенник орудия, перекрывалось заслонкой.

Боевые посты командира и наводчика «объекта 640» должны были оснащаться унифицированными многофункциональными пультами.

На мониторе каждого пульта отображались, по выбору, карта местности либо информация о состоянии танка, либо изображение с тепловизора. При этом пульты были связаны между собой и постоянно обменивались данными.
Прототип «Черного орла» ездил, скорее всего, со стандартным двигателем от Т-80У, но на серийном танке собирались установить газовую турбину мощностью в 1500л.с.

С таким двигателем танк, несмотря на возросшую массу, по подвижности превзошел бы и Т-90. Ожидалось, что максимальная скорость превысит 80 км/ч. С другой стороны, выбор силовой установки мог сыграть против «Черного орла» – газотурбинные моторы признания танкистов так и не получили.

Чтобы танк получил повышенную проходимость, вписываясь при этом в железнодорожный габарит, гусеницы «объекта 640» могли комплектоваться съемными расширителями. При их установке удельное давление на грунт снижалось.

Технические характеристики Т-95

У танка «Черный орел» характеристики длительное время оставались неизвестными и успели обрасти рядом мифов. Однако и имеющиеся данные подтверждают конкурентоспособность машины с западными аналогами последних поколений. В данном вопросе разработчики смогли найти оптимальное сочетание компоновки, которое в соответствии с заданной концепцией обеспечивает танку выживаемость, боевую мощь и возможность эффективного участия в локальных конфликтах.

Габариты и вес

По габаритам и весу танк имеет следующие показатели:

  • длина корпуса — 7,97 м;
  • ширина — 3,095 м;
  • высота — 1,793;
  • клиренс — 0,5 м;
  • боевая масса — 48 тонн.

Макет танка

Из-за уменьшенных габаритов башни «Черный орел» считается одним из самых низких танков. Данный аспект не уменьшает его проходимости. Машина способна преодолевать стенки в 0,8 м и рвы шириной в 2,8 м. С оборудованием подводного вождения танков (ОПВТ) «Черный орел» способен погружаться на глубину до 5 м.

Экипаж

Экипаж объекта 640 — 3 человека: механик-водитель, командир и наводчик. Первый расположен в отделении управления, остальные — в сообщающимся с ним боевом отделении под башней.

Двигатель и ходовая

На танк «Черный орел» установлен газотурбинный двигатель мощностью 1500 л. с. Это повышало удельную мощность машины до 30,25 л. с./т, что превосходило западные аналоги с их 20-25 л. с./т. Первая версия танка имела модифицированное шасси Т-80У с установленной на нем башней.

Ходовая часть гусеничная, семиопорная, с торсионной подвеской. Имеются съемные уширители на гусеницы, снижающие давление на грунт до 0,8-0,81 кг на квадратный сантиметр. Снятие уширителей позволяет транспортировать танк на железнодорожных платформах.

Также допускается установка части уширителей только с внутренней стороны. Это помогает уложиться в железнодорожный стандарт по габаритам и вступить в бой сразу с платформы.

Максимальная скорость и бак

Развиваемая скорость по шоссе — до 80 км/ч. Запас хода без дополнительных навесных баков составляет 500 км, с ними расстояние увеличивается в два раза. Об объеме топливных баков точных данных не имеется. Приведенный запас хода рассчитан по шоссе, на пересеченной местности он будет ниже.

Танк в поле

Органы управления

Основным элементом управления машиной выделяют многофункциональный пульт, имеющийся и у наводчика, и у командира. Все системы интегрированы и позволяют управлять вооружениями с любого из этих мест. В комплексную систему также входят:

  • пульты управления прицелами;
  • баллистические вычислители;
  • стабилизаторы вооружения;
  • комплексы заряжания.

По необходимости танк может оборудоваться системами управления дополнительных вооружений. Комплекс рассчитан на несколько режимов работы — основной, полуавтоматический, автоматический, целеуказание и ручной.

Достоинства и недостатки

К преимуществам экспериментального танка относят:

  • хорошие ходовые качества;
  • комплексную трехуровневую защиту машины;
  • защиту экипажа от снарядов и подрыва;
  • автоматизированное заряжание орудия.

Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.

Солдаты и танк

Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.

В вопросе перспективности данного проекта многие спорят до сих пор, считая ряд технических характеристик завышенным и не соответствующим действительности, тем более при отсутствии государственных испытаний. Однако в 2011 году было официально заявлено об использовании ряда наработок данного проекта в создании «Арматы».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: