Т-64 или «Объект 432» представляет собой первый советский основной боевой танк. Он был создан в конструкторском бюро Харьковского завода транспортного машиностроения имени Малышева на базе Объекта 430А в 1960—1967 годах.
Танк Т-64 серийно выпускался в 1963—1969 годах, в данный период времени было произведено 1192 машины. На сегодняшний день танк Т-64 еще эксплуатируется в некоторых странах.
История создания
Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.
Особенности конструкции Т-64
Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.
- Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
- Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
- Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жесткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.
- Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемет ПКТ. Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту. Был введен гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемет для борьбы с вертолетами управлялся командиром танка дистанционно.
Технические характеристики Т-64
Тактико-технические данные танков семейства Т-64 выглядят следующим образом.
Основные тактико-технические данные | Т-64 (об. 432) |
Т-64А (об. 434) |
Т-64АК (об. 446) |
Т-64А (об. 434) |
Т-64Б «Сосна» (об. 447А) |
Т-64Б-1 (об. 437А) |
Т-64БК (об. 446Б) |
Т-64А (об. 434) |
Т-64БВ (об. 447А) |
Общие данные | |||||||||
Год принятия на вооружение | 1967 | 1969 | 1973 | 1974 | 1976 | 1976 | 1976 | 1981 | 1985 |
Тип танка | Средний | Основной боевой танк | |||||||
Боевая масса, т | 36,0+2% | 38,0 | 38,0 | 38,0 | 39,0 | 39,0 | 39,0 | 38,5 | 42,4 |
Экипаж, чел. | 3 (командир, механик-водитель, наводчик-оператор) | ||||||||
Удельная мощность, л.с./т | 19,4 | 18,4 | 18,4 | 18,4 | 17,9 | 17,9 | 17,9 | 18,2 | 16,5 |
Среднее удельное давление, кгс/см2 | 0,815 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,84 | 0,84 | 0,84 | 0,84 | 0,92 |
Размеры | |||||||||
Длина танка с пушкой вперед, мм | 8948 | 9225 | 9295 | ||||||
Длина корпуса, мм | 6428 | 6540 | |||||||
Ширина по гусеничным лентам, мм | 3270 | ||||||||
Высота танка по крыше башни, мм | 2154 | 2170 | |||||||
Клиренс по основному днищу, мм | 500 | ||||||||
Подвижность | |||||||||
Средняя скорость движения, км/ч: по шоссе / по грунтовой дороге | 45-55/30-40 | 45-50/35-45 | 35-45/33-42 | ||||||
Максимальная скорость движения, км/ч | 65 | 60,5 | |||||||
Расход топлива на 100 км пути, л | 170-200 | ||||||||
Запас хода по топливу без дополнительных бочек, км | 550-650 | 500-600 | |||||||
Запас хода по топливу с использованием дополнительных бочек, км | — | 700 | |||||||
Максимальный угол подъема/крена, град | 30/30 | ||||||||
Ширина рва, м | 2,85 | ||||||||
Глубина брода, м | 1,0 | 1,8 | |||||||
Глубина преодолеваемой водной преграды с использованием ОПВТ, м | 5 | ||||||||
Защита | |||||||||
Максимальная толщина брони, мм: башня / лоб корпуса / борт корпуса | 90+150+90 80+105+20 |
150+150+40 80+105+20 80 |
150+150+40 100+105+20 80 |
150+150+40 120+105+40 80 |
|||||
Динамическая защита, тип (число контейнеров с ВВ) | — | навесная (265) | |||||||
Вооружение | |||||||||
Танковая пушка | 115-мм ГСП Д-68 (2А21) | 125-мм ГСП Д-81Т (2А26) | 125-мм ГСП Д-81ТМ (2А46-1) | 125-мм ГСП Д-81ТМ (2А46-2) | 125-мм ГСП Д-81ТМ (2А46-1) | 125-мм ГСП Д-81ТМ (2А46М-1) | |||
Спаренный с пушкой пулемет | 7,62-мм ПКТ (6П7) | ||||||||
Зенитный пулемет | — | 12,7-мм НСВТ (6П17) «Утес» | — | 12,7-мм НСВТ (6П17) «Утес» | |||||
Тип механизма заряжания | гидроэлектромеханический с постоянным углом заряжания | ||||||||
Марка (емкость) МЗ | (30) | ЭЦ-10 (28) | ЭЦ-10М (28) | 6ЭЦ40 (28) | ЭЦ-15 (28) | 6ЭЦ40 (28) | |||
Система пуска дымовых гранат | — | 902Б «Туча-2» | 902А «Туча-1» | 902Б «Туча-2» | |||||
Боекомплект, шт.: артиллерийских выстрелов патронов к ПКТ патронов к ЗПУ |
37 2000 — |
38 1000 — |
37 2000 300 |
36 1250 300 |
37 2000 300 |
28 1000 — |
37 2000 300 |
36 1250 300 |
|
Комплекс управляемого вооружения | — | 9К112 «Кобра» | — | 9К112 «Кобра» | — | 9К112-1 «Кобра» | |||
Двигатель | |||||||||
Тип | 5-цилиндровый двухтактный турбопоршневой дизель 5ТДФ | 5-цилиндровый двухтактный многотопливный турбопоршневой дизель 5ТДФ | |||||||
Мощность двигателя, л. с. | 700 (515 кВт) | ||||||||
Применяемое топливо | Дизельное: марки Л, З, А | Дизельное: марки Л, З; керосин: ТС-1; бензин: А-72, А-76 | |||||||
Вместимость внутренних баков, л | 815 | 738 | 730 | ||||||
Вместимость наружных баков, л | 330 | 355 | 540 | ||||||
Вместимость дополнительных бочек, л | — | 370 | |||||||
Система охлаждения | Жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией и эжекционным охлаждением | ||||||||
Трансмиссия | |||||||||
Тип | Механическая, планетарная с двумя БКП и ГСП управления, 7 передач переднего и 1 заднего хода | ||||||||
Ходовая часть | |||||||||
Тип | Гусеничный движитель с задним расположением ведущих колес; гусеница с РМШ параллельного типа | ||||||||
Ширина трака, мм | 540 | ||||||||
Система подрессоривания | Индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами и соосным расположением торсионов | ||||||||
Системы и оборудование | |||||||||
Специальные системы | Система коллективной защиты от ОМП (ПАЗ); ППО; ОПВТ; ТДА | ||||||||
Оборудование для самоокапывания | — | Встроенное бульдозерное | |||||||
Колейный ножевой минный трал | — | КМТ-6 | |||||||
Примечания:
|
Модификации
- Объект 432 — базовый вариант, после принятия на вооружение получил обозначение Т-64
- Объект 003 — опытный танк Т-64Т. Разработан в 1963 году. Отличается установкой вертолетного газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ, мощностью 700 л. с.
- Объект 004 — опытная модификация 1965 года. Отличается установкой более мощного и экономичного газотурбинного двигателя ГТД-3ТП, мощностью 950 л. с.
- Объект 289 — проект газотурбинного танка. От Т-64 отличается установкой спаренных газотурбинных двигателей ГТД-Т или ГТД-450Т, мощностью 450 л. с.
- Объект 436 — опытная модификация 1965 года. Отличается установкой дизельного двигателя В-45-К.
- Объект 432Р — основной танк Т-64Р. Модернизированная версия с доработкой машины до уровня Т-64А. Модернизации в ходе капитального ремонта подверглись все танки Т-64, выпущенные после 1965 года. Танки, выпущенные в 1964 и 1965 годах, в конце 1960-х годов были списаны.
- Объект 619В — опытная модификация Т-64 с плавсредствами ПСТ-63А.
Машины на базе
- Объект 70 — советский плавающий транспортер ПТС-2.
- Объект 429 — многоцелевой транспортер-тягач МТ-Т.
- Объект 429А — опытное шасси САУ 2С7.
- Объект 434 — советский основной боевой танк Т-64А.
- Объект 447 — советский основной боевой танк Т-64Б.
- Объект 772 — проект советского ракетного танка.
- Объект 775 — опытный советский ракетный танк.
Применяемые боеприпасы основного вооружения
Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный. В середине 70-х годов на вооружение принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра».
Управляемый снаряд с боевой кумулятивной частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделен — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казеннике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряженный минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.
Боевое применение Т-64
- Афганская война (1979—1989) — в январе 1980 года поступили на вооружение 40-й армии, однако, вследствие неудовлетворительной работы двигателя в условиях высокогорья вскоре были сняты с вооружения.
- Битва за Бендеры (1992) — бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены, при этом их огнем была полностью подавлена артиллерия Молдовы. Также выстрелом из СПГ-9 был уничтожен один Т-64БВ миротворческих сил России.
- Вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014) — используется обеими сторонами конфликта.