Советский танк Т-62, описание и особенности

Танк Т-62

После войны в первое поколение танков входили бронемашины, созданные либо во время войны, либо сразу после с использованием наработанного опыта. В Советском Союзе основу танкового парка составили Т-54 и Т-55. Они мало чем отличались от танков военного времени – усиленной защитой и мощным вооружением.

Постепенно стали появляться новые технологии и концепции применения бронетанковых сил. Так бронемашины стали соединять в себе проверенные решения с принципиально новыми. Одним из представителей данных машин стал танк Т-62.

История создания

На протяжении 1950-х годов Советский Союз располагал передовыми для своего времени средними танками семейства Т-54 и Т-55. При этом работы по их совершенствованию продолжались на постоянной основе и в различных направлениях, включая как разработку новых решений в конструкции танка, так и создание для него более мощного и эффективного вооружения.

Основным разработчиком перспективного среднего танка на замену Т-54/55 являлось КБ Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, руководимое главным конструктором предприятия Л. Н. Карцевым. Специалисты отрабатывали несколько вариантов конструкций будущего танка, в сложившихся нормах секретности именуя подобные разработки «объектами», на основе которых в дальнейшем утверждалась основная модель, предназначенная к массовому производству.

В 1957 году стартовала разработка «Объект 165». В этом проекте окончательно определилось, какие именно модули следует ставить на перспективный средний танк, а впоследствии эта схема целиком воплотилась в танке Т-62А. Разработка велась на базе ходовой части Т-55 в сочетании с основными параметрами корпуса и башни ранее начатого «Объекта 140», а также с новыми элементами обустройства боевого отделения, примененными в «Объекте 150».

Советский танк Т-62

Прототип танка, разработанного на такой основе, успешно прошел заводские испытания к концу 1958 года. Министерство обороны утвердило эту разработку в качестве базы для создания серийного танка, в значительной степени приближенного по конструкции к Т-55.

Вооружением Т-62 должна была стать новая нарезная 100-миллиметровая пушка Д-54 (У-8ТС), хотя ее применение вызывало нарекания со стороны военных, считавших показатели ее бронепробиваемости недостаточными. Серьезным аргументом против пушки Д-54 служило наличие у ней дульного тормоза, при стрельбе образующего  мощную воздушную волну, которая могла нести угрозу пехотному сопровождению, а также создавала облако пыли, песка или снега, демаскирующее танк.

В 1959 году возражения военного ведомства были весомо подкреплены полученными разведданными о скором перевооружении танков стран НАТО более мощными пушками калибра 105 мм. Советским танкостроителям была поставлена задача в сжатые сроки подготовить к серийному выпуску средний танк со 115-миллииметровой гладкоствольной пушкой, разработка танкового варианта которой в СССР была к тому моменту практически завершена.

С середины 1959 года КБ Уралвагонзавода начало работы по «Объекту 166», который стал дальнейшим развитием «Объекта 165» в плане его вооружения новейшей танковой пушкой У-5ТС «Молот» калибром 115 мм. Именно эта разработка в конечном итоге стала основой конструкции танка Т-62, который уже в 1961 году был принят на вооружение и утвержден Министерством обороны к серийному производству.

Основные цели и задания

Степень унификации танка Т-62 по узлам и деталям, заимствованным с со своего предшественника Т-55, была очень высока и оценивалась на уровне в 65%. Это существенно облегчило освоение танка не только в быстро организованном серийном производстве, но и в последующей эксплуатации.

Танк был выпущен достаточно ограниченной серией, если судить по меркам СССР, – «всего лишь» 20 тысяч единиц. Во многом это было связано с активностью советских танкостроителей в запуске своей очередной новинки — Т-64, но эта разработка оказалась довольно неудачной из-за серьезных проблем с надежностью. Серийное производство танков Т-62 было прекращено в 1975 году, с появлением Т-72.

Памятник танку

Основная цель Т-62, ради которой он ускоренно создавался и выпускался, – противостояние танкам стран НАТО. Потому довольно скоро для советских традиций секретности его показали публично. Впервые это произошло на первомайском параде 1965 года. Спустя всего лишь несколько лет танк Т-62 стал активно поставляться Советским Союзом в дружественные страны по всему миру.

Основными получателями этих танков стали Алжир, Ангола, Болгария, Вьетнам, Египет, Ирак, КНДР, Куба, Ливия, Сирия, Сомали, Чехословакия, Эфиопия. В Северной Корее и ЧССР эти танки также производили по лицензии.

Описание конструкции танка Т-62

Внешне Т-62 остался настолько похож на Т-55, что опознать его можно только по небольшим деталям. А вот его конструкция изменилась достаточно серьезно. Для размещения нового орудия погон башни Т-62 пришлось увеличить, а для этого – удлинить корпус танка. Чтобы равномерно распределить нагрузку на ходовую часть, по-иному расположили катки. Из-за этого характерный для Т-55 промежуток между передними катками сменился не менее характерным промежутком между катками задними.

Поскольку масса танка изменилась незначительно – всего на тонну – силовая установка Т-62 осталась прежней.

12-цилиндровый дизель В-55 развивал мощность 580 л.с. Мотор В-55В отличался только установкой более мощного электрогенератора.

Конструкция танка

Топливо поступало из четырех баков, расположенных внутри боевого отделения (три бака в носовой части и один в кормовой, у правого борта) и трех внешних, установленных на надгусеничной полке. Запускался дизель танка пневматическим стартером, электростартер имелся в качестве резервного.

Крутящий момент на гусеницы передавался через редуктор-«гитару», главный фрикцион, пятискоростную коробку передач с синхронизаторами (кроме 1 передачи) и планетарные механизмы поворота. Для постановки дымовой завесы в выпускные коллекторы дизеля Т-62 впрыскивалась солярка. Т-62 имел автоматическую систему пожаротушения и, дополнительно, ручной углекислотный огнетушитель.

Размещение экипажа и бронирование

Поскольку компоновка танка серьезно не изменялась, танкисты также остались сидеть на прежних местах. Сиденье механика-водителя – спереди, слева от топливных баков. Для обзора местности мехвод Т-62 пользовался двумя перископами, один из которых позволял видеть местность по курсу движения, а другой – сектор чуть правее. Ночью один из перископов заменяли прибором ночного видения, работавшим в паре с инфракрасной фарой.

В башне Т-62 слева от пушки – наводчик, за ним – командир, а справа от орудия – заряжающий.

Командирский перископ ТПКУБ, устанавливавшийся на Т-55, заменили комбинированным прибором ТКН-2, имевшим как дневной, так и ночной режимы. Для работы прибора в режиме ночного видения использовался инфракрасный прожектор.

Танки на стоянке

В распоряжении наводчика имелись оптический прицел переменной кратности (от 3.5 до 7-крат) и ночной прицел, требующий подсвечивания цели ИК-прожектором. Кроме того, наводчик мог видеть местность непосредственно перед танком через призменный перископ.

Броневая защита Т-62, по сравнению с Т-55, практически не изменилась. Толщина лобовой бронеплиты (100мм) и угол его наклона (60⁰) остались прежними. Сохранились и вертикальные борта из брони толщиной 80мм. А вот из-за необходимости обеспечить угол склонения орудия при стрельбе назад, кормовая часть крыши корпуса Т-62 получила характерный наклон, а кормовой лист брони (толщиной 45мм) стал практически вертикальным.

Толщина брони башни тоже осталась неизменной – от 200 мм на лбу до 65мм в корме, но повысилась ее снарядостойкость.

Башни Т-54 и Т-55 имели комбинированную конструкцию – крыша из катаной брони приваривалась к литым деталям, и сварные швы создавали ослабленные участки. На Т-62 башня стала цельнолитой и ослабленные зоны в броне исчезли.

Вооружение

«Главным калибром» танка Т-62 стало гладкоствольное 115мм орудие У-5ТС «Молот». Впервые в советской практике орудие оснастили эжектором, дополнительно для уменьшения загазованности применили механизм выброса гильз. Позже это решение оценивалось, как неоднозначное. С одной стороны, загазованность действительно снижалась, а экипажу танка не надо было тратить время на собирание валяющихся в боевом отделении стреляных гильз.

С другой стороны, механизм действовал не мгновенно, и заряжающий Т-62 был вынужден дождаться окончания его работы, прежде чем заряжать новый снаряд. Это снижало практическую скорострельность. Орудие оснащалось двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором «Метеор».

Основным бронебойным боеприпасом Т-62 стали оперенные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном – 3БМ4 со стальным сердечником и 3БМ3 с вольфрамовым. «Стальной» снаряд на дистанции в километр мог пробить броню толщиной до 250мм, «вольфрамовый» — до 300мм. По сравнению со 100мм снарядами БР412, которые могли пробить такую броню разве что в упор, это был огромный скачок вперед.

Боевое применение

Стоит заметить, что СССР опередил страны НАТО в освоении такого типа боеприпасов.

В качестве альтернативы «болванкам» предлагался кумулятивный снаряд 3БК4, снаряженный 1.5 кг взрывчатого вещества A-IX-1 и имеющий стальную кумулятивную воронку. Пробиваемость брони составляла 440мм. Осколочно-фугасный снаряд 3ОФ11 содержал 2.6 кг тротила, против 1,4 кг у 100мм снаряда ОФ412.

Боекомплект Т-62 насчитывал 40 снарядов, большая часть размещалась в укладке у перегородки МТО и в передних баках-стеллажах. Боеукладка первой очереди насчитывала всего два снаряда, расположенных у борта башни рядом с местом заряжающего.

Дополнительное вооружение составляли спаренный пулемет СГМТ калибра 7.62мм и крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК над люком заряжающего.

Технические характеристики танка Т-62

Т-62 имеет запас хода по топливу, достаточный для преодоления расстояния до 450 километров (по шоссе). В числе других основных технических характеристик танка Т-62 — способность преодолевать броды глубиной до 1,4 метра с ходу. С применением возимой трубы для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров.

  • V-образный дизельный двигатель. В качестве силовой установки на танке Т-62 изначально использовался V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В объемом 38,88 л и мощностью 580 л.с. Его моторесурс составлял 350 часов. Двигатель способен работать на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА. Впоследствии по ходу выработки моторесурса Т-62 получали в оснащение двигатели В-46-5М с наддувом от центробежного нагнетателя. Эти двигатели имели мощность 690 л.с.
  • Ходовая система. Ходовая часть танка почти целиком аналогична системе, примененной в семействе Т-54/55. Она включает в себя с каждого борта по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо и ленивец (направляющее колесо). Поддерживающие катки отсутствуют. Гусеница Т-62 состоит из 96 траков, соединенных металлическими шарнирами. На Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад.
  • Подвеска. Подвеска индивидуальная, торсионная. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами.
  • Максимальная скорость. Предельная скорость, развиваемая Т-62 при передвижении по шоссейным дорогам, составляет 50 км/ч. В качестве расчетных параметров средней скорости движения танка по шоссе принимались показатели 32-35 км/ч, по грунтовой дороге – 22-27 км/ч.
  • Электрооборудование. Электрическое оборудование танка было выполнено по однопроводной схеме и рассчитывалось на напряжение 24 вольта. Основными источниками электроэнергии являлись четыре аккумуляторные батареи общей емкостью 280 А-ч и генератор мощностью 6,5 кВт. В качестве осветительных приборов танк располагал тремя фарами. Две из них (на корпусе) оснащались светомаскировочным устройством, а фара прибора ТВН располагалась  в передней части башни.
  • Системы связи, наблюдения и прицеливания. Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолновой радиостанцией Р-113 (Р-123), связь внутри экипажа – танковым переговорным устройством Р-120 (Р-124), интегрированным с соответствующим типом радиостанции. На Т-62 применялись периодически улучшаемые прицелы и приборы наведения, основные которых:
  1. Телескопический прицел, позволяющий танкистам вести точный огонь на дистанции до 4 км;
  2. Бинокулярные перископы для наводчика и в командирской башенке с функциями увеличения и ночного видения;
  3. Бинокулярный перископ с функцией ночного видения для механика-водителя;
  4. Лазерный дальномер (с 1975 года). К началу 1980-х годов внедрение прицела-прибора наведения (ППН) с системой лазерного наведения ПТУРС позволило установить на танки Т-62 противотанковые ракетные комплексы «Шексна», а также систему управления огнем «Волна» для наводчика.

Основные модификации Т-62

Модель Год принятия
на вооружение
Особенности
Т-62А 1962 Нарезная 100-мм пушка с улучшенными характеристиками бронепробиваемости.
Т-62К 1964 Командирский вариант танка. Дополнительная КВ-радиостанция, комплект навигационной аппаратуры. Уменьшен боекомплект пушки и пулемета.
Т-62Д 1983 Дополнительное бронирование корпуса, башни, днища. Бортовые противокумулятивные экраны и комплекс активной защиты «Дрозд».
Т-62М 1983 ПТРК «Шексна». Дополнительное бронирование корпуса, башни, днища. Бортовые противокумулятивные экраны. Лазерный дальномер, баллистический вычислитель. Гусеница от танка Т-72.
Т-62МВ 1985 Дополнительное бронирование корпуса, днища. Усиленные бортовые противокумулятивные экраны. Навесная динамическая защита. Система управления огнем «Волна», лазерный дальномер, баллистический вычислитель.

Боевое применение танка Т-62

Первым настоящим боем для Т-62 стал пограничный конфликт на острове Даманский. В нем они понесли и первые потери – танк командира погранотряда полковника Леонова был подбит из ручного гранатомета. Подбитый Т-62 стоял на льду реки, пока не проломил его. Позже китайцы подняли танк и отвезли в музей.

В Афганистане советские танки Т-62 работали, в основном, мобильными ДОТами и сопровождали колонны.

Нередко их использовали и для ночных атак, пользуясь преимуществом в наличии средств ночного видения. Несмотря на то, что моджахеды активно использовали противотанковые гранатометы, большинство потерь советские танки несли от мин.

После распада СССР в бронетанковых войсках оставалось значительное количество Т-62, которые подлежали сокращению. Из российской армии их действительно убрали, но не на переработку, а в подчинении МВД – во внутренние войска. В этом качестве старые танки поучаствовали в обеих чеченских кампаниях.

В Афганистане

В начале 70-х годов Т-62 получили арабские страны – Египет и Сирия. Соответственно, их участие в очередной арабо-израильской войне стало неизбежным. Египетские танкисты к началу войны 1973 года не успели как следует освоить машины и понесли в боях тяжелые потери. Не лучше обстояло дело и в Сирии, где в ходе одного из боев израильтянам удалось отразить атаку пяти Т-62 с помощью устаревшей «Базуки» и винтовочных гранат. Однако захваченным танкам израильтяне дали довольно высокие оценки.

В ходе ирано-иракской войны Т-62 успешно применяла армия Ирака. В 1991 году «шестьдесят вторые» уже не столь успешно участвовали в боях с антииракскими силами. В Африке «шестьдесят вторые» использовали кубинские войска (в Анголе) и ливийцы при попытке вторжения в Чад.

Т-62 стал венцом развития семейства средних танков, первым из которых был еще Т-44.

В нем довели до совершенства идеи, заложенные прежде, и впервые реализовали новые. А модернизации 80-х годов показали, что хотя «шестьдесят второй» и не может стать полноценным ОБТ – эффективно действовать в современных условиях он вполне в состоянии.

Сейчас танк, разумеется, во многом устарел – даже усиленной брони недостаточно для защиты от современных ракет ПТУР. Но там, где нужна, прежде всего, простая, неприхотливая и мощная боевая машина, Т-62 еще может себя показать.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: