Мало кто знает, но основная тяжесть сражений раннего периода Великой Отечественной войны легла на легкий советский танк Т-60. Данную боевую машину создали в кратчайшие сроки на основе устаревшей конструкции. Легкий танк Т-60 оборонял Москву и Ленинград.
Иногда этот танк многие эксперты называют «ненужными» и приуменьшают его значение. Но именно легкий танк Т-60 оказался критически нужным РККА, и значимость их роли в войне никак нельзя преуменьшать.
История создания
До начала Великой Отечественной Войны московский завод №37 разработал и начал производить легкий плавающий танк Т-40. По тогдашней классификации такая техника считались особым классом “малых танков”. Им предписывалось вести разведку, участвовать в контрпартизанской борьбе — то есть решать задачи, обычно возлагающиеся на бронеавтомобили.
Т-40 стал самым совершенным «малым танком», но в начавшейся войне пользы от него было немного. Нехватка техники среднего класса приводила к попыткам использовать Т-40 для непосредственной поддержки пехоты. Противопульная броня и пулеметное вооружение для таких задач были слишком слабы.
На завод №37 поступило распоряжение свернуть выпуск малых Т-40 и приступить к производству легкого танка Т-50.
Да, Т-50 был гораздо сильнее вооружен, отлично бронирован и при этом подвижен — но выполнить распоряжение завод просто не мог. Требовалась полная переоснастка предприятия, а времени и средств на это не было. На общих темпах производства танков вынужденный простой положительно сказаться не мог.
Главный конструктор завода Н.А. Астров выдвинул контрпредложение — подготовить новый боеспособный танк, Т-60. Опытный образец с небронированным корпусом построили всего за месяц. Астров лично перегнал его на завод ГАЗ, где и начали осваивать серийный выпуск машины. Осенью 1941 новые советские танки уже воевали.
Описание конструкции танка Т-60
Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:
- отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
- боевое — средней части корпуса;
- трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
- двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
- баки — в корме.
Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.
Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.
Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.
Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».
Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.
В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.
На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.
Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.
Вооружение танка в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.
Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.
Боекомплект включал в себя :
- 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
- 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.
Трансмиссия состояла:
- главная передача;
- КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
- бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
- 2х однорядных бортовых редукторов;
- бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.
Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.
Технические характеристики танка Т-60
В качестве британского аналога Т-60 выбран авиадесантный “Тетрарх”, как наиболее близкий по году постановки на вооружение и массово-габаритным характеристикам.
Т-60 | Pz.Kpfw.IIAusf. C | M3 | Mk.VII «Тетрарх» | |
Размеры | ||||
Длина, м | 4,1 | 4,81 | 4,53 | 4,6 |
Ширина, м | 2,4 | 2,28 | 2,24 | 2,39 |
Высота, м | 1,7 | 2,02—2,15 | 2,64 | 2,02 |
Боевая масса, т | 6,4 | 9,5 | 12,68 | 7,6 |
Вооружение | ||||
Вооружение | 1 х 20-мм ТНШ-20 1 х 7,62-мм ДТ |
1 × 20-мм KwK 30, 1 × 7,92-мм MG-34 |
1 × 37-мм M6 5 х 7,62-мм М1919А4 |
1 х 40-мм QF 2-pounder 1 × 7,92-мм BESA |
Бронирование | ||||
Лоб корпуса | 30-35 мм | 29—34,5 мм | 16—44 мм | 16 мм |
Борта и корма корпуса | 15- 10 мм | 14,5 мм | 25 мм | 14-10 мм |
Лоб башни | 20 мм | 34,5 мм | 38 мм | 16 мм |
Борта и корма башни | 25 мм | 14,5 мм | 25 мм | 14-10 мм |
Подвижность | ||||
Двигатель | карбюраторный 6-цилиндровый рядныйГАЗ-202, 70 л.с |
карбюраторный 6-цилиндровый рядный «Майбах» HL 62 TRM, 140 л. с. |
карбюраторный 7-цилиндровый радиальный «Континенталь» W-670-9A, 250 л. с. | карбюраторный 12-цилиндровый оппозитный Meadows MAT, 180 л.с. |
Удельная мощность, л. с./т | 12 | 14,7 | 17,9 | 21,0 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 42 | 40 | 58 | 64 |
Запас хода по шоссе, км | 450 | 190 | 113 | 224 |
По параметрам бронезащиты Т-60 в целом не уступал конкурентам, в сочетании с меньшими габаритами и заметностью это сильно снижало его уязвимость. С другой стороны, британские и американские машины вооружались более мощными орудиями.
Основной легкий танк Вермахта Pz.II, как и Т-60, нес 20-мм авиапушку, что примерно уравнивало их боевые возможности.
Боевое применение танка Т-60
В боях под Москвой Т-60 получили боевой крещение. Эти легкие танки первой получила в октябре 1941 21-я танковая бригада. К ноябрю все ее Т-60 были потеряны в боях. Выпуск средних танков на тот момент был недостаточен, и легким приходилось вынужденно их замещать. Участвуя в лобовых атаках вместе с Т-34 и КВ, Т-60 несли тяжелые потери. Подбивать немецкие танки легким машинам удавалось только при удачном стечении обстоятельств.
Весной 1942-го по реке 60 легких танков перебросили в Ленинград.
К началу Харьковской операции количество Т-60 в войсках еще было значительным, но к этому времени нацисты уже получили более мощные противотанковые орудия и танки с усиленной защитой. Опытные танкисты еще были способны эффективно действовать на Т-60.
В целом его вооружение и броня были явно недостаточными — даже для задач поддержки пехоты. Лучше всего Т-60 показывали себя в разведке — но при наличии опытных командиров. С конца 1942 года легкие танки уходили с передовой в тыл. В том же 1942-м завершилось и производство Т-60 — он уступил место мощнее вооруженному и лучше защищенному Т-70.
Но это не значит, что боевой путь Т-60 закончился. Когда прорывали блокаду Ленинграда, именно Т-60 захватили плацдарм, форсировав Неву, и первыми соединились с частями Волховского фронта. Эту важную роль танки получили по объективным причинам — малый вес Т-60 позволял перейти реку по льду. И даже уйдя с передовой, Т-60 продолжали применяться для тех самых задач, которые должен был выполнять “малый” танк Т-40 — борьба с диверсантами в тылу, охранение войск на марше, разведка боем.
Активно использовались легкие танки в качестве учебных машин. С вооружения их сняли после окончания войны. Примечательно, что все сохранившееся Т-60 были отправлены на переработку. Музейные Т-60 нынешнего времени — восстановленные реставраторами машины, потерянные в боях.
Некоторое количество Т-60 было захвачено противником.
Вермахт и румынская армия использовали их в тыловых частях, в полицейских дивизиях и как артиллерийские тягачи. Румыны даже переделали около 30 машин в самоходки с пушкой Ф-22 калибра 76,2мм.
След в истории, оценка проекта
Если не учитывать условия, в которых Т-60 создавался, то его очень просто заклеймить, как очевидный шаг назад. Танк Т-50 превосходил его по всем параметрам, и гораздо лучше отвечал потребностям войск. А ведь Т-60 был не упрощенным вариантом “пятидесятки”, а, по существу, глубокой модернизацией заведомо устаревшего Т-40.
Авиационная пушка, никогда не предназначавшаяся для борьбы с бронетехникой, едва справлялась с этой задачей. Экипажа из двух человек было трудно — вместо контроля над ситуацией в бою командир вел огонь и заряжал оружие. Примитивные приборы наблюдения и отсутствие радиосвязи (на большинстве танков) не давали “шестидесятке” стать полноценной разведывательной машиной.
Но ведь конструкторам во главе с Н.А. Астровым нужно было разработать не “опережающий время” и “не имеющий аналогов” танк для удовлетворения имперских амбиций — они создавали надежную боеспособную машину, выпуск которой легко можно было наладить на их заводе.
Когда для обороны были нужны любые танки — лишь бы массовые — а счет времени шел на дни, принятие на вооружение даже “ненужного” танка выглядит вполне оправданным.
При этом никаких огрехов в конструкции Т-60 нет — в своем классе он даже был бы одним из лучших. Просто весь класс успел устареть.
Заключение
Советский легкий танк Т-60 — боевая машина, которой вообще не должно было быть. Если бы не война, завод просто перешел бы на выпуск более современных машин (того же Т-50).
Да и если бы начало войны не оказалось таким трагическим, потребность в создании “хоть какого-то” танка в качестве временной меры не возникла бы. И коллективу Астрова удалось создать довольно удачную машину, которая действительно позволила СССР продержаться тот период, когда выпуск средних и тяжелых танков только налаживался.
Тяжелые потери Т-60 объясняются не тем, что он был настолько плох — просто “шестидесятке” приходилось вести неравную борьбу. И в конечном итоге, он ее выиграл, внеся свой вклад в общую победу.