Т-44 или Объект 136 представляет собой советский средний танк, который был разработан в конструкторском бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова в 1943-1944 годах. Танк Т-44 был создан для замены Т-34-85 в роли основного и среднего танка РККА ВС Союза ССР. Танк оставался на вооружении Советской армии до 1970-х годов.
Несмотря на то, что всего было построено 1823 машины, принять участие в боевых действиях Т-44, к сожалению, не успел. Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. Во второй половине 40-х годов заменялся на более совершенный танк Т-54, который в свою очередь перенял от Т-44 немало агрегатов. В роли основного и среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменен уже Т-54.
История создания
Т-44 что это такое — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.
Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций; в боевых действиях Великой Отечественной войны танк участия не принимал.
После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, его выпуск ограничился сравнительно малым по меркам серийных танков того времени количеством (всего было выпущено 1823 танка этого типа) и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменен уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.
Концепция танка Т-44 окончательно сформировалась осенью 1943 года на основании предоставлявшейся информации о боевых контактах танков Т-34-76 с новейшими германскими тяжелыми танками. Выяснилось, что во встречном бою с «Тигром» или «Пантерой» «тридцатьчетверка» даже новой модификации не имела никаких шансов. В сложившейся неблагоприятной ситуации для перспективного среднего танка оптимальным комплексным решением явилось максимальное увеличение толщины лобовой брони в сочетании с более мощной (сравнимой с германскими тяжелыми танками) пушкой. Фактически, концепция танка Т-44 обеспечивала выравнивание боевых возможностей среднего танка относительно тяжелого при условии сохранения превосходства среднего танка в скорости и маневре.
Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Замена относительно тяжелой и громоздкой пружинной подвески Кристи, применявшейся на Т-34, на торсионную подвеску освободила достаточно много места, что позволило полностью пересмотреть компоновку танка. Исчезли надгусеничные ниши и боковые стенки корпуса стали вертикальными. Освободившееся место позволило расположить новый двигатель В-44 не вдоль, а поперек корпуса танка. В двигателе изменили расположение водяного и масляного насосов, что позволило сократить длину и на 300 мм высоту корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение за счет моторного, и улучшены условия работы экипажа.
Благодаря новой компоновке удалось сместить к задней части танка башню, так что башня стала расположена ближе к центру тяжести танка, что повышало точность стрельбы на ходу, снизило вероятность зачерпывания грунта длинноствольной пушкой при движении на пересеченной местности и позволило более равномерно распределить нагрузку на катки. Нагрузка на передние катки снизилась за счет нового расположения башни, и, как следствие, позволило увеличить лобовую броню корпуса до 90 мм, а лобовую броню башни до 120 мм.
Угол наклона лобового листа увеличили до 60° и он стал монолитным. Если в Т-34 слабым местом был люк механика-водителя, расположенный в лобовом листе брони, то на Т-44 люк механика-водителя убрали на освободившееся место на крыше корпуса. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Экипаж танка сократился на стрелка-радиста, так как с обслуживанием радиостанции справлялся командир танка. Кроме того, получение приказов командиром танка непосредственно от вышестоящего начальства, а не через члена экипажа, повышало оперативность. Курсовой пулемет по сложившейся традиции оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вел механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак.
Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезенном из Кирова заводе № 38 (переименован в № 75) было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.
Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжеленной и на вооружение принята не была.
Производство:
- 1944 год — Ноябрь — 5; Декабрь — 20;
- 1945 год — Январь — 20; Февраль — 20; Март — 60; Апрель — 65; Май — 75; Июнь — 85; 2-е полугодие — 555;
- 1946 год — 718;
- 1947 год — 200.
Особенности конструкции Т-44
- Двигатель. Дизельный двигатель В-44 был оснащен улучшенной топливной аппаратурой, позволившей поднять мощность до 520 лошадиных сил при таком же объеме цилиндров, что и на двигателе В-34 – предшествующая модель. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, был установлен компактный маховик. Это позволило смонтировать дизель на жесткой, низкой, но при этом легкой моторной раме, в итоге высоту корпуса уменьшили на 300 миллиметров.
- Вооружение. До серийного танка Т-44 выпускался опытный Т-44–85 оснащаемый пушкой Д-5Т и Т-44-122 имеющие пушку Д-25. Танк Т-44–85 имеющий на вооружении Д-5Т построили до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. В связи с этим, как только пушка ЗИС-С-53 на танках Т-34 стала стандартной, был переделан и танк Т-44. 122-миллиметровая пушка на средний танк была установлена по требованию военных, однако в ходе испытаний выяснилось, что данное орудие не подходит для среднего танка. В 45-м г. разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. На крыше люка заряжающего была установлена турель с зенитным пулеметом ДШК, ходовая часть и борта прикрыли 6-миллиметровыми противокумулятивными экранами.
- Ходовая часть. Ходовую часть танка составили пять обрезиненных опорных катков, ведущее колесо, колесо заднего расположения, имеющее пять роликов (гребневое зацепление), и направляющее колесо с натяжным механизмом. В ходовой части применили индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. Двигатель соединялся с пятиступенчатой КПП при помощи так называемой гитары – повышающим редуктором состоящим из трех цилиндрических шестерен, передаточное число – 0,7. Передачи и бортовые фрикциононы были позаимствованы у Т-34.
Технические характеристики Т-44
Для сравнения технических характеристик возьмем средние танки, разработанные в последние годы войны – американский М26 «Першинг» и британский «Центурион». Заметим, что «Першинг» некоторое время считался тяжелым танком и только после войны его окончательно признали средним.
Т-44 | М26 | «Центурион» Mk.1 | |
Масса, т | 31,8 | 41,6 | 48,7 |
Лобовая броня, мм | 90 | 101 | 76,2 |
Бортовая броня, мм | 75 | 76 | 51 |
Вооружение | 85мм пушка, 2х 7.62 мм пулемета | 90мм пушка, 12.7мм пулемет, 2х 7.62 мм пулемета | 76мм пушка, 7.92мм пулемет |
Максимальная скорость, км/ч | 60 | 45 | 39 |
Из цифр следует, что Т-44, не уступая американскому по огневой мощи и защите, оставлял его далеко позади по подвижности. Т-44 был легче и, за счет меньших размеров, малозаметней М26. А вот «Центурион», превосходя и советский, и американский танк по массе, уступал им и по вооружению и по броне. По крайней мере, это касается машин ранних серий.
«Першинг» в некотором смысле повторил путь Т-44. Успев повоевать в 1945 году, он быстро сошел со сцены, уступив место созданному на его базе семейству «Паттонов». Судьба «Центурионов» оказалась интереснее. Модернизируясь и перевооружаясь, они стояли на вооружении десятка стран до 1980-х, а в ЮАР, под названием «Олифант», используются до сих пор.
Несмотря на то, что Т-44 «прижился» в кинематографе, «играл» он там обычно «немцев», а потому известен широкой публике не стал. Даже роль самого себя – например, в фильме «Отец солдата», известным его не сделали, в силу малой распространенности и краткого срока службы. Лишь в последнее время интерес к Т-44 возрос благодаря массовой популярности онлайн-игр на танковую тематику.
Т-44, в отличие от Т-43, оказался не попыткой серьезно модернизировать «тридцатьчетверку», а новой страницей советского танкостроения.
С Т-34 его роднили только некоторые узлы. Совершенно иной корпус, мощное бронирование, другая компоновка, торсионная подвеска – это делало Т-44 другим танком.
Машины на базе Т-44
- СУ-100М-2, она же «Уралмаш-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944 г.).
- СУ-100-44 «Гром-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944-45 г.).
- СУ-122-44 «Гром-2» — проект САУ с 122-мм пушкой Д-25С (1944-45 г.).
- СУ-101 «Уралмаш-1» — опытный образец САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1945 г.).
- СУ-102 «Уралмаш-1» (СУ-101М) — опытный образец САУ с 122-мм пушкой Д-25-44С (1945 г.).
- БТС-4 — танковый тягач (1963 г.).
В конце 1945 года на базе Т-44, на заводе № 183 в инициативном порядке был разработан проект тяжелого артиллерийского тягача, предполагавшийся как замена «Ворошиловцу». Шасси было удлиненное и имело шесть опорных катков. Транспортер предполагался в двух вариантах: артиллерийского тягача и бензозаправщика. Построен полноразмерный макет.
Опытные образцы на базе Т-44
В конце зимы 1944 заводом № 183 было произведено два опытных танка на базе Т-44. Первый (Т-44-1 № 2\3, он же Т-44-122) был оснащен 122-мм орудием Д-25Т-44, а второй (Т-44-1 № 1, он же Т-44-85) — 85-мм орудием Д-5Т.
В обоих случаях был установлен двигатель В-2-ИС. Также, было переработано и увеличено боевое отделение, но в случае с унитарными 122-мм снарядами, которых в боеукладке было 24 штуки, этого оказалось мало.
В серию ни один из опытных образцов не пошел, в 1945 году начали выпускать Т-44 с 100-мм орудием Д-10Т.
Также в 1945 году разрабатывался проект Т-44Б со 100-мм пушкой ЛБ-1, противокумулятивными экранами и переделанной башней Т-44-100, который также не пошел в серию.
Эксплуатация Т-44
В боях Великой Отечественной войны, по официальным сведениям, танку участвовать не довелось. Хотя в ряде описаний боевого пути 100 Ченстоховской танковой бригады указывается, что в декабре 1944 — январе 1945 года ею было получено 60 танков Т-44. Что подразумевалось в историческом формуляре бригады под термином «Т-44» в то время, не до конца понятно.
В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счет уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.
В начале 1960-х годах танк был широко распространен в контингентах советских войск, дислоцированных на территории стран-участниц Организации Варшавского договора, где использовался для учебных целей, — в частности, для обучения танкистов стрельбе из 85-мм танковой пушки, боеприпасы к которой остались в большом количестве на складах, в то время как ее планировалось списывать с вооружения.
Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы им все же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину». После соответствующей переделки танки становились мало отличимы от немецких машин (за исключением ходовой части, состоявшей из 5 опорных катков с каждой стороны, в отличие от расположенных в «шахматном» порядке 8 катков у «Тигра»). В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин» и «На дорогах войны», «Родная кровь», «Третья ракета», «Пядь земли», где он «играет» роль Т-34-85.
Сейчас действующий Т-44 можно увидеть в белорусском музее «Линия Сталина» недалеко от Минска, на площадке военной техники в музее «Брестская крепость-герой», в танковом музее «Кубинка» и в военном музее в подмосковном Падикове.