Советский средний танк Т-44, описание и особенности

Танк Т-44

Т-44 или Объект 136 представляет собой советский средний танк, который был разработан в конструкторском бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова в 1943-1944 годах. Танк Т-44 был создан для замены Т-34-85 в роли основного и среднего танка РККА ВС Союза ССР. Танк оставался на вооружении Советской армии до 1970-х годов.

Несмотря на то, что всего было построено 1823 машины, принять участие в боевых действиях Т-44, к сожалению, не успел. Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. Во второй половине 40-х годов заменялся на более совершенный танк Т-54, который в свою очередь перенял от Т-44 немало агрегатов. В роли основного и среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменен уже Т-54.

История создания

Т-44 что это такое — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.

Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций; в боевых действиях Великой Отечественной войны танк участия не принимал.

Советский средний танк Т-44

После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, его выпуск ограничился сравнительно малым по меркам серийных танков того времени количеством (всего было выпущено 1823 танка этого типа) и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменен уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.

Концепция танка Т-44 окончательно сформировалась осенью 1943 года на основании предоставлявшейся информации о боевых контактах танков Т-34-76 с новейшими германскими тяжелыми танками. Выяснилось, что во встречном бою с «Тигром» или «Пантерой» «тридцатьчетверка» даже новой модификации не имела никаких шансов. В сложившейся неблагоприятной ситуации для перспективного среднего танка оптимальным комплексным решением явилось максимальное увеличение толщины лобовой брони в сочетании с более мощной (сравнимой с германскими тяжелыми танками) пушкой. Фактически, концепция танка Т-44 обеспечивала выравнивание боевых возможностей среднего танка относительно тяжелого при условии сохранения превосходства среднего танка в скорости и маневре.

Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Замена относительно тяжелой и громоздкой пружинной подвески Кристи, применявшейся на Т-34, на торсионную подвеску освободила достаточно много места, что позволило полностью пересмотреть компоновку танка. Исчезли надгусеничные ниши и боковые стенки корпуса стали вертикальными. Освободившееся место позволило расположить новый двигатель В-44 не вдоль, а поперек корпуса танка. В двигателе изменили расположение водяного и масляного насосов, что позволило сократить длину и на 300 мм высоту корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение за счет моторного, и улучшены условия работы экипажа.

Благодаря новой компоновке удалось сместить к задней части танка башню, так что башня стала расположена ближе к центру тяжести танка, что повышало точность стрельбы на ходу, снизило вероятность зачерпывания грунта длинноствольной пушкой при движении на пересеченной местности и позволило более равномерно распределить нагрузку на катки. Нагрузка на передние катки снизилась за счет нового расположения башни, и, как следствие, позволило увеличить лобовую броню корпуса до 90 мм, а лобовую броню башни до 120 мм.

Угол наклона лобового листа увеличили до 60° и он стал монолитным. Если в Т-34 слабым местом был люк механика-водителя, расположенный в лобовом листе брони, то на Т-44 люк механика-водителя убрали на освободившееся место на крыше корпуса. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Экипаж танка сократился на стрелка-радиста, так как с обслуживанием радиостанции справлялся командир танка. Кроме того, получение приказов командиром танка непосредственно от вышестоящего начальства, а не через члена экипажа, повышало оперативность. Курсовой пулемет по сложившейся традиции оставили, но теперь он был жестко закреплен в лобовой броне, стрельбу из него вел механик-водитель. На освободившемся месте стрелка-радиста разместили топливный бак.

Танк у ангара

Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезенном из Кирова заводе № 38 (переименован в № 75) было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.

Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжеленной и на вооружение принята не была.

Производство:

  • 1944 год — Ноябрь — 5; Декабрь — 20;
  • 1945 год — Январь — 20; Февраль — 20; Март — 60; Апрель — 65; Май — 75; Июнь — 85; 2-е полугодие — 555;
  • 1946 год — 718;
  • 1947 год — 200.

Особенности конструкции Т-44

  • Двигатель. Дизельный двигатель В-44 был оснащен улучшенной топливной аппаратурой, позволившей поднять мощность до 520 лошадиных сил при таком же объеме цилиндров, что и на двигателе В-34 – предшествующая модель. На месте вентилятора, который выступал за габариты картера, был установлен компактный маховик. Это позволило смонтировать дизель на жесткой, низкой, но при этом легкой моторной раме, в итоге высоту корпуса уменьшили на 300 миллиметров.
  • Вооружение. До серийного танка Т-44 выпускался опытный Т-44–85 оснащаемый пушкой Д-5Т и Т-44-122 имеющие пушку Д-25. Танк Т-44–85 имеющий на вооружении Д-5Т построили до принятия на вооружение пушки ЗИС-С-53. В связи с этим, как только пушка ЗИС-С-53 на танках Т-34 стала стандартной, был переделан и танк Т-44. 122-миллиметровая пушка на средний танк была установлена по требованию военных, однако в ходе испытаний выяснилось, что данное орудие не подходит для среднего танка. В 45-м г. разработали новую башню под 100-миллиметровую пушку Д-10Т или ЛБ-1. На крыше люка заряжающего была установлена турель с зенитным пулеметом ДШК, ходовая часть и борта прикрыли 6-миллиметровыми противокумулятивными экранами.
  • Ходовая часть. Ходовую часть танка составили пять обрезиненных опорных катков, ведущее колесо, колесо заднего расположения, имеющее пять роликов (гребневое зацепление), и направляющее колесо с натяжным механизмом. В ходовой части применили индивидуальную торсионную подвеску опорных катков. Двигатель соединялся с пятиступенчатой КПП при помощи так называемой гитары – повышающим редуктором состоящим из трех цилиндрических шестерен, передаточное число – 0,7. Передачи и бортовые фрикциононы были позаимствованы у Т-34.

Технические характеристики Т-44

Для сравнения технических характеристик возьмем средние танки, разработанные в последние годы войны – американский М26 «Першинг» и британский «Центурион». Заметим, что «Першинг» некоторое время считался тяжелым танком и только после войны его окончательно признали средним.

  Т-44 М26 «Центурион» Mk.1
Масса, т 31,8 41,6 48,7
Лобовая броня, мм 90 101 76,2
Бортовая броня, мм 75 76 51
Вооружение 85мм пушка, 2х 7.62 мм пулемета 90мм пушка, 12.7мм пулемет, 2х 7.62 мм пулемета 76мм пушка, 7.92мм пулемет
Максимальная скорость, км/ч 60 45 39

Из цифр следует, что Т-44, не уступая американскому по огневой мощи и защите, оставлял его далеко позади по подвижности. Т-44 был легче и, за счет меньших размеров, малозаметней М26. А вот «Центурион», превосходя и советский, и американский танк по массе, уступал им и по вооружению и по броне. По крайней мере, это касается машин ранних серий.

«Першинг» в некотором смысле повторил путь Т-44. Успев повоевать в 1945 году, он быстро сошел со сцены, уступив место созданному на его базе семейству «Паттонов». Судьба «Центурионов» оказалась интереснее. Модернизируясь и перевооружаясь, они стояли на вооружении десятка стран до 1980-х, а в ЮАР, под названием «Олифант», используются до сих пор.

Корпус танка

Несмотря на то, что Т-44 «прижился» в кинематографе, «играл» он там обычно «немцев», а потому известен широкой публике не стал. Даже роль самого себя – например, в фильме «Отец солдата», известным его не сделали, в силу малой распространенности и краткого срока службы. Лишь в последнее время интерес к Т-44 возрос благодаря массовой популярности онлайн-игр на танковую тематику.

Т-44, в отличие от Т-43, оказался не попыткой серьезно модернизировать «тридцатьчетверку», а новой страницей советского танкостроения.

С Т-34 его роднили только некоторые узлы. Совершенно иной корпус, мощное бронирование, другая компоновка, торсионная подвеска – это делало Т-44 другим танком.

Машины на базе Т-44

  • СУ-100М-2, она же «Уралмаш-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944 г.).
  • СУ-100-44 «Гром-1» — проект САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1944-45 г.).
  • СУ-122-44 «Гром-2» — проект САУ с 122-мм пушкой Д-25С (1944-45 г.).
  • СУ-101 «Уралмаш-1» — опытный образец САУ с 100-мм пушкой Д-10С (1945 г.).
  • СУ-102 «Уралмаш-1» (СУ-101М) — опытный образец САУ с 122-мм пушкой Д-25-44С (1945 г.).
  • БТС-4 — танковый тягач (1963 г.).

В конце 1945 года на базе Т-44, на заводе № 183 в инициативном порядке был разработан проект тяжелого артиллерийского тягача, предполагавшийся как замена «Ворошиловцу». Шасси было удлиненное и имело шесть опорных катков. Транспортер предполагался в двух вариантах: артиллерийского тягача и бензозаправщика. Построен полноразмерный макет.

Опытные образцы на базе Т-44

В конце зимы 1944 заводом № 183 было произведено два опытных танка на базе Т-44. Первый (Т-44-1 № 2\3, он же Т-44-122) был оснащен 122-мм орудием Д-25Т-44, а второй (Т-44-1 № 1, он же Т-44-85) — 85-мм орудием Д-5Т.

В обоих случаях был установлен двигатель В-2-ИС. Также, было переработано и увеличено боевое отделение, но в случае с унитарными 122-мм снарядами, которых в боеукладке было 24 штуки, этого оказалось мало.

Эксплуатация Т-44

В серию ни один из опытных образцов не пошел, в 1945 году начали выпускать Т-44 с 100-мм орудием Д-10Т.

Также в 1945 году разрабатывался проект Т-44Б со 100-мм пушкой ЛБ-1, противокумулятивными экранами и переделанной башней Т-44-100, который также не пошел в серию.

Эксплуатация Т-44

В боях Великой Отечественной войны, по официальным сведениям, танку участвовать не довелось. Хотя в ряде описаний боевого пути 100 Ченстоховской танковой бригады указывается, что в декабре 1944 — январе 1945 года ею было получено 60 танков Т-44. Что подразумевалось в историческом формуляре бригады под термином «Т-44» в то время, не до конца понятно.

В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счет уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.

Показательные выступления Т-44

В начале 1960-х годах танк был широко распространен в контингентах советских войск, дислоцированных на территории стран-участниц Организации Варшавского договора, где использовался для учебных целей, — в частности, для обучения танкистов стрельбе из 85-мм танковой пушки, боеприпасы к которой остались в большом количестве на складах, в то время как ее планировалось списывать с вооружения.

Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы им все же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину». После соответствующей переделки танки становились мало отличимы от немецких машин (за исключением ходовой части, состоявшей из 5 опорных катков с каждой стороны, в отличие от расположенных в «шахматном» порядке 8 катков у «Тигра»). В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин» и «На дорогах войны», «Родная кровь», «Третья ракета», «Пядь земли», где он «играет» роль Т-34-85.

Сейчас действующий Т-44 можно увидеть в белорусском музее «Линия Сталина» недалеко от Минска, на площадке военной техники в музее «Брестская крепость-герой», в танковом музее «Кубинка» и в военном музее в подмосковном Падикове.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
929
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: