«Парадная» машина Красной Армии или советский танк Т-35

Танк Т-35

В конце 30-х годов прошлого века в СССР учредили медаль «За отвагу». На ней был изображен танк, который в это время был символом растущей военной мощи Советского Союза. И на медали был изображен далеко не БТ, который участвовал во многих конфликтах, а тяжелый пятибашенный танк Т-35.

В те времена в СССР данный танк считался самым мощным, но в первый раз он пошел в бой только вначале Великой Отечественного Войны, когда его уже собирались снимать с вооружения. Кстати, в боях танк Т-35 показал себя совершенно не так, как от него ожидали.

История создания

В 20-е годы парк бронетанковой техники молодого советского государства состоял в основном из устаревающих машин времён Первой Мировой. С трудом налаживалось производство лёгкого танка МС-1. А между тем доклад комиссии по танкостроению гласил, что Красной Армии будет нужен и тяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. Впрочем, в 1924 году разработку такой машины задачей первостепенной важности не сочли.

Вернулись к идее только в 1929 году, сформулировав, наконец, технические требования. Мешало созданию отсутствие опыта (да и необходимой инфраструктуры). Первоначально планировалось найти образец, на который можно будет ориентироваться, за рубежом. В 1930 году И. Халецкий, командированный за границу с целью закупки образцов, попытался договориться о проектировании тяжёлого танка с британской фирмой «Виккерс», но успехом попытка не увенчалась.

Затем разработку поручили выписанным из Германии инженерам во главе с Эдвардом Гроте. Построенный ТГ нашли непригодным для массового выпуска в СССР, но участвовавшие в разработке ТГ советские инженеры получили ценный опыт. И в 1932 году, наконец, им поручили разработать на основе ТГ 35-тонный тяжёлый танк прорыва.

Внешний вид танка

Указанная в задании масса и дала машине индекс – Т-35.

Уже в августе того же года собрали первый опытный образец, известный как Т-35-1. После испытания его передали в распоряжение учебных курсов, а к весне 1933 года построили второй прототип – Т-35-2. Его башню главного калибра унифицировали с башней танка Т-28, упразднили слишком сложную пневматическую систему управления фрикционами, двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя «Испано-Сюиза») заменили на М-17 (лицензионный вариант BMW VI).

1 мая 1933 оба прототипа участвовали в парадах – первый в Ленинграде, а второй – в Москве. Интересно, что танк, который предполагалось запустить в серию (официально названный Т-35А) серьёзно отличался от обоих прототипов конструкцией корпуса и ходовой части. Его выпуск постановили развернуть на Харьковском Паровозостроительном Заводе.

Описание конструкции танка Т-35

Главной особенностью Т-35 является, конечно, его «многобашенность», предполагающая «двухэтажное» размещение пулеметов и пушек. Благодаря такой компоновке машина имеет поистине громадные размеры. Для своего времени конструкция танка была достаточно передовой, однако сама концепция «сухопутного крейсера» в дальнейшем показала свою бесперспективность.

Корпус танка

Если ТГ был полностью сварным, то при изготовлении корпуса Т-35 частично применялась клёпка. Толщина броневых листов, используемых для изготовления этого танка, колебалась от 10 до 50 миллиметров (не считая шести самых последних машин). Внутри корпуса имеется пять отделений, ограниченных четырьмя перегородками и внешними стенками:

  1. Отделение передних башен. Включает в себя пост управления, в котором размещается механик-водитель;
  2. Отделение главной башни;
  3. Отделение задних башен;
  4. Моторное отделение;
  5. Трансмиссионное отделение.

Вид сбоку

Посадка механика-водителя осуществлялась через люк, прорезанный в крыше корпуса. Еще один люк, использовавшийся этим же членом экипажа, являлся смотровым. Прорезали его переднем листе брони. Предполагалось, что в бою водитель танка будет смотреть вперед через прикрытую пуленепробиваемым стеклом щель в этом же люке. На марше крышку можно было полностью открыть.

В центральной части корпуса располагался так называемый «шестигран» — своеобразный стальной пьедестал, на который водружалась самая крупная из башен. В задней части машины в крыше корпуса прорезался еще один люк, используя который, можно было добраться до моторного отделения. Там же располагались жалюзи воздухозаборников. Еще одно отверстие круглой формы, имевшееся на корме, предназначалось для размещения вентилятора, обеспечивающего охлаждение двигателя.

Башни танка

Всего на боевой машине размещалось пять башен, из которых три имели смешанное артиллерийско-пулеметное вооружение, а две других – только пулеметное. Самая крупная из них (главная) размещена в центре, на «шестигране». Остальные башни окружают её со всех сторон – две спереди и две сзади. Такое расположение обеспечивает ведение огня одновременно во всех направлениях или концентрированную стрельбу сразу из двух орудий и трёх пулеметов по наиболее важным целям.

Самая крупная из башен Т-35 в целом совпадает по своей форме и внутреннему устройству с башней Т-28, машины, которая относится не к тяжелым, а к средним по весу образцам бронетехники. В тыльной части этой башни может устанавливаться дополнительный пулемет. Для этого в задней стенке имеется вертикальная прорезь, снабженная бронезаслонкой. Башни поздних образцов Т-35 получили кормовую шаровую установку.

Модель главной башни танка Т-35. Хорошо видна шаровая установка пулемета, которая не является спаренной с орудием

На крыше сделаны два люка – для командира экипажа и наводчика главного орудия. Механизм поворота главной башни трёхскоростной. Имеется два привода – ручной и электрический. Полный разворот на 360 градусов может быть выполнен за 7,4 секунды. Поскольку главная башня находится выше четырех остальных, она оборудована специальным блокирующим устройством. Как только какой-либо из верхних люков, имеющихся на других башнях, открывается, поворот воспрещается. Наводчик главного орудия располагает особым пультом, на котором в этот момент гаснет сигнальная лампа.

Подвесной пол, находящийся под самой крупной башней, крепится к погону при помощи нескольких кронштейнов. Под сиденьями и между ними размещается часть боекомплекта – 24 снаряда и 6 дисков для пулемета ДТ. Следует отметить, что в в этой части танка, наряду с командиром экипажа и наводчиком, располагался также радист. Его сиденье крепилось к подвесному полу. Антенна радиостанции могла быть штырьевой или поручневой, устанавливалась она на крыше.

Вид спереди

Башни среднего размера сделаны по образцу тех, которыми оснащались танки БТ-5 (на самых последних машинах сделана унификация с БТ-7). Основное отличие – упрощенная задняя часть, без ниши. Вход и выход осуществляется через прямоугольный люк в крыше. Механизм поворота – ручной. Внутри башни находится два члена экипажа – наводчик и заряжающий 45-мм орудия. Здесь же имеется боеукладка для снарядов и пулеметных дисков.

Малые башни – одноместные. В точности такие же башни устанавливались на Т-28 и также использовались для стрельбы из пулемета. Вход и выход осуществляется через верхний люк. Наряду с дисками, внутри хранится запасной пулемет.

Двигатель и трансмиссия

Все построенные танки Т-35 оснащались авиационным мотором М-17. Это V-образный четырехтактный двигатель с двенадцатью цилиндрами. Первоначально его максимальная мощность, достигавшаяся на 1450 оборотах в минуту, составляла 500 лошадиных сил. После того, как в 1937-м году была обновлена и улучшена конструкция мотора, этот параметр удалось увеличить до 580 л.с.

М-17 был рассчитан на использование бензина Б-70 (допускался также КБ-70). Общий запас горючего в трех внутренних баках достигал 910 литров. Имелось особое устройство для упрощения запуска при низких температурах.

Коробка передач четырехступенчатая, с отдельной задней скоростью. В общем с ней отделении (трансмиссионном) расположены бортовые передачи, главный фрикцион , а также механизм отбора мощности, который обеспечивает работу вентилятора принудительного охлаждения.

Ходовая часть

В состав ходовой части машины входят следующие элементы:

  1. Обычные опорные катки. Сделаны обрезиненными. Всего их 16 – по восемь на каждый борт;
  2. Поддерживающие катки, передние и верхние. Количество их, соответственно, 2 и 12 (по одному и по шесть на борт). Передние полезным в ходе преодоления вертикальных препятствий;
  3. Ленивцы (направляющие колеса). Снабжены механизмом, при помощи которого натягивается гусеница;
  4. Звёздочки (ведущие колёса).

Танк Т-35

Катки установлены не по отдельности, а по две штуки, в специальных тележках с двумя пружинами, предназначенными для подрессоривания. Количество траков в каждой гусенице – 135. При движении опорная поверхность имеет длину в 6,3 метра при ширине в 526 мм. Для защиты ходовой части использовался фальшборт – бронеплита толщиной в 10 мм.

Средства наблюдения и прицелы

Для обзора окружающего пространства командир танка мог воспользоваться прибором ПТК, увидеть который можно в правой части главной башни. Это устройство представляет собой панорамный прицел. Сидящий с левой стороны наводчик располагал двумя прицелами – ТОП и ПТ-1. Первый из них являлся «телескопом», а второй – «перископом». Такое же прицельное оборудование имелось и в средних башнях. Все оптические приборы были защищены специальными бронеколпаками.

В то же время основными «средствами наблюдения» служили самые обычные смотровые щели. Размещались они на бортах каждой из башен и в люке механика-водителя. Обзор с его места был очень ограниченным – мешали высокие гусеницы. Для защиты от попадания осколков и пуль все смотровые щели были закрыты бронестеклом.

Вооружение

Вооружение Т-35 размещалось в расположенных в два яруса пяти башнях. В центральной башне была установлена 76,2-миллиметровая пушка КТ-28 образца 27/32 годов (планировалось что будет установлена ПС-3), которая являлась танковым вариантом полковой пушки обр. 1927 г. Ствол длиной 16,5 калибра. Начальная скорость боеприпаса — 381 метров в секунду. В качестве прицельных приспособлений использовался танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Справа от пушки монтировался пулемёт ДТ в шаровой независимой установке. В нише башни была выполнена щель для бугельной установки второго пулемёта ДТ. Щель закрывалась специальной бронезаслонкой. На некоторых танках для установки кормового пулемёта использовалась стандартная шаровая установка. Также, на люке башни при помощи турельной установки устанавливался ещё один ДТ, используемый для ведения огня по воздушным целям.

Пара 45-миллиметровых пушек 20К обр. 1932 г. устанавливалась в малых пушечных башнях, которые были расположены по диагонали (справа-впереди и слева-сзади). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 760 м/с. Пушки спаренные с пулемётами ДТ закреплялись на цапфах в подвижных бронировках. В пулемётных башнях, расположенных по диагонали (слева-впереди и справа-сзади) служили для установки пулемётов ДТ.

Боекомплект состоял из: 96 выстрелов к 76-миллиметровой пушке, 220 выстрелов к 45- миллиметровым пушкам и 10 тыс. патронов к пулемётам.

На готове

Таким образом, Т-35 был вооружен приблизительно как один средний танк Т-28 и два лёгких танка Т-26.

Тактико-технические характеристики танка Т-35

Основные параметры тяжелого танка Т-35 выглядят следующим образом:

Боевая масса 50 (54) т
Длина танка 9,72 м
Ширина 3,2
Высота 3,43 (3,74) м
Клиренс 0,53 (0,57) м
Толщина переднего наклонного листа брони 50 (70) мм
Толщина верхнего наклонного и лобового листов брони 20 мм
Толщина борта и «шестиграна» 20 (25) мм
Толщина крыши корпуса и башен 10 мм
Толщина днища От 10 до 20 мм
Борт главной башни 20 (25) мм
Борт средней и малой башен 20 мм
Скорость по шоссе До 28,9 км/ч
Скорость по пересеченной местности До 14 км/ч
Запас хода по шоссе 100 (120) км
Запас хода по пересеченной местности От 80 до 90 км
Максимальный угол преодолеваемого подъема 20 градусов
Максимальная высота преодолеваемой стенки 1,2 м
Максимальная глубина брода 1 (1,7) м
Максимальная ширина преодолеваемого рва 3,5 м

В скобках в таблице приведены характеристики последних шести танков Т-35А, собранных в конце 1938 и начале 1939 годов.

Отдельно необходимо рассказать о составе экипажа танка. В него входили десять человек.

Танк Т-35, оборудованный фарами для стрельбы в темное время суток. Увидеть их можно в верхней части главной башни.

Названия их штатных должностей не вполне соответствуют современной терминологии, которая использовалась выше. В частности, танкист, управлявший движением боевой машины, обозначался в документах как младший техник. На эту должность должны были назначать воентехников второго ранга.

Памятник танка

Танкистов, именовавшихся механиками-водителями, в составе экипажа было два – старший и младший. Первый из них находился в передней малой башне и должен был вести огонь из пулемета. В его обязанности также входили уход за двигателем и помощь младшему технику (то есть водителю). Младший механик-водитель размещался в задней средней башне. Фактически он был заряжающим с дополнительной функцией обслуживания ходовой части.

Командир экипажа размещался в главной башне. На эту должность назначались старшие лейтенанты. Помимо своих основных обязанностей, командир должен был вести стрелять из ДТ (танковая версия ручного пулемета ДП-27) и подавать снаряды для пушки (совместно с радиотелеграфистом, находившимся в той же башне).

В целом же система наименований должностей была довольно запутанной – командирами башен становились то наводчики, то заряжающие. Вероятно, такой подход намного усложнял отработку совместных действий.

Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны.

Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.

Боевое применение

Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 — в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы — простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины — танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

Танк Т-35 как символ мощи Красной армии

Как уже отмечалось, вплоть до начала ВОВ танк Т-35 в боевых действиях участия не принимали. Т-35 периодически использовали в войсковых маневрах, но главным из «полем боя» стали площади Киева и Москвы. Т-35 стали воистину зримым воплощением силы Красной армии. Начиная с 33-го года и вплоть до ВОВ танки Т-35 принимали участие во всех парадах. Правда, количество танков, участвовавших в параде, было небольшим. Например, 7 ноября 40-го г. на парады было выведено всего 20 машин (по 10 в каждом городе).

Кроме того, Т-35 изображены на агитационных плакатах. Интересным является тот факт, что изображение танка Т-35 присутствует на плакате 43-го года. В войсках в это время ни одного Т-35 не осталось, но «сухопутный броненосец» ощетинившийся пушками продолжал выполнять пропагандистскую функцию, олицетворяя собой мощь РККА.

Танк на поле

Кроме того, упрощённое изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За отвагу».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: