В 20-е годы прошлого века СССР начли разрабатывать совершенно новые танки с повышенной маневренностью. Спустя несколько лет стала поступать информация, что в Великобритании строят танки Vikkers А6, имеющие массу 16 тонн, а в те времена это достаточно значительный вес.
В это же время в Германии появился проект аналогичной машины Grosstraktor. После анализа технических параметров зарубежных тяжелых боевых машин появилось решение о создании отечественного аналога, который в дальнейшем стал средний танк Т-28.
История создания
В 1930 году в Великобритании побывала закупочная комиссия, которой продемонстрировали и новый в то время танк А-6. Но компания Vikkers отказалась продавать образец, предлагая взамен услуги по строительству новой машины, которую должны были создать в СССР. При этом запрашивались значительные денежные суммы, и навязывалась закупка легких машин. По этой причине Управление механизации РККА инициировало создание проекта танка, который был поручен академии имени Ф. Дзержинского и специальному конструкторскому бюро при ВОАО.
Проекты были представлены уже летом 1931 года, причем машина академии основывалась на элементах ходовой части от танка Т-26, а техника ВОАО была построена по подобию «виккерсовского» А-6. Этот проект, созданный С. Гинзбургом, О. Ивановым, В. Заславским и А. Гаккелем, изначально носил индекс Т-28.
Летом 1932 года опытный образец танка Т-28 был показан представителям РККА, которые одобрили машину.
Одним из замечаний стало требование применения дизельного мотора, а также улучшенного 76 мм орудия ПС-3. Проект доработали под новые запросы, но двигатель новой схемы танк не получил, поскольку изделие не вышло из стадии опытных работ. Командование бронетанковых частей РККА не стало дожидаться даже постройки новой машины, а сразу выдало задание на серийный выпуск.
Серийное производство и опытные образцы
Для сборки Т-28 был выбран завод «Красный Путиловец», поскольку предприятие обладало квалифицированным персоналом и необходимым станочным парком. Документация на новую машину поступила на завод уже в декабре 1932 года. Несмотря на возникавшие проблемы с оснасткой и оборудованием, первые 12 машин были собраны к 1 мая 1933 года.
Дальнейшее разворачивание производства шло трудно, возникали многочисленные проблемы технического и технологического плана. При этом завод работал совместно с другими предприятиями, поставлявшими компоненты для сборки. Всего до 1940 года «Красный Путиловец» собрал от 503 до 523 машин (точная цифра неизвестна).
Выпущенные машины разделяются на несколько серий, которые обличаются вооружением и элементами внешнего вида. Различают машины образца 1933, 1934, 1938 и 1940 гг. Наиболее отличным является последний вариант, получивший коническую основную башню, но таких машин было построено всего 13. После установки экранов на броню обозначение машин менялось на Т-28Э.
В 1936 году производились танки Т-28А, отличавшиеся уменьшенным передаточным отношением зубчатых пар трансмиссии.
Машины имели повышенную скорость хода, но в дальнейшем от идеи отказались.
Кроме того, существовал ряд опытных машин на базе шасси Т-28:
- колесно-гусеничный Т-29;
- инженерная машина ИТ-28, перевозившая мостовую ферму грузоподъемностью 50 т;
- зенитный танк СУ-8;
- самоходные установки со 152 мм мортирой и береговой пушкой;
- самоходная гаубица СУ-14, оснащенная 203 мм орудием Б-4.
Конструкция танка Т-28
Корпус машины Т-28 собирался из листов брони, изготовленных по технологии прокатки. Для усиления конструкции использованы треугольные косынки, добавившие корпусу жесткости на кручение и устойчивости к попаданиям снарядов. Все ранние машины, выпущенные вплоть до конца 1936 года, имели корпуса, собранные на заклепках из листов брони гомогенного типа.
Позднее стала применяться сталь с поверхностной цементацией, технология сборки корпуса стала комбинированной – клепано-сварной. В 1936-38 гг. использовались оба варианта конструкции. После 1938 года производились только клепано-сварные изделия.
В передней части размещалось рабочее место механика-водителя, которое защищалось откидным экраном со смотровой щелью и стеклом «триплекс». Водитель попадал на свое место через люк, выполненный в крыше надстройки. Применение фронтального люка обеспечивало улучшенный обзор механику, но элемент заклинивался от попаданий осколков и крупнокалиберных пуль.
Несколько танков Т-28 в процессе Зимней войны оснастили модернизированным лючком с установленной броневой пластиной толщиной 20 мм.
Броневая защита стандартного танка состояла из листов следующей толщины:
- лобовые листы корпуса – 15-30 мм;
- бортовая часть – 20 мм;
- кормовая секция – 20 мм;
- лобовая и боковая части башни – 20 мм;
- горизонтальные элементы корпуса – 10-18 мм.
Позднее было проведено усиление защиты путем установки сваркой броневых экранов толщиной 20-30 мм. Мероприятие заметно повысило устойчивость корпуса Т-28 к артиллерийскому огню, но масса экранированной машины выросла до 32 т.
В кормовой части размещалась силовая установка, включавшая в себя адаптированный для наземной работы авиационный 12-цилиндровый мотор М-17, развивавший мощность 450 л.с. Запас топлива размещался в 2 емкостях, расположенных по бокам корпуса в трансмиссионном отсеке. Суммарная вместимость составляла 660 л, в качестве топлива использовался бензин сорта Б-70. Авиационное прошлое сказалось на системе зажигания, которая состояла из 2 магнето.
Крутящий момент от мотора передавался на 5-скоростную механическую коробку при помощи фрикциона сухого типа. В конструкции трансмиссии предусмотрен предохранитель, исключающий возможность включения передачи без разрыва потока мощности. По бортам танка расположены бортовые редукторы с многодисковыми фрикционами, а также ленточные тормоза.
В состав ходовой части входят по 12 спаренных опорных катков, установленных на подпружиненных балансирах. Ведущее колесо расположено сзади, натяжение гусеницы производится смещением ленивца.
На ранних Т-28 устанавливалась 76 мм пушка КТ-28 построенная на базе ствольной части полкового орудия.
Были доработаны откатные и накатные приспособления, конструкция которых соответствовала специфике танкового орудия. Пушка монтировалась в маске, оснащалась прицелами перископической и телескопической схем. Позднее, с весны 1938 года, стало использоваться орудие Л-10 с аналогичным калибром, имевшее ствол увеличенной длины.
По правой стороне от орудия имелось шаровое яблоко, предназначенное для пулемета ДТ. Аналогичное устройство имелось в нише башни (не на всех выпущенных Т-28). По 1 пулемету с сектором обстрела 165⁰ располагалось в малых башнях.
На борту машины Т-28 имелось 69 патронов к пушке, имевших осколочно-фугасные и шрапнельные гранаты. Бронебойных снарядов в комплекте ранних пушек не имелось, они появились лишь с появлением Л-10. Применение подобных боеприпасов, пробивавших с дистанции 1000 м плиту толщиной 50 мм (под углом 30⁰ к вертикали), заметно повысило боевую ценность Т-28. К пулеметам полагалось перевозить 126 магазинов общей вместимостью 7938 патронов.
Вооружение Т-28 размещалось в 3-х башнях. Основная башня сварной или комбинированной конструкции расположена по оси машины. В кормовой нише выполнена щель бугельной установки пулемета, позднее замененной шаровой системой. Для доступа внутрь применены люки, расположенные на крыше. Конфигурация деталей менялась в процессе производства танка. На машинах, выпущенных после 1936 года, применена турельная установка для зенитного пулемета.
На панели крыши имелась подштамповка в виде 5-конечной звезды, которая облегчала опознание машины с воздуха. На боковых стенках имеются лючки для ведения огня из личного оружия. Полик башни совершал вращение совместно с корпусом. Между сидений и на стойках располагались стеллажи для укладки патронов к орудию. Внутри находился командир танка, наводчик и заряжающий, который одновременно являлся оператором бортовой радиостанции.
Малые пулеметные башни идентичны по конфигурации за исключением боковых панелей, на которых имелись смотровые щели.
Башни 1-местные, оснащены откидными люками. Слабость защиты башни привела к установке усилителя шаровой, а затем монтажу экранов из брони. На боковой части танков Т-28 размещались ящики для приборов дымопуска. Конфигурация и конструкция узлов зависит от года сборки машины.
Технические характеристики среднего танка Т-28
Боевая масса, т: 25,4;
Экипаж, чел: 6;
Количество выпущенных, шт: 503.
Размеры:
- Длина корпуса, мм: 7370;
- Ширина, мм: 2870;
- Высота, мм: 2625;
- Клиренс, мм: 500.
Бронирование:
- Тип брони: стальная катаная гомогенная;
- Лоб корпуса (верх), мм: 30;
- Лоб корпуса (середина), мм: 15;
- Лоб корпуса (низ), мм: 30;
- Борт корпуса, мм: 20+10 (экран);
- Корма корпуса, мм: 18-20;
- Днище, мм: 15-18;
- Лоб башни, мм: 20;
- Маска орудия, мм: 20.
Вооружение:
- Пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
- Боекомплект пушки: 69;
- Пулемёты: 4-5 × 7,62-мм ДТ;
- Боекомплект: 1200 патронов.
Подвижность:
- Двигатель: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
- Мощность двигателя, л. с: 450;
- Скорость по шоссе, км/ч: 42;
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25;
- Запас хода по шоссе, км: 180-190;
- Запас хода по пересечённой местности, км: 120-140;
- Преодолеваемый подъём, град: 37;
- Преодолеваемая стенка, м: 1,0;
- Преодолеваемый ров, м: 3,5;
- Преодолеваемый брод, м: 1,0.
Модификации танка и машин на его базе
- Т-28 — опытный образец (1932 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г.(установлена 37-мм из-за отсутсвия в наявности необходимой) и три пулемета ДТ.
- Т-28 — первый серийный образец (1933-1934 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ.
- Т-28 — основной серийный образец (1934-1938 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка и 5 пулеметов ДТ.
- Т-28 — основной серийный образец (1938-1940 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-10 и 5 пулеметов ДТ.
- Т-28 — с конической башней (1940 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ. Выпущено 13 машин.
- Т-28 Э — экранированный танк (1939-1940 гг.). Усилена броневая защита лобовой части корпуса и башен за счет установки дополнительных броневых листов.
- Т-28 — с гидромеханической трансмиссией (1937-1938 гг.). На серийном танке была установлена опытная гидромеханическая трансмиссия. Выпущен опытный образец.
- Т-28 — с торсионной подвеской (1938 г.). На серийном танке была установлена торсионная подвеска с опорными катками от СМК. Изготовлен опытный образец.
- Т-28 — танк-тральщик (1939 г.). Серийный танк, оснащенный колейным катковым тралом.
- ИТ-28 — мостовой танк (1940 г.). Вооружение: два пулемета ДТ. Выпущена небольшая партия машин.
- Электротральщик — на базе Т-28 (1940 г.). Осуществлял дистанционный подрыв мин при помощи электромагнитного излучения ультравысокочастотного генератора, установленного в танке. Изготовлена опытная установка генератора.
- 152,4-мм самоходная мортира — на базе шасси танка Т-28 (1932 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм мортира обр. 1931 г. и два пулемета ДТ.
- 152,4-мм самоходная береговая пушка — на базе шасси танка Т-28 (1933 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм морская пушка Б-10.
- Т-29-4, Т-29-5, Т-29 — опытные колесно-гусеничные танки (1934 г.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танка Т-28 по аналогичной компоновочной схеме. Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 (ПС-3 или Л-10) и 4 пулемета ДТ. Выпущено несколько опытных образцов.
- СУ-8 — опытная самоходная установка на базе шасси танка Т-28 (1935 г.). Вооружение: 76,2-мм зенитная пушка обр. 1931 г. и пулемет.
- СУ-14, СУ-14-1 — самоходные артиллерийские установки (1935, 1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35. Вооружение: 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. или 152,4-мм морская пушка Б-10.
- МБВ — моторный броневой вагон (1936-1937 гг.). Создан на основе использования узлов, агрегатов и орудийных башен танка Т-28 и Т-35. Вооружение: три 76,2-мм танковые пушки КТ-28 (или Л-11, которые в период войны были заменены на Ф-34), 8 пулеметов ДТ и 4 пулемета «максим». Выпущено 2 образца.
- СУ-14Бр2, СУ-14-2 — самоходные артиллерийские установки с бронированным боевым отделением (1939 г.). Созданы на базе СУ-14 и СУ-14-1. Вооружение: 152,4-мм пушка обр. 1935 г. Забронировано 2 машины.
Боевое применение танков Т-28
Т-28 дебютировал в Польском походе, однако отсутствие серьёзного противодействия не позволило ему как-то себя проявить. В Финляндии «двадцать восьмые» действовали в составе 20-й ттбр и зарекомендовали себя достаточно неплохо: в частности в отличие от других машин они уверенно могли двигаться по глубокому снегу и имели весьма солидный «огонёк» для того, чтобы успешно «прогрызать» укрепления линии Маннергейма.
С другой стороны, имевшиеся на вооружении у финнов 37-миллиметровые «антитанки» наглядно продемонстрировали, что их бронирование явно недостаточно для того, чтобы выдерживать огонь хотя бы даже этих «хлопушек». Однако при этом была отмечена хорошая ремонтопригодность «двадцать восьмого» — более 80% подбитых «коробочек» возвращались в строй!
На начало ВОВ поздние модификации Т-28 всё ещё оставались эффективны, представляя серьёзную угрозу для Панцерваффе, однако общий характер первых недель войны, изношенность этих не самых новых машин и дефицит запчастей к ним стал причиной потери большей части танков в приграничных боях.
Впоследствии они эпизодически мелькали на отдельных участках фронта, защищали Москву, а также Ленинград, где отдельные «коробочки» оставались на ходу до 44-го, что было обусловлено наличием необходимого количества запчастей на изготавливавшем их Кировском заводе.