Советский легкий танк Т-26, особенности и характеристики

Танк Т-26

Т-26 представляет собой советский легкий танк, созданный на основе британского танка Vickers Mk E (также известного как «Виккерс 6-тонный»), закупленного в 1930 году. Советский танк Т-26 был принят на вооружение в СССР в 1931 году.

Танк Т-26 является самым многочисленным танком Красной и финской Армий к началу Великой Отечественной войны и Армии испанской Республики гражданской войны в Испании, второй по количеству выпущенных после Т-34 советский танк 1930-х — 1940-х годов.

История создания

Т-26 что это такое — советский легкий танк. Создан на основе английского танка «Виккерс Mk.E» (также известного как «Виккерс 6-тонный»), закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году.

К началу 1930-х годов танковый парк СССР состоял в первую очередь из массового легкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-18, а также разнотипных британских машин времен Первой мировой войны. Т-18 выполнил задачу насыщения РККА боеспособными и сравнительно современными машинами, а также их освоения промышленностью. Однако характеристики Т-18, являвшегося глубокой модернизацией французского FT-17, уже к 1929 году не удовлетворяли требованиям Генерального штаба РККА. В конце 1929 года на заседании коллегии ГУВП был сделан вывод о том, что в связи с отсутствием у советских танковых конструкторов должного опыта и неразвитостью промышленной базы, сроки разработки советских танков и их заданные ТТХ не выдерживаются, а созданные проекты не пригодны для серийного производства. В связи с этим 5 декабря 1929 года комиссией под председательством Наркомтяжпрома Г. Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту.

Советский легкий танк Т-26

После ознакомления с опытными немецкими танками в ходе советско-германского сотрудничества, а также с танками других стран во время ознакомительной поездки начальника УММ И. Халепского по США и странам Европы, начавшейся 30 декабря 1929 года, был сделан вывод об отставании уровня советских танков.

В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА. Прежде всего комиссия весной 1930 года направилась в Великобританию, считавшуюся в те годы мировым лидером в производстве бронетехники.

Внимание комиссии привлек легкий танк Mk.E или «6-тонный» (англ. 6-ton), созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1928—1929 годах и активно предлагавшийся на экспорт. Комиссия планировала приобрести лишь по одному экземпляру нужной техники, но продавать одиночные образцы, а тем более с документацией, фирма отказалась, в результате было достигнуто соглашение о закупке малых партий танков, в том числе — 15 единиц Mk.E по цене в 42 тысячи рублей в ценах 1931 года, с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР. Поставки танков должны были быть осуществлены с сентября 1930 по январь 1931 года. «Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулеметами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулеметом, но советская сторона закупила только двухбашенные машины. В СССР Mk.E получил обозначение В-26.

Сборка танков осуществлялась на заводах «Виккерс-Армстронг», в ней принимали участие и советские специалисты для ознакомления с технологией. Первый В-26 был отправлен в СССР 22 октября 1930 года, до конца года в СССР поступили еще три танка.

В СССР первые из прибывших танков поступили в распоряжение «специальной комиссии по новым танкам РККА» под руководством С. Гинзбурга, задачей которой являлся выбор танка для принятия на вооружение армии. С 24 декабря 1930 года по 5 января 1931 года три В-26 были подвергнуты испытаниям в районе Поклонной горы, на основании которых комиссией были сделаны «довольно сдержанные» выводы.

Но на состоявшейся 8—11 января демонстрации двух танков перед представителями высшего командования РККА и Московского военного округа, В-26 вызвал у них бурное одобрение и уже 9 января последовало распоряжение К. Ворошилова: «…решить наконец вопрос об целесообразности организации производства В-26 в СССР», а Гинзбургу было приказано представить Наркомвоенмору список отмеченных в ходе испытаний преимуществ и недостатков В-26 по сравнению с Т-19.

Танк в лесу

В докладе, представленном 11 января 1931 года, был сделан вывод о надежности и простоте трансмиссии и ходовой части В-26 и соответствии этих систем требованиям РККА, но также говорилось о том, что двигатель является неподходящим для установки на танк, а его конструкция не позволяет повышение мощности традиционными методами форсирования. Среди преимуществ танка отмечались также хорошие оптические прицелы пулеметов и простая в производстве форма корпуса, среди недостатков — затрудненный доступ к двигателю и трансмиссии и невозможность проведения текущего ремонта двигателя в бою изнутри танка. В целом отмечалось, что «…В-26, несмотря на рассмотренные недостатки, способен развить высокую скорость и маневренность и является без сомнения лучшим образцом из всех известных в настоящее время образцов заграничных танков». В сравнении с Т-19 отмечалось, что по срокам выполнения и стоимости наиболее выгодным является освоение в производстве Т-19, менее — комбинированного танка, сочетавшего узлы Т-19 и В-26 и наименее — организация производства В-26 в неизменном виде. В общем выводе доклада говорилось о необходимости начать проектирование нового танка на основе конструкций Т-19 и В-26, с мотором, корпусом и вооружением от первого и трансмиссией и ходовой частью последнего, а также организации совместных испытаний Т-19 и В-26 для получения более полных результатов.

Свой проект предложила и ВАММ, которая после ознакомления с документацией на В-26 предложила приступить к проектированию танка с использованием конструкции корпуса британской машины, но с усиленным бронированием и двигателем «Геркулес» или «Франклин» мощностью 100 л. с., как более подходящим для условий производства в СССР. По результатам заседаний комиссии 16—17 января 1931 года были выданы два технических задания: конструкторской группе С. Гинзбурга на создание гибридного танка, получившего название «Т-19 улучшенный» и ВАММ на создание «Танка малой мощности» (ТММ). Работы по обоим проектам продвигались, в частности, эскизный проект «Т-19 улучшенного» был принят уже 26 января того же года, но корректировку в планы внесла международная обстановка. Так, 26 января И. Халепский направил Гинзбургу письмо, в котором говорилось, что согласно данным разведки, Польша тоже ведет закупку образцов «Виккерс» Mk.E и может, по оценкам руководства РККА, уже к концу текущего года с англо-французской помощью произвести более 300 танков этого типа, что дало бы польским танковым войскам преимущество.

В связи с этим РВС РККА счел целесообразным рассмотрение вопроса о немедленном принятии на вооружение В-26 в существующем виде. В результате, 13 февраля 1931 года РВС, заслушав доклад Халепского о ходе работ по новым танкам, постановил принять В-26 на вооружение РККА как «основной танк сопровождения общевойсковых частей и соединений, а также танковых и механизированных частей РГК» с присвоением ему индекса Т-26.

Особенности конструкции Т-26

У танков Т-26 образца 1933 г. имелась одна цилиндрическая башня, а вооружение использовалось такое же, как и на танке БТ-5, — 45-мм пушка и два пулемета ДТ. Боевая масса таких танков составляла 9,4 т, высота Т-26 увеличилась на 110 мм. Боекомплект орудия состоял из 130 снарядов. Таких танков было выпущено 2127 шт.

Помимо этого, выпускались так называемые «радийные» танки Т-26РТ с цилиндрической башней, характерной особенностью которых было наличие поручневой антенны и радиостанции, установленной в нише башни. Боекомплект орудий этих танков был меньше, чем у других танков Т-26, — всего 96 снарядов. Таких танков было изготовлено 3938 шт.

Схема конструкции

В ходе боевых действий в Испании и у озера Хасан выяснилось, что поручневые антенны служат ориентиром для огня противника, поэтому в дальнейшем от таких антенн отказались, заменив их штыревыми.

Интересной особенностью Т-26 образца 1933 г. было наличие двух фар-прожекторов, расположенных над пушкой. Благодаря их освещению танк мог вести обстрел позиций противника и в ночное время.

Начиная с 1935 г. бронелисты, из которых изготавливался корпус танков Т-26, стали соединять методом сварки (раньше их соединяли клепкой). Несколько уменьшили боекомплект — до 122 снарядов на Т-26 и до 82 на Т-26РТ. Зато была увеличена емкость топливных баков. В результате модификаций масса танка возросла до 9,6 т.

В 1937 г. появился Т-26, на крыше башни танка имелся зенитный пулемет. Также эти танки были снабжены внутренним переговорным устройством. Была увеличена мощность применяемого на Т-26 двигателя, и масса Т-26 стала составлять 9,75 т.

У танков образца 1937 г. сварные башни имели коническую форму, что усиливало их противопульную защиту. Снова была увеличена емкость топливных баков и уменьшен боекомплект (до 107 снарядов на Т-26). Соответственно масса танка продолжала расти — теперь она составляла 10,75 т. С 1938 г. Т-26 стали снабжать стабилизатором линии прицеливания орудия в вертикальной плоскости.

Бронелисты подбашенных коробок танков Т-26 образца 1939 г. располагались наклонно. В 1939 г. перестали устанавливать задний башенный пулемет. Существенно увеличился боекомплект танка: Т-26 — 205 снарядов, Т-26РТ — 165 снарядов. Была увеличена и мощность двигателя.

Вид сбоку

Во время советско-финской войны около 100 Т-26 было оснащено навесными бронеэкранами, в результате чего толщина лобовой брони доходила до 60 мм. В 1941 г. выпуск Т-26 был прекращен.

Следует отметить, что, помимо обычных Т-26, в значительном количестве выпускались также химические, или огнеметные, танки. Помимо огнемета, в таких танках имелось и обычное пулеметно-пушечное вооружение.

ОТ-130 был создан в 1936 г. на основе однобашенного Т-26. На танк вместо пушки установили огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м. Запас огнесмеси составлял 400 л. Экипаж ОТ-130 состоял из 2 человек, масса машины достигала 10 т.

Аналогичными разновидностями боевых машин, оснащенных огнеметами и большими запасами огнесмеси, были ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, на которых также имелось пулеметное вооружение. На ОТ-133, помимо огнемета, находилось два пулемета, на предыдущих вариантах — по огнемету и одному пулемету. В 1940 г. на базе Т-26 был создан ОТ-134. Коническая башня этого танка была оснащена орудием калибра 45 мм и пулеметом, а огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м, располагался в переднем верхнем листе корпуса. Боевая масса ОТ-134 равнялась 10,8 т, экипаж состоял из 2 человек.

В 1933 г. на основе Т-26 был спроектирован мостовой танк грузоподъемностью 14 т. 65 таких мостоукладчиков было создано в 1935 г. Также на основе Т-26 в 1934 г. изготовили экспериментальные образцы бронетранспортеров ТР-26 и ТР-4, предназначенных для перевозки солдат пехоты, и ТР-4-1, который предназначался для подвоза боеприпасов к танковым подразделениям. В 1935—1936 гг. на базе Т-26 изготовили два танка-танкера Т-26Ц для транспортировки горючего.

Проводились эксперименты и по снабжению Т-26 поплавками, благодаря которым он мог бы двигаться по воде, и оборудованием, которое позволило бы танку перемещаться по дну водоемов на глубине до 5 м. Существовали танки-тральщики, разработанные на основе конструкции Т-26. Также под руководством П. Н. Сячинтова и Л. С. Троянова на базе Т-26 началась проектировка самоходных артиллерийских установок (САУ).

Т-26, как и БТ-5, применялись в боевых действиях во время гражданской войны в Испании, на Халхин-Гол, в ходе освободительного похода в Западную Белоруссию и Украину, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.

Вид сзади

Основным недостатком Т-26 являлось слабое бронирование. При попытке устранить этот недостаток путем дополнительного экранирования снижались такие важные характеристики, как скорость и маневренность.

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелось более 9000 Т-26, однако значительное количество этих танков было потеряно в ходе боевых действий.

Технические характеристики Т-26

ТТХ модификаций Т-26 и танка «Виккерс» Mk.E
Mk.E Model A Т-26 обр. 1931 г. Т-26 обр. 1932 г. Т-26 обр. 1933 г. Т-26 обр. 1939 г.
Размеры
Боевая масса, т 7,10 8,00 8,40 9,40 10,25
Длина, м 4,62
Ширина, м 2,44 2,45
Высота, м 2,08 2,19 2,24 2,33
Бронирование, мм
Лоб корпуса 13 15 15 15
Борта и корма корпуса 13 15 15 15
Лоб башни 13 15 15 15
Борта и корма башни 13 15 15 15
Крыша 10 10 10 10
Днище 6 6 6 6
Вооружение
Пушка 1 × 37-мм «Гочкис» или Б-3 1 × 45-мм 20-К 1 × 45-мм 20-К
Пулеметы 2 × 7,7-мм «Виккерс» 2 × 7,62-мм ДТ-29 1 × 7,62-мм ДТ-29 1 × 7,62-мм ДТ-29 1 × 7,62-мм ДТ-29
Боекомплект, выстрелов / патронов 6489 113 / 3087 96—136 / 2898 165—186 / 3528
Подвижность
Двигатель бензиновый
4-цилиндровый
80 л. с.
бензиновый
4-цилиндровый
90 л. с.
бензиновый
4-цилиндровый
95 л. с.
Удельная мощность, л. с./т 11,26 11,25 10,71 9,57 9,27
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 35,2 31,3 30
Средняя скорость по проселку, км/ч н/д 15 18
Запас хода по шоссе, км н/д 130—140 200—225
Запас хода по проселку, км н/д 70—80 150—170
Удельное давление на грунт, кг/см² н/д 0,57 0,60 0,65 0,71
Преодолеваемый ров, м н/д 2,0 2,0—2,65
Преодолеваемая стенка, м н/д 0,75
Преодолеваемый брод, м н/д 0,8

Модификации

  • Т-26 образца 1931 г.— линейный танк, двухбашенная версия с пушечно-пулеметным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемет в другой).
  • Т-26 образца 1932 г.— линейный танк, двухбашенная версия с пулеметным вооружением.
  • Т-26 образца 1933 г.— линейный танк, однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой. Самый массовый вариант.
  • Т-26 образца 1936 г.— экспериментальная машина с зенитной автоматической 37 мм пушкой Бориса Шпитального, установленной в башне. Ввиду ненадежности пушки работы по созданию зенитного танка прекращены.
  • Т-26 образца 1938 г.— линейный танк, однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом.
  • Т-26 образца 1939 г.— вариант Т-26 образца 1938 года с усиленным бронированием. Также установлена улучшенная коническая башня и подбашенная коробка с наклонными стенками.
  • Т-26РТ— однобашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (с 1933).
  • ТУ-26/ТТ-26— танк управления и телетанк первой серии в телемеханической группе. Оснащались аппаратурой ТОЗ-6. Строились на шасси линейных Т-26. В 1936-37 годах году переделано из 2-хбашенных танков 35 групп машин каждого типа.
  • ТУ-132/ТТ-131— танк управления и телетанк второй серии в телемеханической группе. Оснащались аппаратурой ТОЗ-8. ТТ-131 строились на основе ХТ-130. В 1938-39 годах сформировали 30 групп. 55 танков были построены с нуля в 1938 году, а 5 переделали из 2-хбашенных в 1939.
  • Т-26A— танк артиллерийской поддержки. Установлена новая, более просторная башня Т-26-4 с короткоствольной 76-мм танковой пушкой. Произведено 6 опытных образцов.
  • ХT-26— огнеметный танк, вооружение располагалось в одной малой башне. Выпущено 552 танка и 53 переделано из серийных 2-башенных Т-26.
  • ХT-130— огнеметный танк, вариант модели 1933 года, огнемет установлен в цилиндрической башне вместо орудия. Произведена 401 машина.
  • ХT-133— огнеметный танк, вариант модели 1938 года, огнемет установлен в конической башне. Произведено 269 танков.
  • ХT-134— огнеметный танк, вариант модели 1939 года. Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 гг., огнеметная установка в корпусе, 2 пулемета ДТ, переделано из линейных Т-26 два опытных образца.
  • СT-26— саперный танк (мостоукладчик) (1932—1939 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин и переделано в опытные разных систем 6 танков.
  • Т-26Т («трактор Т-26», «тягач Т-26») артиллерийский тягач с брезентовым верхом. Переделано из 2-башенных танков 201 машина.
  • Т-26Т артиллерийский тягач с бронированным верхом. Переделано 10 двухбашенных танков.
  • Т-263 — легкий танк с электротрансмиссией (1935-1938 гг.). Вооружение: 45-мм танковая пушка образца 1932 года и 2 пулемета ДТ, выпущен опытный образец.
  • КТ-26-Легкий колесно-гусеничный танк

Машины на базе Т-26

Самоходные артиллерийские установки

После принятия на вооружение Т-26, на его базу были перенесены более ранние работы по созданию самоходных артиллерийских установок (САУ), проводившиеся на базе Т-18 и Т-19. В соответствии с постановлением Реввоенсовета СССР 1931 года по опытной системе вооружения, предусматривалась разработка на базе Т-26 САУ для механизированных соединений:

  • 76,2-мм САУ сопровождения, предназначавшейся для артиллерийской подготовки и поддержки танков и в качестве противотанкового средства;
  • 45-мм противотанковой САУ для противотанковой обороны и поддержки танков;
  • 37-мм зенитной автоматической САУ для обеспечения противовоздушной обороны механизированных частей на марше.

Танк на выставке

СУ-1 была разработана конструкторским бюро завода «Большевик» по выданному весной 1931 года заданию на установку полковой пушки на шасси Т-26. САУ была вооружена 76,2-мм полковой пушкой обр. 1927 г., размещенной на тумбовой установке в полностью закрытой броневой рубке над боевым отделением, по уровню защиты соответствовавшей базовому танку. Экипаж САУ состоял из трех человек. Единственный прототип СУ-1 был изготовлен в октябре 1931 года и в ноябре того же года прошел испытания. По результатам испытаний была отмечена принципиальная работоспособность конструкции и даже некоторое улучшение меткости пушки по сравнению с буксируемым вариантом, но были отмечены и серьезные недостатки — неудобство работы экипажа в тесном боевом отделении, отсутствие боеукладок и оборонительного вооружения. По решению УММ и ГАУ, после доработки конструкции СУ-1 должна была быть выпущена серией в 100 единиц, но в мае 1932 года работы над ней были прекращены в пользу артиллерийского танка Т-26-4.

Более активные работы по самоходной артиллерии были развернуты после принятия СТО 22 марта 1934 года постановления о перевооружении РККА современной артиллерийской техникой.

СУ-5, так называемый «малый триплекс» — семейство САУ, разработанное в 1934 году конструкторским бюро Опытного завода Спецмаштреста. Все машины семейства располагались на перекомпонованном шасси Т-26, отличавшимся перенесением моторного отделения в среднюю часть корпуса, слева от отделения управления, и размещением в кормовой части корпуса полуоткрытого боевого отделения, защищенного броней лишь спереди. Толщина бронирования по сравнению с базовым танком была уменьшена — корпус собирался из листов толщиной 6 и 8 мм, и лишь защита боевого отделения имела толщину 15 мм. Экипаж САУ состоял из механика-водителя и четырех человек орудийного расчета. Все варианты САУ различались лишь типом орудия и связанных с ним механизмов. СУ-5-1 была вооружена 76,2-мм пушкой обр. 1902/30 гг., СУ-5-2 несла 122-мм гаубицу обр. 1910/30 гг., а СУ-5-3 вооружалась 152-мм мортирой обр. 1931 г. (НМ). Из-за отсутствия в САУ места для размещения необходимого боекомплекта предусматривалось использование бронированного подвозчика боеприпасов, также на базе Т-26.

Опытные образцы каждой из САУ были закончены к осени 1934 года и в 1935 году прошли заводские испытания, сопровождавшиеся интенсивной доработкой конструкции. Все три варианта СУ-5 были приняты на вооружение, но из них только СУ-5-2 поступила в серийное производство — от СУ-5-1 отказались в пользу АТ-1, а вооружение СУ-5-3 оказалось слишком мощным для шасси Т-26. По одним данным, всего было изготовлено 6 СУ-5-1 и 3 СУ-5-3, по другим же — только по одному образцу каждой из них. СУ-5-2 же, помимо прототипа, была в 1936 году выпущена опытной серией из 30 экземпляров. Предполагалось по результатам ее войсковых испытаний доработать конструкцию и начать крупносерийный выпуск, но в 1937 году все работы по программе СУ-5 были свернуты. Четыре СУ-5-2 применялись РККА в боях у озера Хасан в 1938 году, а к началу Великой Отечественной войны в войсках имелось 28 САУ этого типа, которые были потеряны в первую же неделю боев.

Легкий танк

СУ-6 — зенитная самоходная установка на базе Т-26, также разработанная КБ Опытного завода в 1934 году. Вооружение СУ-6 составляла 76-мм полуавтоматическая зенитная пушка обр. 1931 г. (3-К), размещавшаяся на тумбовой установке в средней части танка, в полуоткрытом боевом отделении, на марше защищавшемся откидными бортами. Для самообороны ЗСУ оснащалась двумя пулеметами ДТ-29 в лобовом и кормовом откидных листах. По сравнению с базовым танком, корпус САУ, собиравшийся из бронелистов толщиной 6—8 мм, был увеличен, между тележками подвески добавлен дополнительный каток с индивидуальной пружинной подвеской, а в состав всей подвески введена гидравлическая система ее блокировки при стрельбе. В 1935 году опытный образец СУ-6 был изготовлен и прошел испытания, в ходе которых были отмечены многочисленные поломки и перегруженность установки, а также недостаточная устойчивость при стрельбе. В результате, на вооружение СУ-6 принята не была, но в октябре — декабре 1936 года она испытывалась с 37-мм автоматической пушкой конструкции Б. Шпитального. В начале 1937 года сдали 4 образца СУ-6 (Ижорский завод при этом сдал 6 корпусов).

Бронетранспортеры

Было создано несколько БТР на базе Т-26, которые участвовали в боях:

  • ТР-4 — бронетранспортер.
  • ТР-26 — бронетранспортер.
  • ТР-4-1 — транспортер боеприпасов.
  • ТВ-26 — транспортер боеприпасов.
  • Тц-26 — транспортер горючего.
  • Т-26ц — транспортер горючего.

Инженерные машины

СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) (1933—1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ. Производился с 1933 по 1935 год. Всего собрано 65 машин (1933 — 1, 1934 — 44, 1935 — 20). Кроме того в мостоукладчики разных систем были переделаны 6 обычных танков.

Тягачи

Тягачи Т-26Т имели сверху открытый корпус, а Т-26Т2 закрытый. Несколько таких машин сохранилось до 1945 года.

Химические танки

  • СТ (Химический танк адъюнкта Шмидта) — проект универсального химического танка, предназначенного для постановки дымовых завес, применения боевых отравляющих веществ, дегазации местности и огнеметания. Разрабатывался в начале 1930 гг. коллективом конструкторов под руководством адъюнкта Военно-технической академии РККА Григория Ефимовича Шмидта. Машина представляла собой шасси Т-26 с установленными вместо башен двумя цистернами (600 л. и 400 л.), корпус был несколько изменен в связи с установкой специального оборудования и необходимости герметизации. Проект не был реализован по причине несоответствия требованию максимальной унификации с серийными Т-26.
  • ОУ-Т-26 — танк был разработан сотрудниками НИО ВАММ им. Сталина под руководством Ж. Я. Котина в 1936 году, отличался от серийного двухбашенного танка Т-26 установкой дополнительного огнемета.

Телетанки ТТ-26 и ТУ-26

10 января 1930 года командующий Ленинградским военным округом Михаил Тухачевский делает доклад о реорганизации Вооруженных сил РККА наркому по морским и военным делам Клименту Ворошилову о необходимости создания дистанционно управляемых танков. Тухачевский ознакомился с работой КБ Бекаури, где с 1921 года разрабатывалось радиоуправляемое оружие (вначале это были радиоуправляемые самолеты), и был увлечен идеей автоматизации боевой техники. Тухачевский предлагает создавать несколько дивизий радиоуправляемых танков].

В 1931 году Сталиным был утвержден план реорганизации войск, в котором делалась ставка на танки.

В составе телемеханической танковой группы была пара из двух танков: танк управления (ТУ), в котором оператор выполнял управление по радио находящимися впереди в пределах видимости телетанками, в которых уже не было экипажа; управляемый из ТУ телетанк. Всего в 1936—1939 гг. было изготовлено 65 групп.

Танк с двумя пушками

ТТ и ТУ представляли собой серийные танки Т-26 с установленным на них специальным оборудованием.

В течение года танкисты обучались применению ТТ-26. Кроме изменения вектора движения, можно было менять угол поворота башни, управлять работой огнемета, совершать лавирование танком в условиях обстрела, пускать дымовую завесу.

Очень скоро у этих конструкций обнаружилась «ахиллесова пята»: иногда, в ходе учений, машины внезапно теряли управление. При тщательном осмотра техники никаких повреждений не обнаруживалось. Немногим позже было установлено, что высоковольтная линия передачи тока, проходящая вблизи учений, создавала помехи для радиосигнала. Также радиосигнал терялся на пересеченной местности, в частности при попадании в большую воронку, образованную взрывом снаряда.

Модификация «Подрывник» ТТ-ТУ

Телемеханическая группа танков Т-26, переделанная в 1938 году из двух ТТ-131. Состав: телемеханический танк со сбрасываемым подрывным зарядом и танк управления.

  • Полная масса со снаряжением: 13,5 т.
  • Масса взрывного устройства: 300—700 кг.
  • Дистанция управления: 500—1500 м.
  • Вооружение: огнемет и пулемет ДТ.

Телетанки на базе Т-26 успешно применялись в Советско-финской войне в феврале 1940 года, при прорыве линии Маннергейма. Точно известно о двух эпизодах подрыва финских дотов на сложном участке. Потери составили 6 ТТ.

На 1 июня 1941 года в РККА числилось 53 ТТ и 61 ТУ, 2 Т-26 ТОС (техника особой секретности, 2 ТТ), по 3 ТТ и ТУ на НИАБТ Полигоне. Из них в начале июля 1941 в 51-м отдельном танковом батальоне МВО находились 28 ТТ и 31 ТУ, а также 1 Т-26рад из 18, положенных по штату. Оставшиеся по одному ТТ и ТУ требовали среднего ремонта.

Танк на поле боя

В КОВО насчитывалось по 26 ТТ и ТУ. Все они входили в состав 152-го отдельного танкового батальона, включенного весной 1941 в состав 41-й танковой дивизии. Именно поэтому в ней собралось аж 415 танков.

Еще 3 ТУ находились в ЛВО, а одна группа — в Ульяновском военном училище связи.

С началом Великой Отечественной войны разработки по усовершенствованию телетанков прекратились, оборудование с танков было снято, а сами танки в обычном виде отправились на фронт.

Машины на шасси Т-26

  • ТТ-26 — телетанк.
  • ТУ-26 — танк управления телетанками ТТ-26 в составе телемеханической группы.
  • СУ-5-1 — САУ с 76,2-мм пушкой (один прототип).
  • СУ-5-2 — САУ со 122-мм гаубицей (один прототип и 30 серийных).
  • СУ-5-3 — САУ со 152,4-мм мортирой (один прототип).
  • Т-26-Т — бронированный артиллерийский тягач на основе шасси Т-26. Ранняя версия была с небронированной надстройкой, поздняя Т-26-Т2 была полностью бронирована. Небольшое число тягачей произведено в 1933 году для моторизованных артиллерийских батарей для буксирования дивизионных 76-мм пушек. Некоторые из них оставались в строю вплоть до 1945 года.
  • ТН-26 (Наблюдатель) — экспериментальная наблюдательская версия Т-26-Т, с радиостанцией и экипажем в 5 человек.
  • Т-26ФТ — танк-фоторазведчик (фототанк). Танк предназначался для ведения кино- и фоторазведки, которая была возможна в том числе и в движении. Разведка велась через специальные отверстия для кино- и фотоаппаратуры в башне. Пушки танк не имел — она заменялась макетом. В серию запущен не был.
  • T-26E — В финской армии после финской кампании 1940 года танки «Vickers Mk E», перевооруженные советской 45-мм пушкой, получили название T-26E. Они использовались в 1941—1944 годах, а некоторые оставались в строю вплоть до 1959 года.
  • ТР-4 — бронетранспортер.
  • ТР-26 — бронетранспортер.
  • ТР4-1 — транспортер боеприпасов.
  • ТВ-26 — транспортер боеприпасов.
  • Т-26Тс — транспортер горючего.
  • ТТс-26 — транспортер горючего.
  • СТ-26 — саперный танк (мостоукладчик).

Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 имени С. М. Кирова. Коллективом завода было выпущено большое количество образцов бронетехники. Только на шасси легкого танка Т-26 было спроектировано более 20 моделей. Конструкторское бюро завода под руководством П. Н. Сячинтова во исполнение постановления РВС СССР от 5 августа 1933 «Система артвооружения РККА на вторую пятилетку» разработало в 1934 так называемый «малый триплекс» (СУ-5). Он включал в себя три самоходно-артиллерийские установки на унифицированном шасси танка Т-26 — СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3 — различавшихся в основном вооружением. 152-мм мортира устанавливалась на экспериментальную самоходную артиллерийскую установку СУ-5-3, созданную на базе танка Т-26. САУ успешно прошла заводские испытания в конце 1934 года, причем экспериментальная машина была даже отправлена на традиционный парад на Красной площади. В 1935 году, однако, от ее серийного производства было решено отказаться — шасси танка Т-26 оказалось недостаточно прочным для нормальной эксплуатации орудия столь значительного калибра. Судьба опытного образца неизвестна, по некоторым сведениям, он был переделан в САУ СУ-5-2 с 122-мм гаубицей обр. 1910/30 гг.

Памятник танку

В 1933 году завод приступил к проектированию на базе Т-26 безбашенного артиллерийского танка АТ-1 (самоходно-артиллерийской установки закрытого типа), вооруженного новой перспективной 76-мм пушкой ПС-3. Испытания танка состоялись в 1935 году.

Немецкие САУ на шасси трофейных Т-26

В конце 1943 немцы в полевых условиях установили 10 пушек Pak 97/38 (немецко-французских — качающаяся часть 75-мм mle 1897 на лафете Pak 38) на шасси трофейных танков Т-26. Получившаяся противотанковая САУ названа 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r). Новые САУ поступили на вооружение 3-й роты 563-го противотанкового батальона. Впрочем, их боевая служба недолгая — 1 марта 1944 года они заменены на САУ Marder III.

Эксплуатация и боевое применение Т-26

Т-26 принимали участие в боях гражданской войны в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в польской кампании и советско-финской войне.

Наряду с БТ, танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в ее начальный период. Следует отметить, что танки типа Т-26 в свое время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (порой в танке просто не было рации) и тихоходность Т-26 делали его легкой добычей для танков противника. Но было несколько приемов, характерных именно для Т-26, которые превращали его в мясорубку на передовой. Вот что известно из хроник: «Танки Т-26, снабженные двумя башнями, использовались как танки огневой поддержки пехоты. Длина (колесной) базы была около 2 метров. Ширина окопов пехоты была около 50—70 см. Это позволяло использовать Т-26 в первой линии атаки и зачищать окопы противника. Танк вставал на окоп, разворачивал башни под 90 градусов к курсу, так чтобы правая башня прикрывала правый бок танка, аналогично для левой. Потом пулеметчики вели плотный прицельный огонь по пехоте, простреливая весь окоп одной очередью.».

Боевое применение Т-26

Одним из существенных недостатков двухбашенных моделей было то, что стрелки правый и левый периодически мешали друг другу вести огонь. С появлением противотанковых ружей применение Т-26 стало более рискованным.

Броню на последних моделях сделали толще и поставили под более острым углом (считалось, что это способствует рикошету пуль и снарядов, что далеко не всегда выручало). У однобашенных Т-26 сварная башня была смещена влево. Орудие и пулемет монтировались в спаренной установке, защищенной бронемаской. Часть танков получила дополнительный пулемет в кормовой нише башни, который также мог устанавливаться в качестве зенитного на турели командирского люка башни. Но после модернизации танк стал тяжелее (броня толще) и незначительно потерял в скорости. При этом бронирование танка оставалось противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой. У этого танка был рекордный для того времени боезапас — 230 37-мм снарядов, как бронебойных, так и зажигательных.

  • Гражданская война в Испании. В ходе Гражданской войны в Испании, 29 октября 1936 года Семеном Осадчим на танке Т-26 был совершен первый в мире танковый таран, столкнув в лощину итальянскую танкетку «Ансальдо».
  • Бои у озера Хасан и на Халхин-Голе. В ходе боев у озера Хасан было потеряно 77 Т-26 из них безвозвратно 1 ХТ-26 и 10 Т-26, причем один Т-26 из 40-го отб, пропавший без вести на территории противника, обнаружен так и не был. Еще 2 танка были уничтожены в боях у реки Халхин-Гол.
  • Польский поход Красной армии. В ходе освободительного похода в Польшу было безвозвратно потеряно 10 Т-26 с 45-мм пушкой.
  • Советско-финская война. В Зимней войне Красная Армия лишилась 23 2-х башенных и 253 однобашенных танков.
  • Великая Отечественная война. — На правом фланге, в нейтральной полосе, движется к нам Т-26, ведя на буксире другой, подбитый. Пушка подбитого смотрит вниз, его корма чуть дымится. К медленно ползущему буксиру быстро приближается вражеский танк. Он идет ему строго в затылок, а за ним вдалеке остановилось несколько других немецких машин. Я понимаю его маневр: прикрываясь подбитым, буксируемым танком, он стремится подойти ближе, Чтобы затем, развернувшись в сторону, с ходу расстрелять буксирующую машину. Из башни буксира один за другим вываливаются двое. Перепрыгнув с кормы на буксируемый танк, они исчезают в открытом отверстии люка механика-водителя. Пушка подбитого танка дрогнула, поднялась навстречу преследователю и дважды блеснула пламенем. Немецкий танк споткнулся и замер…— Из воспоминаний Г. Пенежко, Героя Советского Союза. Наиболее интенсивное использование танков этого типа было в ходе Зимней войны на финском фронте в 1940 году, а также в начале Великой отечественной войны в 1941 году. Танки Т-26 были наиболее многочисленными в советской армии на начало Великой отечественной войны. В первые же месяцы войны большинство этих танков (наряду с танками других, более совершенных моделей) было потеряно. По состоянию на 28 октября 1941 года на Западном фронте имелся 441 танк, из них 33 КВ-1, 175 Т-34, 43 БТ, 50 Т-26, 113 Т-40 и 32 Т-60. Последний раз Т-26 применялся в 1945 году против Квантунской армии в Маньчжурии.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: