Т-10 представляет собой советский тяжелый танк. Он производился с 1954 года по 1966 год, был принят на вооружение Советской армии 28 ноября 1953 года. Танк Т-10 является последним, десятым по счету, совершенным серийным тяжелым танком послевоенного поколения.
Рассмотрим более подробно советский тяжелый танк Т-10, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики, вооружение, модификации и эксплуатацию.
История создания
Танк разрабатывался в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода в 1949—1952 годах для замены в войсках тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине их недостаточных надежности и маневренности. На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8.
Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надежности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надежности, проходимости и маневренности. Однако в условиях военного времени первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7 проект ИС-5 был переименован в ИС-8.
Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны еще в 1944 году. Работы выполнил Челябинский Опытный завод № 100 под руководством Жозефа Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение было отдано другим моделям — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжелый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, было решено вновь возвратиться к теме создания ИС-5. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлек за собой ограничение боевой массы будущего танка 50 тоннами.
Работы по танку были заданы постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Главным конструктором был назначен Жозеф Котин. Техпроект нового танка был готов в апреле 1949 года, и в том же году была выпущена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний было выявлено множество недостатков, таких как недостаточный ресурс двигателя. Доводка продолжалась до декабря 1952 года. После смерти Сталина в марте 1953 года название танка сменилось на ставшее уже окончательным Т-10, под которым он и был принят на вооружение.
Танк был принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 года под обозначением Т-10. Т-10, неоднократно подвергаясь модернизации, производился серийно с 1953 по 1966 год в Челябинске и с 1958 по 1962 год в Ленинграде. Серийно производился на ЛКЗ (Т-10 (объект 730), также существовали модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский) и Т-10М (объект 272)) и на ЧТЗ (Т-10М (объект 734)) в период с 1953 по 1966 гг. По данным НАТО, было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций (на самом деле около полутора тысяч).
Данные о выпуске разнятся, в разных источниках приводятся цифры от 1539 до 8000 произведенных танков. Подавляющее большинство выпущенных (1189 из предполагаемых 1539) имели модификацию Т-10М, а в 1960-е годы все стоявшие на вооружении Т-10 ранних модификаций модернизированы до Т-10М.
Особенности конструкции Т-10
В задачи конструкторов входило создать танк, одновременно более надежный и защищенный, чем ИС-3. При этом на будущем Т-10 требовалось понизить заметность контура машины. С другой стороны, машина должна была превосходить ИС-4 по маневренности и проходимости, а все известные тяжелые танки (как отечественные, так и вражеские и «союзные») — по скорострельности орудия.
У первых супертяжеловесов Т-10 башня была, как и у большинства танков военных лет постройки, полностью литой.
Невысокий и приплюснутый силуэт чем-то напоминал тарелку, поставленную вверху донцем. Внешние контуры не имели ярко выраженных углов и приметных выступов, что способствовало рикошету снарядов. Лобовая часть маски башни из гомогенной брони была толщиной до 260 мм.
Корпус танка собирался из катанных и штампованных бронеплит, самая мощная из которых – носовая передняя, толщиной 120 мм, располагалась под углом 570. Плиты соединялись между собой сваркой. Борта составные из наклонных и гнутых (нижняя часть) сварных бронеплит толщиной до 80 мм.
В целом силуэт танка был приспособлен для меньшей уязвимости в условиях прохождения ударной волны при взрывах ЯО. К носовой части корпуса, хищно-вытянутой, как щучья пасть (схема «щучий нос», как у ИС-2) мог быть присоединен минный трал.
На поздних модификациях Т-10 крыша башни отливалась по частям. Передняя, сплошная и более бронированная часть крыши отливалась вместе с бронемаской. Уже потом к этой передней части башни встык приваривалась задняя часть башни, в которой заранее проделывались люки для приборов наблюдения и пулеметного прицела для заряжающего номера экипажа (справа) и для выступа командирской башенки слева.
Командирская башенка была оснащена восемью устройствами для наблюдения по периметру, с перископическим устройством ТПКУ-2Б в середине.
Двумя приборами для наблюдения было оснащено место механика-водителя и одним заряжающего.Танк Т-10 отличается увеличенным до 460 мм клиренсом, что несколько улучшило проходимость.
После того, как советским танкистам на Курской дуге удалось достичь подавляющего преимущества над танками Вермахта, гитлеровской Германии, пришлось искать новое орудие для советских танков.
Сотрудники бюро Котина обратили внимание, что гораздо больше, чем танковые орудия, вреда вражеской броне нанесли корпусные 122-мм орудия (образец 1931-1937 гг.) пехоты А-19. На их основе было решено создать танковые пушки. Вместо ранее использовавшегося 85-мм ствола на прежнюю орудийную люльку установили ствол длиной 46 калибров от корпусной гаубицы А-19. Заряжание оставалось раздельным.
Технические усовершенствования при этом были минимальны: конструкторы облегчали вес ствольной группы, устанавливали систему электропуска, дульный тормоз. Чуть позже, в 1944 году заменили неудобный для советских танкистов поршневой затвор полевой противотанковой гаубицы на клиновый полуавтоматический.
Тип снаряда | Обозначение | Масса заряда, кг | Масса выстрела, кг |
Бронебойный | БР-471Б | 25, 1 | 45,9 |
Осколочно-фугасный | ОФ-471 | 27. 3 | 47,8 |
Орудие Д-25ТА бронебойным снарядом могло пробивать броню толщиной до 150 мм на расстоянии более 1000 м.
Усовершенствованная пушка М-62Т2, появившаяся на Т-10М, использовала подкалиберные и кумулятивные снаряды с улучшенными характеристиками.
Грозным вспомогательным оружием танка являлись два самых знаменитых пулемета второй Мировой: крупнокалиберные конструкции Дегтярева-Шпагина калибра 12,7 мм, вполне способные превращать в дуршлаг легкие броневики противника типа «Ганомаг». Один был спарен с орудием, второй, зенитный, располагался на башне.
Эти пулеметы хорошо зарекомендовали себя по скорострельности, простоте обращения и бронепробиваемости. После появления на Т-10М более мощных пулеметов Владимирова (КПВТ), во многих странах Восточной Европы именно ДШКТ остался основным танковым пулеметом (например, на румынском основном танке TR-85M1 «Bizonul»).
У первых Т-10 в наличии имелись только осколочно-фугасные и бронебойные снаряды общим числом всего 30 выстрелов в укладках в башне и на днище машины. Для 12,7 мм пулеметов имелось 1000 патронов. Из них 600 находились в коробках в танке (для спаренного), 150 в специальных пеналах (для зенитного), остальные хранились в обычных патронных цинках.
Применение 14,5 мм пулеметов КПВТ привело к сокращению боекомплекта до 744 патронов. Бронебойные снаряды и часть пулеметных патронов были трассирующими.
На последних модификациях Т-10, при неизменном боекомплекте, расширилась номенклатура применяемых снарядов.
Построенный с учетом действий на бездорожье и для условий после применения ядерного оружия, советский танк Т-10 обладает широкими гусеницами (720 мм), четырнадцатью сдвоенными опорными «ходовыми» катками и шестью поддерживающими на независимой подвеске торсионного типа (по 7 и 3 соответственно для каждого борта).
Трансмиссия танка Т-10 состояла из механизма поворота, гидравлически управляемой 8-ступенчатой коробки передач планетарной схемы. Трансмиссия имела 2 скорости заднего хода. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса использовались 2-ступенчатые бортовые передачи.
Двигателем Т-10 стал самый современный и мощный для тех лет атмосферный дизель В-12-5, представляющий собой развитие агрегата В-2. Мотор был построен на основе 12-цилиндрового V-образного блока с жидкостным охлаждением. При рабочем объеме 38,8 л двигатель развивал мощность 700 л.с. Впоследствии мотор форсировали до 750 л.с., что отразилось в измененном индексе В-12-6.
Т-10, как и более поздние модификации, создавались под четверых человек экипажа, состоящего из:
- механика-водителя;
- наводчика;
- заряжающего;
- командира (он же – радист).
На самой поздней модификации Т-10М, которая выпускалась большим тиражом и завоевала популярность по всему миру, весь экипаж снабжен приборами ночного видения и имеет общий доступ к системе постановки дымовых помех.
Технические характеристики Т-10
Из приведенных на большинстве сайтов таблиц сравнения ТТХ танка Т-10М в сравнении с ТТХ других сверхтяжелых танков зарубежных фирм, таких, как «Конкэрор» (Британия) и М103 (США), можно выяснить, что Т-10М обладает большей технологичностью, потенциалом модернизации, улучшенным вспомогательным зенитно-пулеметным вооружением.
Тип тяжелого танка | Т-10М. СССР | M103A1. США | «Конкэрор», Британия |
Экипаж, чел | 4 | 5 | 4 |
Боевая масса, т | 51,5 | 56,6 | 65,0 |
Ширина, м | 3,51 | 3,36 | 3.99 |
Высота, м | 2. 59 | 3,56 | 3,35 |
Марка и калибр орудия | 122-мм М-62-Т2 | 120-мм M58 | 120-мм L1 |
Боекомплект, выстрелов | 30 | 38 | 35 |
Пулеметы | 2 × 14,5-мм КПВТ | 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 | 2 × 7,62-мм M1919 |
Бронирование лба башни, мм | 250 | 197 | 203 |
Бронирование борта башни, мм | 200 — 208 | 200 — 208 | 89 — 102 |
Верхняя лобовая деталь, мм | 270 | 254 | 260 |
Нижняя лобовая деталь, мм | 186 | 177 | 152 |
Тип двигателя | V-образный, дизельный, жидкостного охлаждения 750 л.с. |
V-образный, карбюраторный, воздушного охлаждения, 810 л.с. |
V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 810 л.с. |
Удельная мощность (л.с. на 1 тонну) | 15,0 | 14,3 | 12,5 |
Макс. скорость по шоссе, км/ч | 50 | 34 | 34 |
Запас хода по шоссе, км | 350 | 129 | 150 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,77 | 0,9 | 0,84 |
Из таблицы предельно очевидно, что советский Т-10М по подавляющему числу важнейших характеристик превосходит западные «тяжелые» аналоги вероятных противников.
К числу конструкторских недостатков тяжелого танка Т-10 эксперты относят только малый угол вертикальной наводки.
Модификации
- Т-10А — Принят на вооружение 17 мая 1956 года. Модернизированный вариант танка Т-10 с установленной на нем пушкой Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», измененным затвором и эжекторным устройством продувки канала ствола. Т-10А был оснащен прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, а также перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла за собой изменение формы башни и маски орудия.
- Т-10Б — Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.
- Т-10БК — Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счет сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
- Т-10М — Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:
- Новая 122-мм пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень».
- 14,5-мм пулеметы КПВТ вместо ДШК, с сокращением боекомплекта до 744 патронов.
- Измененная конструкция башни с усилением ее бронирования, дошедшего до 250 мм в лобовой части.
- Новый двигатель В-12-6 мощностью 750 л.с.
- Комплект приборов ночного видения для всех членов экипажа, кроме заряжающего.
- Противоатомная защита.
- ТДА.
Масса танка после внесенных изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надежная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.
- Т-10МК — Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счет сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливалась дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.
Опытные образцы
- «Объект 266» — опытная модификация с установкой гидромеханической трансмиссии ГМТ-266.
Машины на базе Т-10
- «Объект 268» — Единственная САУ на базе Т-10, построенная в единственном экземпляре в 1956 году. Напоминавшая по компоновке ИСУ-152 самоходка была вооружена 152-мм пушкой М-64 в просторной броневой рубке.
- «Объект 27» — или ТЭС-3 — транспортабельная электростанция, являлся опытной передвижной атомной электростанцией мощностью 1,5 МВт, предназначенной для использования на Крайнем Севере. Вся конструкция состояла из четырех модулей, перевозившихся на удлиненных до 10 опорных катков шасси Т-10. ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.
- Пусковые установки комплексов РТ-15 и РТ-20П — Элементы шасси Т-10 использовались в самоходных пусковых установках ракетных комплексов РТ-15 и РТ-20П.
- «Объект 282» — Опытный советский ракетный танк на базе танка Т-10.
Машины на базе Т-10М
- «Объект 271» — 2А3 «Конденсатор» — советская самоходная артиллерийская установка особой мощности, первый образец построен в 1957 году. Вооружение состояло из 406-мм пушки. Предназначалась для стрельбы ядерными боеприпасами. Выпущено 4 экземпляра.
- «Объект 273» — 2Б1 «Ока» — советская самоходная 420-мм минометная установка на базе Т-10М. Первый опытный образец был готов в 1957 году. Предназначена для стрельбы ядерными зарядами.
Танк Т-10 в истории и в компьютерных играх
Т-10 является самым массово выпускавшимся после 1945 года тяжелым танком в мире. На его основе строили свои «реплики» тяжелых боевых машин страны бывшего соцлагеря (Румыния) и Китай. На сегодня танки Т-10 находится на почетных постаментах во многих странах мира.
В том числе:
- на Украине (по непроверенным данным) – 18 единиц Т-10;
- в Белоруссии – четыре единицы Т-10 (из них два на военно-патриотической экспозиции «Линия Сталина»);
- в России – 12 единиц Т-10.
Как потомок самого грозного танка Великой Отечественной и как прославленный тяжелый танк послевоенных времен, Т-10 занял почетное место и в компьютерных играх, став одним из самых популярных «бойцов» в знаменитой World of Tanks. Тяжелая боевая машина Т-10 производилась только в нашей стране более 12 лет.
Только в СССР было выпущено более 8000 экземпляров. А ведь эти машины, несмотря на то, что танк считался до 1963 года секретным и никакой документации (по доступным данным) в КНР передано не было, производились еще и китайцами.
Правда, китайские инженеры не смогли создать достаточно мощный двигатель и их «проект WZ-111», мог развивать скорость лишь 35 км/ч по шоссе, что для 60-х годов уже было не актуально.
А вот с вооружения советской (к тому времени уже российской) армии оригинальный Т-10, достигавший скорости 50 км/ч, был снят только в начале «недобрых девяностых» (1993год).