На сегодняшний день гордостью российской авиапромышленности является инновационная разработка современного самолета «Сухой Суперджет-100». Пока что модель имеет ряд недостатков, но, не смотря на это, самолет считается следующим шагом в развитии отечественных пассажирских перевозок на небольшие расстояния.
При условии ответственного развития и доработок, он имеет все основания получить звание лучшего в своем классе.
Рассмотрим более подробно самолет «Сухой Суперджет-100», его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.
История создания самолета Sukhoi Superjet-100
Весной 2003 года на проектном конкурсе самолетов победу получил проект под рабочим названием RRJ (№ 97 002). В 2006 году приступили к сборке прототипа данного аппарата. Сборку машины производили в КнААПО, а уже через год данный проект был доставлен в город Жуковский для дальнейших испытаний в бюро ЦАГИ. Транспортировку изделия в этот город произвели с помощью самолета «Руслан».
Первый опытный экземпляр самолета Sukhoi Superjet 100 был представлен в сентябре 2007 года. Впервые данная модель самолета произвела отрыв от взлетной полосы через год после презентации, а именно в мае 2008-го. Но перед первым полетом конструкторы много времени затратили на проверку всех основных систем машины.
К концу 2008 года самолет Sukhoi Superjet 100 завершил заводские испытания, начался процесс государственной сертификации при участии международной комиссии. Ресурсные исследования самолет проходил в Сибирском исследовательском институте. Вторая машина была полностью готова к декабрю 2008 года, при испытаниях данная машина показала отличные летные характеристики.
Широкой публике данный аппарат был представлен на авиавыставке в городе Ле-Бурже летом 2009 года. Самолет модели Sukhoi Superjet 100 в полной комплектации всех систем и с полностью оснащенным пассажирским салоном произвел первый полет только летом 2009 года.
Особенности конструкции самолета Сухой Суперджет-100
Турбовентиляторный силовой агрегат SaM146 российско-французской компании Power Jet, установленный с двух сторон корпуса, обеспечивает безупречную работу модели. План самолета «Сухой Суперджет» ничем не отличается от стандартных классических норм аэродинамики, представляя собой обычное ближнемагистральное пассажирское судно.
Стреловидная форма крыльев, оснащенных закрылками с одной щелью, носовой обтекатель, многие механизмы и детали – все это изготавливается из композитных материалов.
Управление лайнером осуществляется с помощью сайдстика, установленного вместо штурвала, что в отечественных разработках используется впервые. Механические амортизаторы для безопасности посадки не устанавливаются, так как вместо них конструкторы применили автоматическую защиту от касания хвостовой частью посадочной полосы.
Схема салона
Производитель комментирует схему салона такими словами: «Места в нашем самолете «Сухой Суперджет- 100» спроектированы таким образом, что на первый план поставлен наибольший комфорт и безопасность, созданная беспрецедентными характеристиками. Таким образом, пассажир, прилетевший на большом авиалайнере для дальнемагистральных полетов и пересевший в небольшой региональный, практически не почувствует разницы.
Конструкция салона эконом класса в сравнении размеров идентична «Боингу» или «Аэробусу». Расстояние в ногах позволяет спокойно расположиться и разогнуть ноги даже высоким людям, а полка для размещения багажа на 50 л, и вовсе бьет все рекорды.
Дополнительно это является достоинством благодаря тому, что нет необходимости сдавать сумку или чемодан в багаж, а затем ожидать ее получения по прибытии.
Расположение мест в самолете «Сухой Суперджет» спроектировано таким образом, что здесь имеется 2 категории: эконом и бизнес-класс. Недорогой салон имеет 75 посадочных мест против 12 в более дорогом классе.
Отдельно следует упомянуть расстановку кресел, они размещены таким образом, что с одной стороны по борту в одном ряду 3 штуки, через проход по второму борту — 2. Туалеты находятся в передней и задней части.
Расположение лучших мест
Общая вместимость салона может существенно отличаться в зависимости от выбранного места. Наиболее удобные в эконом классе находятся в 6 ряду. Здесь больше места для ног, так как нет кресел впереди.
Остальные считаются относительно удобными, во многом отличающимися от своих «одноклассников», использующихся в региональной авиации. Величина расстояния между соседними сиденьями составляет 81 см.
Противоположная ситуация касается последнего ряда, установленная сзади перегородка не позволяет полностью откинуть спинку и расположиться с максимальным комфортом.
Кроме этого, строение салона самолета имеет некоторые особенности, касающиеся практически всех мест в любом общественном транспорте. Поэтому их желательно учитывать, выбирая место:
- Кресла, расположенные возле иллюминатора, отличаются тем, что в течение всего полета можно любоваться открывающимися видами (при условии дневного перелета и ясной погоды). Однако выбираться из него неудобно, придется беспокоить соседнего пассажира;
- Сиденья, установленные рядом с проходом, имеют совершенно противоположные характеристики. Выйти в туалет с них легко, не нужно никого просить пропустить вас. Но, довольно часто могут беспокоить проходящие бортпроводники, развозящие на тележках продукты и воду, а также пассажиры и сосед, которому нужно выйти.
Модификации Sukhoi Superjet-100
Название модели | Краткие характеристики, отличия |
Sukhoi Superjet 100-95B | Базовая версия самолета. Первый полет состоялся 14 мая 2008 года. Первым получателем этого типа стала армянская «Armavia». |
Sukhoi Superjet 100B-VIP | Административно-деловая версия самолета созданная на основе базовой версии. Первая построенная машина серийный номер 95009 совершила первый полет в июне 2013 года. Салон был изготовлен специалистами компании Авиастар-СП в Ульяновске. В текущий момент машина эксплуатируется в авиакомпании «РусДжет». Позже были переоборудованы еще две машины для СЛО «Россия». |
Sukhoi Superjet 100-95LR | 12 февраля 2013 года состоялся первый полет модификации Sukhoi SuperJet 100 Long Range с увеличенной до 4578 км максимальной дальностью полета. Модификация сертифицирована в России 22 августа 2013 года. 4 марта 2014 года состоялся первый коммерческий рейс модификации Sukhoi SuperJet 100 Long Range по маршруту Внуково (VKO) → Советский (OVS) → Внуково (VKO). 6 ноября 2014 года планер самолета Sukhoi Superjet 100 модификации LR был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский ЦАГИ для проведения ресурсных испытаний. |
Sukhoi Superjet 100LR-VIP | Административно-деловая версия самолета созданная на основе версии с увеличенной дальностью полета. Всего сделано пять машин, две для МЧС России с конвертируемым салоном, приспособленным для перевозки лежачих больных людей; одна для казахстанского филиала швейцарской компании Comlux; две для Королевского двора Таиланда. |
Sukhoi Superjet 100SV | В 2015 году компания «Гражданские самолеты Сухого» опубликовала план по созданию к 2018 году новой модификации с удлиненным фюзеляжем SSJ-100SV (Stretched Version). Эскизное проектирование машины начато в 2015 году. Машина будет способна перевозить от 110 до 125 пассажиров, при взлетной массе немногим более 55 тонн. Начало коммерческой эксплуатации намечено на 2020 год. В 2016 году Илья Тарасенко (президент компании «Гражданские самолеты Сухого») сообщил, что для удлиненной версии будет создано новое крыло с такими аэродинамическими характеристиками, которые позволят повысить экономическую эффективность самолета, и уточнил, что удлиненная версия будет вмещать до 120 пассажиров. |
Sukhoi Business Jet | Sukhoi Business Jet, или SBJ является корпоративной версией самолета для перелетов важных лиц с высоким уровнем комфорта. Салон выполняется по индивидуальным заказам. По состоянию на июнь 2017 года, единственным эксплуатантом является Погранслужба Казахстана. |
Sportjet by Sukhoi | В июне 2016 года представители ГСС анонсировали, что к 2018 году на базе самолета Sukhoi Superjet 100 будет разработана специальная версия самолета для перевозки спортсменов, названная Sportjet by Sukhoi. |
Sukhoi Superjet 75 | Укороченная версия на 75 пассажирских мест. В феврале 2018 года представители ГСС анонсировали программу создания укороченной версии самолета. Ожидалось, что машину введут в эксплуатацию в 2022 году. В апреле 2019 года был озвучен новый план развития семейства самолетов Sukhoi Superjet, в пользу максимального импортозамещения базовой версии SSJ 100 и отодвигания сроков создания укороченной версии с российскими силовыми установками ПД-10. |
Sukhoi Superjet New | Разрабатываемая с 2018 года модификация (RRJ-95NEW-100), в которой будет максимальная доля российских комплектующих, компонентов и систем, взамен Sukhoi Superjet 100-95B. Также, в рамках реализации данной модификации, разрабатывается турбореактивный двигатель ПД-8. На реализацию программы будет выделено 120—130 млрд рублей, включая создание двигателя ПД-8. Получение сертификата типа ожидается в 2023 году. |
Технические характеристики Sukhoi Superjet-100
Модификация | SSJ 100-60 LR | SSJ 100-95 LR |
Размах крыла, м | 27.80 | 27.80 |
Длина самолета, м | 23.87 | 29.87 |
Высота самолета, м | 10.28 | 10.28 |
Площадь крыла, м2 | 77.00 | 77.00 |
Масса, кг | ||
пустого снаряженного самолета | ||
максимальная взлетная | 35790 | 42250 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ CM146 | 2 ТРДДФ CM146 |
Тяга, кгс | 2 х 7945 | 2 х 7945 |
Максимальная скорость, км/ч (М) | ||
Крейсерская скорость, км/ч (М) | (0.87) | (0.78) |
Практическая дальность, км | 4550 | 4420 |
Практический потолок, м | ||
Экипаж, чел | 2 | 2 |
Полезная нагрузка | 60 пассажиров | 95-98 пассажиров или 12245 кг груза |
Достоинства и недостатки
С точки зрения пассажира, «Суперджет», скорее всего, можно назвать самым обычным самолетом. Он довольно удобен для своего класса, да и полеты продолжаются недолго. Поэтому плюсы и минусы лайнера фактически испытывают на себе авиакомпании.
Перечень основных преимуществ таков:
- Самолет имеет удобное и современное управление;
- «Суперджет» может обслуживаться на любых аэродромах, ему не требуются большие ангары и длинные полосы;
- Очень низкая цена. Один такой авиалайнер не менее, чем втрое дешевле, чем, например, Airbus A319, использующийся на тех же маршрутах;
- Низкий уровень шума двигателей;
- Экономичный расход топлива.
Недостатки у машины тоже есть, причем для некоторых покупателей они уже перевесили достоинства. Главный минус – плохое, если не сказать провальное, послепродажное техническое обслуживание. Производитель не справляется со своевременным выпуском необходимого количества ремкомплектов.
Это приводит к постоянным простоям SSJ и невысокому налету.
Есть и другие недочеты:
- Чрезмерно высокая доля импортных комплектующих. Это уже привело к срыву контракта на поставку самолетов в Иран, так как США просто отказались поставлять необходимые элементы конструкции;
- Общая ненадежность многих вспомогательных систем и устройств. Частые поломки, пусть и не влияющие на безопасность полетов, стали настоящим проклятьем этого лайнера;
- Недостаточный ресурс двигателей. Он оказался в несколько раз ниже заявленного, что вызвало массу нареканий со стороны авиакомпаний, уже купивших «Суперджеты».
В настоящее время разработчики SSJ-100 пытаются исправить наиболее существенные недостатки машины, однако, еще неясно, насколько затянется этот процесс.
Безопасность полетов
Из 191 самолета SSJ100 три были потеряны в результате аварий. В двух случаях это повлекло за собой значительные человеческие жертвы. Первая катастрофа произошла 9 мая 2012 года, когда авиалайнер, выполняя показательный полет, врезался в гору. Все 45 человек, находившихся на борту, погибли.
Вторая трагедия получила наиболее широкую медийную огласку. 5 мая 2020 года «Суперджет Сухой», вылетевший из московского аэропорта Шереметьево, вынужден был вернуться назад после одновременного отказа обоих бортовых компьютеров. Грубая посадка привела к пожару, в результате которого погибло более половины пассажиров (41 из 78) и был полностью уничтожен сам самолет.
Инцидент в Шереметьево нанес огромный ущерб имиджу SSJ100, который и без того не был идеальным. Несмотря на то, что виновником катастрофы, видимо, был командир воздушного судна, многим экспертам крайне не понравился отказ бортовой электроники, которая не была в достаточной мере защищена от воздействия атмосферного электричества.
Не способствуют безопасности и бесчисленные мелкие поломки двигателей и вспомогательных систем самолета, ставшие за годы эксплуатации «Суперджета» постоянным явлением.
Эксплуатация самолета Сухой Суперджет-100
- Armavia. 19.04.2011 Armavia, армянская авиакомпания, испытывающая финансовые трудности приобрела первый серийный Сухой Суперджет100 (бортовой номер EK-95015), а спустя два дня выполнила на нем первый рейс из Еревана в Москву. Эта дата стала началом коммерческого использования самолетов данного типа. Рейс прилетел в Терминал C аэропорта Шереметьево в 4 :45 по московскому времени. Более 90 пассажиров находилось на борту воздушного судна. Компания Армавиа в августе 2012 года заявила об отказе от приобретенного ранее самолета Superjet.
- Аэрофлот. Впервые коммерческий рейс самолета, имеющий бортовой номер RA-89001 под флагом «Аэрофлота» состоялся 16.06.2011 по маршруту терминал D, «Шереметьево», Москва ( 09:10 мск) — «Пулково», Санкт-Петербург (10:40 мск). В «Аэрофлот» поставка самолетов согласно оценке ГСС заведомо убыточна, так как воздушные суда покупаются по существенно нижней цене,чем их каталожная стоимость (23-24 миллиона долларов) ввиду того, что Аэрофлот, как крупный первый заказчик, разделяет определенные риски, связанных с введением проекта в жизнь. Первые десять самолетов, поставляемых в авиакомпанию (в комплектации «light») ГСС хочет выкупить в 2014 году по средней цене в 19 миллионов долларов . Наряду с этим, вместо выкупленных, в авиационную компанию будут доставлены новые (в комплектации «full»), сделанные с учетом пожеланий со стороны перевозчика по комплектации, которые изменились.
- Якутия. 23.01.2013 года Сухой Суперджет100 авиакомпании Якутия произвел свой первый пассажирский рейс на маршруте Хабаровск — Якутск . На борту было с 49 пассажиров.
- Sky Aviation. Коммерческоек использование Сухой Суперджет100 (бортовой номер PK-ECL) в Sky Aviation индонезийской авиакомпании началась 23.03.2013. Самолет произвел рейс в Соронг из Макассара .
- Lao Central Airlines. 24.03.2013 года впервые коммерческий рейс по маршруту Луангпхабанг -Вьентьян совершил Сухой Суперджет100 (бортовой номер RDPL-34195) авиационной компании Lao Central.
- Московия. Первый рейс Тиват — Москва произведен 11.08.2013 на самолете, построенном первоначально для «Армавиа». С 16.09 стал регулярным рейс Москва — Ставрополь.
- Interjet.
- 18.09.2013 года произвели первые коммерческие рейсы поставленные мексиканской авиакомпании самолеты. Первый борт серийный номер 95023 совершил перелет в Торреон из Мехико. Второй борт серийный номер 95024 — в Агуаскальентес из Мехико.