Модель самолета Су-80 можно по праву считать одним из достижений конструкторского бюро Сухого. Самолет спроектировали в двух вариантах: грузовой и пассажирский. Су-80 может перевозить 30 пассажиров, а грузовой вариант — грузы массой до 3,3 тонны.
Особенность самолета Су-80 заключается в том, что его можно быстро переоборудовать из пассажирского варианта в грузовой и наоборот.
Рассмотрим более подробно самолет Су-80, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.
История создания
Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.
С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.
Особенности конструкции Су-80
Самолет Су-80 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Это двухбалочный высокоплан с двумя килями и стабилизатором, замыкающим силовую схему. Крыло самолета прямое большого удлинения с хорошо развитой механизацией. В конструкции самолета широко использованы композитные материалы. Экипаж Су-80 состоит из трех человек.
Фюзеляж самолета – цельнометаллический полумонокок, он выполнен в виде отдельного модуля, к которому крепится крыло, передняя стойка шасси и поддерживающий пилон. Также в фюзеляже находится отсек РЛС, кабина пилотов, радиоэлектронное оборудование. Заднюю часть фюзеляжа занимает грузо-пассажирская кабина. В балках расположены двигатели, системы оборудования и основные стойки шасси.
В салоне Су-80 могут разместиться 30 пассажиров или же 3,3 тонны груза, он оборудован туалетом, гардеробом, местами для багажа и аварийными выходами. Высадка и посадка пассажиров, а также погрузка и выгрузка грузов производится через трап-рампу, который располагается в задней части фюзеляжа. Рампа позволяет Су-80 перевозить автомобильную технику и стандартные авиационные контейнеры.
Крыло Су-80 кессонного типа с одним лонжероном, в его состав входит центроплан, две концевые части и законцовки типа «Уиткомба». Его механизация состоит из трехсекционных закрылок Фаулера и элеронов. Есть щитки управления креном, они располагаются на концевых частях крыла. В центроплане расположены топливные баки, общая емкость которых составляет 3660 литров.
Су-80 имеет трехопорное убирающееся шасси, состоящее из одной носовой и двух основных стоек. Все они имеют пневматики низкого давления, что вместе с хорошими взлетно-посадочными характеристиками обеспечивает возможность эксплуатации самолета на ВПП с грунтовым покрытием. Су-80 может садиться и взлетать даже с коротких ВПП, покрытых снегом или льдом.
Изначально Су-80 планировали оснастить отечественными турбовинтовыми двигателями ТВД-1500, но их разработка сильно затянулась. Поэтому было принято решение установить на самолет два ТВД СТ7-9В американской компании General Electric. Мощность каждого из них составляет 1750 л. с. Для производства и последующего обслуживания СТ7-9В планировалось даже создать совместное предприятие с участием GE и АО «Рыбинские моторы». Со временем этот двигатель должен был выпускаться в России. Увы, и эти планы реализованы не были.
Двигатель СТ7-9В был сертифицирован на территории стран СНГ, он прошел адаптацию к отечественным маслам и видам топлива, оснащен системами автоматизированной подачи топлива и диагностики. Четырехлопастный винт самолета изготовлен компанией «Сандстренд». Он имеет устройство аварийного флюгирования и систему снижения уровня шума.
Комплекс пилотажно-навигационного оборудования для самолета был специально разработан российским предприятием ОАО «Электроавтоматика». На момент своего создания он отвечал всем необходимым требованиям, хотя, по желанию заказчиков, предусматривалась установка на Су-80 оборудования иностранного производства.
Еще следует отметить устройство кабины пилотов, которое обеспечивает максимальное удобство для работы летчиков. Состав и расположение приборов, конструкция и размещение органов управления, отличный обзор и общий дизайн – все это изготовлено таким образом, чтобы летчики как можно меньше уставали в полете.
Конструкторами КБ велись работы над созданием нескольких модификаций самолета, которые планировали запустить в производство позднее. Так, например, заказчикам готовы были предложить медицинский и десантно-транспортный самолет, машину, предназначенную для ведения геологоразведки, патрульный самолет и несколько модификаций учебных Су-80. Патрульный самолет должен был получить с пушку калибра 23 мм в контейнере на правом борту фюзеляжа, две ракеты Х-29Т, ракеты Р-73 («воздух-воздух») для самообороны, 16 ПТУР «Вихрь» или блоки неуправляемых 80-мм ракет в пилонах под крыльями. К сожалению, все это так и осталось в проектах.
Технические характеристики Су-80
Модификация | Cу-80 |
Размах крыла, м | 23.18 |
Длина самолета, м | 18.26 |
Высота самолета,м | 5.74 |
Площадь крыла, м2 | 44.36 |
Масса, кг | |
пустого | 9450 |
нормальная взлетная | 13500 |
максимальная взлетная | 14200 |
топлива (максимально) | 2870 |
Тип двигателя | 2 ТВД General Electric СТ7-9В |
Мощность, л.с. | 2 х 1750 |
Максимальная скорость, км/ч | 470 |
Крейсерская скорость, км/ч | 430 |
Перегоночная дальность, км | 3250 |
Практическая дальность, км | 1300 |
Практический потолок, м | 7600 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | до 30 пассажиров или 3300 кг груза |
Модификации Су-80
С-80ПГ | грузопассажирский. |
С-80ТД | транспортно-десантный. |
С-80М | медицинский. |
С-80Р | рыбопоисковый. |
С-80ГР | геологоразведочный . |
С-80П | пассажирский, удлиненный вариант на 32 пассажира. |
С-80ПТ | патрульно-транспортный. |