Пассажирский самолет Су-80, характеристика и особенности

Самолет Су-80

Модель самолета Су-80 можно по праву считать одним из достижений конструкторского бюро Сухого. Самолет спроектировали в двух вариантах: грузовой и пассажирский. Су-80 может перевозить 30 пассажиров, а грузовой вариант — грузы массой до 3,3 тонны.

Особенность самолета Су-80 заключается в том, что его можно быстро переоборудовать из пассажирского варианта в грузовой и наоборот.

Рассмотрим более подробно самолет Су-80, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.

История создания

Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.

Пассажирский самолет Су-80

С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.

Особенности конструкции Су-80

Самолет Су-80 выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Это двухбалочный высокоплан с двумя килями и стабилизатором, замыкающим силовую схему. Крыло самолета прямое большого удлинения с хорошо развитой механизацией. В конструкции самолета широко использованы композитные материалы. Экипаж Су-80 состоит из трех человек.

Фюзеляж самолета – цельнометаллический полумонокок, он выполнен в виде отдельного модуля, к которому крепится крыло, передняя стойка шасси и поддерживающий пилон. Также в фюзеляже находится отсек РЛС, кабина пилотов, радиоэлектронное оборудование. Заднюю часть фюзеляжа занимает грузо-пассажирская кабина. В балках расположены двигатели, системы оборудования и основные стойки шасси.

Схема самолета Су-80

В салоне Су-80 могут разместиться 30 пассажиров или же 3,3 тонны груза, он оборудован туалетом, гардеробом, местами для багажа и аварийными выходами. Высадка и посадка пассажиров, а также погрузка и выгрузка грузов производится через трап-рампу, который располагается в задней части фюзеляжа. Рампа позволяет Су-80 перевозить автомобильную технику и стандартные авиационные контейнеры.

Крыло Су-80 кессонного типа с одним лонжероном, в его состав входит центроплан, две концевые части и законцовки типа «Уиткомба». Его механизация состоит из трехсекционных закрылок Фаулера и элеронов. Есть щитки управления креном, они располагаются на концевых частях крыла. В центроплане расположены топливные баки, общая емкость которых составляет 3660 литров.

Су-80 имеет трехопорное убирающееся шасси, состоящее из одной носовой и двух основных стоек. Все они имеют пневматики низкого давления, что вместе с хорошими взлетно-посадочными характеристиками обеспечивает возможность эксплуатации самолета на ВПП с грунтовым покрытием. Су-80 может садиться и взлетать даже с коротких ВПП, покрытых снегом или льдом.

Нос самолета

Изначально Су-80 планировали оснастить отечественными турбовинтовыми двигателями ТВД-1500, но их разработка сильно затянулась. Поэтому было принято решение установить на самолет два ТВД СТ7-9В американской компании General Electric. Мощность каждого из них составляет 1750 л. с. Для производства и последующего обслуживания СТ7-9В планировалось даже создать совместное предприятие с участием GE и АО «Рыбинские моторы». Со временем этот двигатель должен был выпускаться в России. Увы, и эти планы реализованы не были.

Двигатель СТ7-9В был сертифицирован на территории стран СНГ, он прошел адаптацию к отечественным маслам и видам топлива, оснащен системами автоматизированной подачи топлива и диагностики. Четырехлопастный винт самолета изготовлен компанией «Сандстренд». Он имеет устройство аварийного флюгирования и систему снижения уровня шума.

Комплекс пилотажно-навигационного оборудования для самолета был специально разработан российским предприятием ОАО «Электроавтоматика». На момент своего создания он отвечал всем необходимым требованиям, хотя, по желанию заказчиков, предусматривалась установка на Су-80 оборудования иностранного производства.

Еще следует отметить устройство кабины пилотов, которое обеспечивает максимальное удобство для работы летчиков. Состав и расположение приборов, конструкция и размещение органов управления, отличный обзор и общий дизайн – все это изготовлено таким образом, чтобы летчики как можно меньше уставали в полете.

В полете

Конструкторами КБ велись работы над созданием нескольких модификаций самолета, которые планировали запустить в производство позднее. Так, например, заказчикам готовы были предложить медицинский и десантно-транспортный самолет, машину, предназначенную для ведения геологоразведки, патрульный самолет и несколько модификаций учебных Су-80. Патрульный самолет должен был получить с пушку калибра 23 мм в контейнере на правом борту фюзеляжа, две ракеты Х-29Т, ракеты Р-73 («воздух-воздух») для самообороны, 16 ПТУР «Вихрь» или блоки неуправляемых 80-мм ракет в пилонах под крыльями. К сожалению, все это так и осталось в проектах.

Технические характеристики Су-80

Модификация   Cу-80
Размах крыла, м   23.18
Длина самолета, м   18.26
Высота самолета,м   5.74
Площадь крыла, м2   44.36
Масса, кг
  пустого   9450
  нормальная взлетная   13500
  максимальная взлетная   14200
  топлива (максимально)   2870
Тип двигателя   2 ТВД General Electric СТ7-9В
Мощность, л.с.   2 х 1750
Максимальная скорость, км/ч   470
Крейсерская скорость, км/ч   430
Перегоночная дальность, км   3250
Практическая дальность, км   1300
Практический потолок, м   7600
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 30 пассажиров или 3300 кг груза

Модификации Су-80

 С-80ПГ  грузопассажирский.
 С-80ТД  транспортно-десантный.
 С-80М  медицинский.
 С-80Р  рыбопоисковый.
 С-80ГР  геологоразведочный .
 С-80П  пассажирский, удлиненный вариант на 32 пассажира.
 С-80ПТ  патрульно-транспортный.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: