Сверхманевренный «Терминатор» истребитель Су-37, подробный обзор

Истребитель Су-37

Истребитель Су-37 до сих пор остается одним из самых знаменитых российских самолетов, поэтому он получил прозвище «Терминатор».

С момента гибели истребителя прошло много лет, но все помня о нем, как о лучшем истребителе. Пока что с этого места его не смог сместить ни один летательный аппарат, даже Су-47 с крылом обратной стреловидности.

Некоторые считают его символом утраченных надежд, а кто-то думает, что Су-37 в первую очередь удачный опытный образец, давший дорогу современным истребителям.

История создания

С середины 80-х в советской военной авиации начал эксплуатироваться новый тяжелый истребитель Су-27. Пока летчики осваивали машину, конструкторы уже работали над ее дальнейшим совершенствованием.

Во второй половине десятилетия в воздух поднялись палубный истребитель Су-33, бомбардировщик Су-34, и усовершенствованный истребитель Су-27М, позже сменивший обозначение на «Су-35».

Сверхманевренный истребитель Су-37

Первые опытные самолеты перестраивались из серийных экземпляров Су-27, и только восьмой экземпляр стал первым Су-35, построенным «с чистого листа».

Особенная роль выпала одиннадцатому самолету (четвертому в предсерийной партии). Истребитель с заводским обозначением Т-10М-11 и бортовым номером 711 отправился на достройку в Москву.

После установки на него новых двигателей и оборудования он и стал уникальным «Терминатором» с индексом Су-37.

Описание конструкции Су-37

Истребитель Су-37 конструктивно близок непосредственному предку – Су-27. В основном это касается планера, унаследованного от Су-27М. Самолет является статически неустойчивым. Говоря очень упрощенно – за высокую маневренность и лучшую аэродинамику такие летательные аппараты платят невозможностью самостоятельно «удерживать курс». До появления электродистанционных систем управления такие самолеты практически не строились – настолько тяжелыми в управлении они получались.

Одно из главнейших отличий «тридцать седьмого» — двигатели АЛ-31ФП.

От базовых моторов их отличали управляемые гидроцилиндрами сопла, позволяющие изменять в вертикальной плоскости вектор тяги. Причем изменялось отклонение сопел автоматически.

Получил «Терминатор» и новую систему управления–цифровую с четырехкратным дублированием (трехкратно – по боковым каналам). Автоматизированы были не только отклоняемые сопла, но и все органы управления. Автоматически ограничивались перегрузки, мог Су-37 и «самостоятельно» выйти из штопора. В кокпите традиционная ручка управления сменилась установленным справа джойстиком, а тяга двигателя теперь изменялась многоходовыми кнопками – «кнюппелями».

«Терминатор»

Еще одним новшеством в кабине стали четыре жидкокристаллических многофункциональных дисплея, заменившие большую часть обычных приборов и монохромные ЭЛТ-мониторы.

В носу самолета установили новую РЛС с фазированной антенной решеткой, способную сопровождать до 20 воздушных целей на дальностях до 170 км. РЛС заднего обзора, находящаяся в контейнере между двигателями, обнаруживала цели на дистанциях до 70 км. Помимо этого, в комплекс бортовой электроники Су-37 входили лазерный дальномер и тепловизор.

Вооружение самолета осталось в основном прежним – справа от кабины, в наплыве крыла, устанавливалась пушка ГШ-30-1.

А вот вариантов ракетного вооружения, по сравнению с изначальным Су-27, стало больше. Теперь ударные возможности истребителя не ограничивались неуправляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами – Су-37 мог эффективно применять управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», вплоть до противокорабельных.

Вооружение Су-37

Состав оружия истребителя изначально планировался на самолет-перехватчик, но полученные данные исследований и испытаний создали возможным расширить сферу применения самолета. На истребителе установили автоматическую одноствольную пушку ГШ-301. В ней применяется патрон калибра 30 мм, общий боезапас − 150 патронов, а стреляет она со скоростью 1500 выстрелов в минуту. Для получения полного превосходства в воздухе решено было применить УР класса «воздух-воздух» с дальностью поражения на разных дистанциях. Дополнительно установили новую ракету РВВ-АЕ, способную поражать цели на средней дальности.

В полете

За уничтожение противника на земле и воде отвечает комплекс ракет класса «воздух-поверхность» с разными типами наведения. Поскольку самолет может работать одинаково хорошо и днем, и ночью, то и ракеты должны соответствовать. Х-29Т – телевизионное наведение, Х-29Л – лазерное наведение, Х-31П – противорадиолокационные ракеты, Х-31А и Х-35 – ракеты противокорабельного применения. Дополнительно устанавливается комплекс неуправляемых ракет, авиабомбы и баки с напалмом.

Технические характеристики Су-37

По своим основным эксплуатационным параметрам самолет Су 37 был довольно близок к Су-27М:

Взлетный вес 25,67 тонны нормальный, 34 тонны максимальный
Длина самолета 22,183 м
Высота 6,35 м
Размах крыла 14,698 м
Тяговооруженность От 0,82 до 1,09 кгс/кг в зависимости от взлетного веса

Нормальный взлетный вес достигался при подвешивании основного комплекта ракет «воздух-воздух» и неполной заправке внутренних баков. Максимальная скорость несколько снижалась для загруженного самолета из-за возрастания аэродинамического сопротивления.

Летные характеристики

Основные показатели, демонстрируемые самолетом в воздухе, тоже приближались к параметрам Су 27М:

Максимальная дальность полета 3 880 км
Боевой радиус 800 км
Максимальная скорость 2 500 км/ч на высоте, 1 400 км/ч у земли
Ограничение по числу Маха 2,35
Практический потолок 18 000 м
Допустимая эксплуатационная перегрузка До 9G

Использование подвесных топливных баков и дозаправка в воздухе позволяли увеличить максимальную дальность полета более, чем в полтора раза – до 6 500 километров. Скорость истребителя Су 37 осталась такой же, как и у базовой модели.

Преимущества и недостатки Су-37

Говорить о преимуществах и недостатках «Терминатора» можно только условно, ведь этот самолет был, в сущности, экспериментальным.

Тем не менее нельзя не отметить следующих положительных качеств:

  1. Непревзойденная маневренность — заслуживает отдельного описания;
  2. Высокие характеристики бортового оборудования, практически соответствующие требованиям к истребителям пятого поколения;
  3. Удобное управление самолетом;
  4. Большое количество вариантов вооружения. Истребитель, в отличие от исходного Су-27, стал действительно многоцелевым, не теряя при этом высочайших летных характеристик.

Нос истребителя

Из недостатков необходимо выделить в первую очередь довольно значительную радиолокационную заметность самолета. Правда, по сравнению с исходным Су-27, ее все же удалось понизить, но соперничать по данному критерию с американскими F-22 истребитель заведомо не способен. Еще один минус – это отсутствие в составе вооружения ракет «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. На момент появления Су-37 их просто не имелось в наличии.

Эксплуатация Су-37

В первый полет «Терминатор» отправился весной 1996 года, ведомый летчиком-испытателем Евгением Фроловым. И той же весной он был официально представлен публике. С 1996 года начались и разъезды Су-37 по авиационным выставкам, где «тридцать седьмой» неизменно становился «гвоздем программы», поражая воображение уникальной маневренностью.

Чтобы представить масштаб интереса к истребителю, достаточно такого факта: получить разрешение на демонстрацию Су-37 в Ле-Бурже удалось не сразу.

Иностранные делегации предпочли задержать отъезд, но дождаться прибытия российского самолета.

На самолете Евгений Фролов впервые продемонстрировал фигура пилотажа, первоначально названную «кульбит» — мертвую петлю малого радиуса, выполняемую на малой скорости. Впоследствии фигуре присвоили маловразумительное название «Чакра Фролова». Заслуга летчика достойна памяти, но откуда взялась «чакра» — остается загадкой.

Эксплуатация Су-37

В последующие годы Су-37 продолжал выступать на авиасалонах во всех уголках планеты. Средства массовой информации не скупились на дифирамбы. Истребителю предсказывали блестящее будущее и огромные объемы продаж. А зимой 2002 года самолет с бортовым номером 711 разбился под Москвой. Летчик-испытатель Юрий Ващук благополучно катапультировался.

Министерство обороны тогда сообщило, что аварию потерпел Су-35. После оглашения информации о бортовом номере разбившегося самолета это выглядело, как отчаянная попытка скрыть утерю единственного «Терминатора».

Позже появились разъяснения: на Су-37 тогда заменили выработавшие ресурс двигатели штатными для Су-35 АЛ-31Ф (как будто только двигатели делали его уникальным).

Во время маневра с высокими перегрузками у самолета отвалилась часть оперения – вероятно, сказалась накопившаяся за шесть лет тяжелой эксплуатации усталость конструкции. Так и окончилась история звезды авиасалонов.

След в истории

Самолет Су-37 просуществовал не так долго, но оставил крайне яркий след в умах. И до сих пор мало кто задается вопросом – а что, собственно, это за самолет? Опередивший свое время суперистребитель — или демонстратор технологий, эффектный, но непригодный и неприспособленный для повседневной эксплуатации? Факт: «Терминатор» продемонстрировал уникальные маневренные качества, на нем впервые были продемонстрированы новые маневры.

Но по сей день остается спорным вопрос о реальной пользе впечатляющих пилотажных фигур, выполненных на Су-37. «Терминатор» неизменно привлекал внимание на выставках –но на его закупку, вопреки радужным прогнозам, никто не решился.

Самолет Су-37 на стоянке

Бесспорно то, что на «тридцать седьмом» впервые обкатали двигатели с изменяемым вектором тяги. На современных Су-35 сейчас устанавливаются именно такие.

Эксплуатация «Терминатора» показала, что истребителю с УВТ для достижения необходимых маневренных характеристик не требуется утяжеляющее планер переднее горизонтальное оперение – нынешние самолеты КБ Сухого не имеют ПГО.

Значит, в качестве экспериментального образца «тридцать седьмой» был успешен и позволил накопить опыт, необходимый для работы над серийными истребителями. Показательно и то, что не предпринималось никаких попыток построить второй экземпляр Су-37.

Почему же «летающую лабораторию» рекламировали, как готовый к серийному производству самолет? Вероятно, разгадка в том, что России в те годы было жизненно необходимо продемонстрировать, что ее авиационная промышленность в состоянии создавать по-настоящему передовую технику. А когда новейшие достижения демонстрирует боевой самолет, близкий по конструкции к серийному – это впечатляет сильнее, чем опытный образец, явно не имеющий другого применения.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: