Советский истребитель-бомбардировщик Су-22, описание и характеристика

Истребитель Су-22

Су-22 представляет собой советский истребитель, который был выпущен в 70-х годах прошлого века. Су-22 стал широко поставляемым самолетом на экспорт в различные «горячие точки» мира. На момент создания машина имела хорошие технические характеристики.

Рассмотрим более подробно истребитель-бомбардировщик Су-22, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

История создания

Из-за нехватки Ал-21Ф3 руководству СССР нужно было найти ему на замену альтернативный вариант. В 1975 году указанием П.В. Дементьева на прототипе Су-22, который имел обозначение С-32М2, установили турбореактивные двигатели Р-29БС-300, имеющие тягу 11 500 кгс на форсаже и 8300 кгс – на «максимале». В начале 1975-го начались заводские испытания этой модификации самолета. После успешного их завершения истребитель стали поставлять на экспорт под серийным названием Су-22.

Выпуск данной модификации способствовал процессу стандартизации военного авиационного парка СССР, в который входили фронтовые самолеты с зарубежными двигателями. К истребителям, которые в своей конструкции комплектовались импортной силовой установкой, относился также МиГ-23. Выделяющими особенностями этих двух моделей стали: сравнительно короткая хвостовая часть фюзеляжа, иное размещение и габариты воздухозаборников, которые охлаждают агрегаты ТРД, по сравнению с Су-17М2. Результатом изменений хвостовой части Су-22 стало увеличение размаха стабилизаторов и высоты истребителя из-за поднятия киля.

Советский истребитель-бомбардировщик Су-22

Аналогично предыдущим модернизациям (Су-17М3 и Су-17М) данная модель тоже направлялась на экспорт. В апреле 1977 года программа госиспытаний на учебно-боевом С-52УК была завершена. В 1977-1978 гг. 50 истребителей Су-22 были экспортированы в Ливию, Вьетнам, Сирию, Ирак, Анголу, Афганистан, Перу, Румынию и Йемен. Комплектовался самолет двигателем Р29БС-300, модернизированным приемоответчиком системы госопознавания и радиостанцией Р-802Б. С 1984 года путем оснащения конструкции Су-17М3 двигателями АЛ-21Ф-3 около сотни машин были проданы в одиннадцать государств мира.

Усовершенствование оборудования Су-17М4 и применение на нем разнообразного вооружения в экспортной модификации Су-22М4 смогли заинтересовать постоянных покупателей советского оружия. За всю историю серийного производства данный истребитель в суммарном количестве более 350 единиц получили ВВС восемнадцати стран мира. В различных модификациях Су-22 был на вооружении в советских ВВС, откуда снят был лишь в середине 90-х годов.

Особенности конструкции и эксплуатации Су-22

Су-22 удалось сконструировать максимально приближенным к МиГ-27 и МиГ-23БН. Такая унификация стала возможной благодаря применению в составе конструкции турбореактивного двигателя Р-29БС-300, разработанного С.К. Тумановским и поставлявшегося в то время из-за границы союзниками СССР. Большие габариты двигателя обусловили расширение хвостовой части фюзеляжа. Вооружение на истребителе представлено ракетами Х-23 и Р-3С. Первый прототип С-32М2Д был сложен в 1974 году путем глубокой модернизации Су-17М2. Серийное производство запущено в 1976 году. Экспортный вариант Су-22 немного уступал предшественнику по показателям дальности полета и скорости разгона. Первые экземпляры Су-22 были проданы ВВС Перу.

В полете

Для продажи в то время активно производили еще один ударный самолет – Су-20. За период с 1973 по 1990 г. были созданы около 700 машин Су-20 и Су-22 в различных модификациях. Среди покупателей этой продукции советского самолетостроения можно насчитать целых 18 мировых государств. К ним в частности относятся Афганистан, Ангола, Алжир, Вьетнам, Венгрия, Болгария, Ирак, Египет, Йемен, Сирия, Польша, Ливия, Чехословакия.

Путем перепродажи в 90-х годах от Египта Су-22 получили также Китай, США и ФРГ. Боевые вылеты Су-22 проводились в Чаде (1980 г.) и Ливане (1982 г.). Су-20 вместе с Су-22 активно принимали участие в афганской войне на стороне Советского Союза. Также истребители были задействованы в ирано-иракской войне. В Йемене в период гражданского противостояния модификацию Су-22М имели на вооружении обе стороны конфликта. В начале 1995 года с помощью этих самолетов ВВС Перу атаковали эквадорские позиции на границе двух государств. Те истребители, которые не смогли дойти до иностранных заказчиков, вели военную службу в советских военно-воздушных силах.

Технические характеристики Су-22

Модификация   Су-22
Размах крыла, м
  при мин. стреловидности   13.68
  при макс. стреловидности   10.025
Длина самолета, м   18.86
Высота самолета, м   4.86
Площадь крыла, м2
  при мин. стреловидности   38.49
  при макс. стреловидности   34.45
Масса, кг
  пустого   10445
  максимальная взлетная   18820
  топлива   3770
Двигатели   1 ТРДФ Р-29Б-300
Тяга, кгс
  максимальная   1 х 8000
  на форсаже   1 х 11500
Максимальная скорость, км/ч
  у земли   1350
  на высоте   2230
Практическая дальность, км   2500
Боевой радиус действия, км   590
Потолок высоты, м   14000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку)
Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески
до 8 УР воздух-воздух Р-60,
УР воздух-земля Х-25МР, Х-25МП
НУР С-5,С-8, С-13, С-24;
Корректируемые авиабомбы КАБ-500; Бомбы свободного падения калибром до 500 кг; Кассетные бомбы; баки с зажигательной смесью; пподвесные пушечные установки.

Модификации Су-22

 С-32М2Д  прототип Су-22.
 Су-22 (С-32М2К)  экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полет в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
 Су-22М (С-52К)  экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
 Су-22М3 (С-52М3К)  доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолетов для Венгрию.
 Су-22М3Р  разведчик на базе Су-22М3.
 Су-22М4 (С-54К)  экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.
 Су-22М4Р  разведчик на базе Су-22М4.
 Су-22Р  разведчик на базе Су-22.
 Су-22УМ (С-52УК)  учебно-боевой. Первый полет в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
 Су-22УМ3 (С-52УМ3К)  экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолета для Венгрии.
 Су-22УМ3К  учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

Вид снизу

Интересные факты

  • О разработке нового самолета в СССР задумались еще в 60-е годы ХХ века. Тогда возникла необходимость сократить взлетно-посадочную дистанцию машины типа Су-7Б. Сделать это пытались при помощи тормозных парашютов и стартовых ускорителей, но безуспешно. Тогда стало очевидно: необходимо новое воздушное судно с изменяемой геометрией крыла – такое, как построенный впоследствии Су-22.
  • Первой машиной с модифицированным крылом в СССР стал все-таки не Су-22, а С-22И (он же – Су-17). Его первый полет состоялся в 1966.
  • На усовершенствованном лайнере Су-22М-4 размещен прицельно-навигационный комплекс, оснащенный дальномером лазерного типа. Также на самолете имеется телевизионная система.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: