Советский истребитель Су-17, описание и характеристики

Истребитель Су-17

В 60-х годах прошлого века советскими конструкторами был разработан истребитель Су-17. Главной особенностью летательного аппарата было то, что он оснащен крылом, которое могло менять свою геометрию.

Истребитель Су-17 нашел свое признание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Также истребитель был использован во многих международных конфликтах. Рассмотрим более подробно истребитель Су-17, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и модификации.

История создания

Рассказ о самолете Су-17 будет неполным без упоминания о первом варианте машины с таким обозначением.

Оно было присвоено опытному фронтовому истребителю, созданному в 1948 году под требования технического задания, которые оговаривали:

  • Применение на машине турбореактивного двигателя и крыла с углом стреловидности не менее 50 градусов.
  • Скорость на высоте 10 км не менее М=1.
  • Бортовое вооружение из пары пушек с калибром 37 мм.
  • Экипаж из одного человека должен был располагаться в кабине со сбрасываемой конструкцией.

Первый вариант Су-17

Самолет был построен в конце лета 1949 года и оснащался перспективным двигателем ТР-3 конструкции ОКБ Люлька.

В теории ТРД мог позволить достичь скорости звука, однако самолет так и не поднялся в воздух из-за проводившейся в начале 50-х годов реорганизации и роспуска ОКБ Сухого. Второй прототип, построенный приблизительно на 30%, разобран на металл.

Второй проект самолета Су-17 появился на свет в начале 60-х годов как результат глубокой модернизации серийной машины Су-7. Основными направлениями доработок стали:

  • Установка нового радиоэлектронного оборудования на борту.
  • Возможность использования машины при любой погоде, в разное время суток.
  • Улучшение взлетных и посадочных данных самолета, что должно было снизить требования к летному и наземному составу.
  • Уменьшение требований к длине и качеству ВПП.

Ведущий конструктор проекта Н.Г. Зырин с самого начала предложил использовать в конструкции самолета Су-17 новейшее в тот момент техническое решение – крыло с изменяемой геометрией (или крыло переменного угла стреловидности).

Первый прототип под внутренним обозначением С-22И базировался на серийном планере Су-7БМ, но имел новое крыло и модернизированный под него фюзеляж.

Первый полет самолет совершил в начале августа 1966 года, а уже через год он был представлен под обозначением С-32 широкой общественности в ходе традиционного воздушного парада, проводившегося в Домодедово.

Доводочные испытания заняли еще два года, и в 1969 году началось серийное производство машин Су-17 (получивших код НАТО Fitter – Монтажник), оснащенных ТРД модели АЛ-7Ф1-250. Некоторое количество машин было поставлено в ВВС Египта под обозначением Су-17К.

Первая модернизация произошла уже в 1971 году, когда стал применяться более мощный двигатель модели АЛ-21Ф и Ф3. Самолеты с таким ТРД получили обозначение Су-17М и имели доработанный механизм управления углом стреловидности и увеличенное количество наружных держателей для вооружения.

Советский истребитель Су-17

Для экспорта предлагался вариант с обозначение Су-20, который отличался от машин для ВВС СССР упрощенным электронным оборудованием и сокращением точек подвески для вооружения.

Дальнейшие работы по модернизации коснулись бортового радиоэлектронного оборудования и внедрения системы наддува топливных баков нейтральным газом (азотом). Из-за применения новой электроники пришлось увеличить обтекатель носовой части, сузив при этом канал подачи воздуха в двигатель.

Самолет получил официальное обозначение Су-17М2 и неофициальное прозвище «с бородой» и выпускался с 1973 года. Экспортный вариант носил обозначение Су-22 и оснащался унифицированным с истребителем МиГ двигателем модели Р-29БС300.

В середине 70-х годов ОКБ Сухого создало двухместный учебный вариант машины под обозначением Су-17УМ. Внешне самолет отличался отклоненной вниз носовой частью фюзеляжа, что позволило обеспечить приемлемый угол обзора из задней кабины.

Второе место было выполнено за счет снятого топливного бака, что привело к сокращению дальности полета. Серийных выпуск учебных машин, вооруженных одной 30 мм пушкой начался в 1976 году. Для экспорта строился Су-22У, который отличался установкой ТРД типа Р-29БС300.

Учебный вариант самолета послужил базой для создания новой ударной версии машины с обозначением Су-17М3.

Внутренний объем задней части кабины использовался для установки радиолокационного и радионавигационного оборудования, а также топливного бака. Уже в ходе производства самолеты стали оснащаться увеличенным радиопрозрачным колпаком на конечной части киля и аэродинамическим гребнем под нижней поверхностью киля.

На Су-17М3 была внедрена практика окраски верхней части машин в камуфляж, состоявший из пятен зеленого цвета с различными оттенками. Использовались специально разработанные аэролаки, одним из физических свойств которых была недешифруемость при аэрофотосъемке с фильтрами.

Нижняя часть фюзеляжа и плоскостей оперения окрашивалась в серо-голубой цвет. Постепенно в такую цветовую схему были перекрашены все имевшиеся в строю машины. При этом четкой схемы расположения пятен не существовало и каждый самолет Су-17 имеет свой, уникальный вариант окраса.

Для обучения пилотов с 1978 года стал производиться учебный Су-17УМ3, производство прежней версии тренировочного самолета было прекращено. Экспортные варианты носили обозначение Су-22М3 и 22УМ3 соответственно.

На аэродроме

Последним серийным вариантом стал Су-17М4, на котором была демонтирована система управления аэродинамическим конусом во входном канале воздухозаборника.

Из-за этого пришлось ввести ограничение на максимальную скорость машины до М=1,75. Во внутреннем объеме конуса стала устанавливаться система управления лазерным дальномером.

Бортовое радиоэлектронное оборудование прошло еще одну модернизацию, за счет которой улучшились характеристики ряда компонентов. Самолеты последней серийной модификации поставлялись на экспорт под индексом Су-22М4.

На базе самолетов версий М2, М3 и М4 существовали разведывательные модификации, оснащенные подвесным контейнером с различным оборудованием (всего существовало не менее 15 вариантов оснащения контейнера). При использовании Су-17 в качестве разведчика к индексу добавлялась литера «Р».

Особенности конструкции Су-17

Принципиально самолет не стал чем-то новым в истории отечественного самолетостроения. Осталась нетронутой привычная аэродинамическая схема  – свободнонесущий среднеплан с крылом изменяемой геометрии. Другими словами, самолет Су-17 являлся летающим реактивным двигателем, оснащенным крыльями и горизонтальным хвостовым оперением. Основной планер изготавливался из дюралюминия, имел прочную и устойчивую конструкцию.

Крыло машины состояло из неподвижной части, угол стреловидности 630, и концевых консолей, которые могли менять угол стреловидности в диапазоне 30-630. Механизм поворота консолей включает в себя гидромоторы, приводимые в действие гидравлической системой. На самолет устанавливался турбореактивный двигатель форсированный турбореактивный двигатель. На первых серийных машинах ставились двигатели Ал-7Ф1 тягой 9600 кгс. Последующие модификации, включая машину Су-17 серии М, уже получили новые более мощные моторы АЛ-21Ф3 я тягой 11200 кгс.

На самолете сохранилось шасси традиционной схемы, с тремя стойками. Наличие системы пневматической регуляции давления позволяет использовать такое шасси при посадке самолета на грунтовые аэродромы. В качестве вспомогательного тормозного средства Су-17 оснащался тормозным парашютом.

В сравнении с предыдущим самолетом Су-7Б кабина пилота на «семнадцатом» была оборудована значительно лучше. Это была герметичная, отапливаемая внутри изнутри капсула, оснащенная откидывающейся крышкой фонаря. Последующие машины стали оснащаться катапультными креслами.

Нос самолета

Самолет оснащен трехстоечным убираемым шасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Самолет для уменьшения длины пробега был снабжен тормозным парашютом.

Что касается бортового оборудования, то на новой машине установлено прицельно-навигационное оборудование нового поколения ПРНК-54, который оснащен собственным ЦВМ. Конструкция самолетов типа Су-17 позволяла размещать на борту воздушного судна целый ряд другого технического оборудования. Это в основном были комплексные системы фото и радио разведки, радиолокационное оборудование.  В качестве «ноу-хау» советские авиаконструкторы наиболее важные узлы и агрегаты боевой машины защитили броней. Новый самолет получил дополнительные средства обеспечения живучести.

В таком виде самолет ОКБ П.О. Сухого получил следующие ТТХ:

  • полная взлетная масса машины составила 16280 кг;
  • размах крыльев 13,7 м;
  • максимальная скорость на высоте 7000 м составляла 2230 км/ч;
  • максимальная скорость у земли – 1350 км/ч;
  • практический потолок 16500 м.;
  • максимальная дальность с дополнительными топливными баками 2300 км.;
  • экипаж машины – один человек.

Комплекс вооружений, которыми оснащался новый боевой самолет, представлял собой универсальный набор основных средств вооружений. Самолет имел боевую нагрузку на внешней подвеске до 4000 кг. Основным средством вооружения на первых модификациях стала пара 30-мм авиационных пушек НР-30. Для нанесения наземных ударов использовались авиационные бомбы и неуправляемые ракетные снаряды. Экспортная версия самолета Су-20 оснащалась упрощенным бортовым радиоэлектронным оборудованием и имела ограниченные возможности по использованию бортовых средств вооружения.

Технические характеристики Су-17

Модификация   Су-17
Размах крыла, м
при мин. стреловидности   13.70
при макс. стреловидности   10.03
Длина самолета, м   18.90
Высота самолета, м   4.97
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности   38.50
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности   34.50
Масса, кг пустого   9600
Масса, кг максимальная взлетная   16280
Двигатели   1 ТРД АЛ-7Ф-1-250
Тяга, кгс   1 х 9600
Максимальная скорость, км/ч у земли   1350
Максимальная скорость, км/ч на высоте   2230
Потолок высоты, м   16500
Дальность полета, км   2300
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-мм пушки НР-30
 Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески
 УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные)

Модификации

 Су-17  первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков.
 Су-17М  модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.;
 Су-17М2  вариант с удлиненной на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.;
 Су-17М3  дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.;
 Су-17М4  вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.;
 Су-17УМ  двухместный учебно-боевой самолет, оснащенный БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолета послужила основой для создания Су-17М3;
 Су-17УМ3  двухместный учебно-боевой самолет, оснащенный БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.;
 Су-20  экспортный вариант Су-17М с упрощенным БРЭО и сокращенной номенклатурой вооружения; выпущен в 1972 г., построена малая серия;
 Су-22  экспортный вариант Су-17М2, оснащенный ТРДФ Р-29БС-300, который позднее устанавливался на самолетах других экспортных модификаций; выпускался с 1976 г.;
 Су-22М  экспортный вариант Су-17М3; выпущен в 1977 г.;
 Су-22М3  экспортный вариант Су-17М3 с более совершенным, по сравнению с с Су-22, БРЭО; выпускался с 1982 г.;
 Су-22М4  экспортный вариант Су-17М4; двигатель АЛ-21Ф3; выпускался с 1984 г.;
 Су-22УМ  экспортный вариант Су-17УМ; выпускался с 1976 г.;
 Су-22УМ3  экспортный вариант Су-17УМ3; выпуск осуществлялся с 1982 г.;
 Су-22УМ3К  учебно-боевой вариант Су-22М4, также предназначался для поставок на экспорт; выпускался с 1983 г.

Боевое применение Су-17

Первые Су-17 стали поступать в подразделения ВВС СССР в 1972 году. В этот же период начались и экспортные поставки самолета. В 1970-1971 гг. конструкторами ОКБ Сухого была разработана экспортная версия машины – Су-20, которая в 1972 году начала поставляться в Египет. Конструкция Су-20 была практически аналогичной Су-17М, имелись небольшие различия в бортовом оборудовании и системе вооружения самолета.

В 1973 году началась разработка еще одной экспортной модификации машины – Су-22. Су-22 получил новый двигатель Р-29БС-300 и ракеты Р-3С и Х-23.

Первые машины Су-22 получили военно-воздушные силы Перу.

С 1973 по 1990 год было изготовлено около семи сотен самолетов модификации Су-20 и Су-22. Они стояли на вооружении стран-союзниц Советского Союза по Варшавскому договору, а также государств, которым СССР в разные годы оказывал военную помощь.

Боевое применение

Су-17 и его экспортные модификации Су-20 и Су-22 теоретически имели возможность вести воздушный бой против западных истребителей третьего поколения, но в таком качестве эти машины почти никогда не использовали. Впервые Су-20 был применен во время арабо-израильского конфликта 1973 года. Этот самолет стоял на вооружении ВВС Сирии и Египта. Су-20 наносили удары по израильским военным и промышленным объектам. В ходе боевых действий было потеряно 12 Су-20.

Второй кампанией, в которой применялся Су-17 (на этот раз модификация Су-22) стала война в Ливане в 1983 году. Его применение было очень неудачным: в ходе выполнения одного боевого вылета (десять самолетов) было сбито семь машин.

Су-17 очень активно использовался во время афганской войны, он стал единственным советским самолетом, который прошел эту кампанию от ее начала до конца. Су-17 применялся в качестве бомбардировщика, штурмовика и разведчика. Кроме того, эта машина в модификациях Су-20 и Су-22 стала основой афганских ВВС. За время этого конфликта было потеряно около тридцати машин (точных данных нет). Несколько самолетов экспортных модификаций (Су-20 и Су-22) были сбиты истребителями пакистанских ВВС. Один Су-22 был угнан афганским пилотом в Пакистан. Несколько Су-22 попали в руки талибов после захвата ими власти в стране. Позже вся авиация Талибана была уничтожена американцами на аэродромах.

Су-20 и Су-22 являлись основной машиной ВВС Ирака во время ирано-иракской войны. Общие потери этих самолетов во время данной кампании составляют более шестидесяти машин.

Во время первой войны в Персидском заливе Ирак перегнал 44 Су-20 в Иран, чтобы уберечь их от ударов авиации международной коалиции. После окончания войны власти Ирана отказались отдавать самолеты их законному владельцу.

Су-17 применялся ВВС Анголы в ходе гражданского конфликта против партизан организации УНИТА.

ВВС Ливии использовали эти машины для нанесения ударов по силам мятежников на начальном этапе гражданской войны.

Посадка самолета

ВВС Йемена применяли Су-17 против шиитских мятежников.

В настоящее время ВВС Сирии использует Су-17 для нанесения ракетно-бомбовых ударов по позициям повстанцев. Известно минимум о пяти потерянных машинах. В начале сентября 2020 года в районе населенного пункта Дейр-эз-Зор был сбит Су-22М4 сирийских ВВС. Летчик погиб.

Интересные факты

Самолеты Су-17 стали первыми машинами для сброса ядерных бомб в режиме кабрирования. Для этого пилот выполнял половинную мертвую петлю и в верхней части фигуры совершал переворот на 180 градусов, одновременно сбрасывая боевой заряд. Затем летчик включал форсированный режим работы двигателя и быстро уводил самолет от точки взрыва.

Для тренировок летного состава такому приему бомбометания применялась учебная бомба ИАБ-500, которая имитировала вспышку и пылевой «гриб» атомного взрыва.

На пике применения самолета Су-17 в Афганистане в день совершалось до 9 вылетов в день. Это было достигнуто за счет совмещения операций наземного обслуживания.

След в истории Су-17

Всего в СССР было построено не менее 2867 самолетов Су-17 в различных модификациях, из которых 1165 машин поступило на экспорт. После распада СССР машины в основном оказались в России, где состояли на вооружении до 1998 года. Несколько списанных самолетов установлены как памятники.

В полете

На сегодняшний день истребители Су-17 остаются на вооружении ВВС Йемена, Польши, Сирии, Узбекистана.

Несмотря на то, что Су-17 был первым серийным самолетом с крылом изменяемой геометрии, он оказался удачным и открыл дорогу таким машинам как Су-24М/МР, которые активно эксплуатируются в ВВС Российской федерации.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: