Немецкое штурмовое орудие «Штурмтигр», подробный обзор

Штурмовое орудие «Штурмтигр»

Штурмовое орудие представляет собой боевую машину на базе линейных танков. Она использовалась для поддержки пехоты в наступлении. Главной задачей данного оружия является уничтожение огневых точек противника.

Далеко не каждая боевая машина могла справиться с такой задачей. Поэтому во время войны с Советским Союзом немцы решили заняться этим вопросом. В итоге было создано новое штурмовое орудие, аналогов которому не было – «Штурмтигр».

История создания

Германская промышленность выпустила значительное количество штурмовых орудий. Созданные на базе средних танков штурмовые орудия «Штурмгешутц» обладали крепкой броней, оснащались 75-мм противотанковыми орудиями и 105-мм гаубицами.

Во время проведений боевых действий выяснилось, что мощности данных орудий недостаточно для уничтожения полевых укреплений противника. Поэтому сразу появилась необходимость в создании нового штурмового орудия, способное нести мощное вооружение и бронирование, достаточное для условий городского боя.

Разработка такой машины началась в 1942 году. Она должна была иметь обозначение «Бэр» — медведь, использовать шасси тяжелого танка T-VI «Тигр», увеличенное в размерах. Предполагалась установка 305-мм орудия. Вскоре проект был отвергнут военным командованием Вермахта. Несмотря на это, Гитлер отдал приказ, по которому велась разработка другого штурмового орудия на базе тяжелого танка PanzerKampfwagen VI.

Новое штурмовое орудие получило название «Штурмтигр».

Немецкое штурмовое орудие «Штурмтигр»

Первоначально на нем задумывалось установить 210-мм гаубицу. Проектирование данного орудия откладывалась — это могло привести к срыву всего проекта. Чтобы это избежать, было предложено заменить 210-мм орудие установкой 380-мм бомбомета RW-61, который предполагалось использовать в военно-морских силах гитлеровской Германии. Вес снаряда RW-61 составляет 350 кг. Бомбомет должен был размещаться на немецких крейсерах.

Машина получила высокую оценку от самого Гитлера, который настаивал на немедленном развертывании производства данных штурмовых орудий. Но с принятием на вооружение тянули, так как офицеры в Генштабе придерживались мнения, что это бесполезная разработка в сложившейся ситуации на фронте, ведь немецким войскам в четвертом периоде войны требовалось чаще обороняться, нежели наступать.

Несмотря на все возражения в Генштабе, первая партия тяжелых танков «Тигр» была отправлена на завод фирмы Алкетт на переделку в САУ. На это повлиял, как ни странно, фюрер Третьего Рейха.

Описание конструкции «Штурмтигр»

«Штурмтигры» собраны на основе тяжелого танка «Тигр», поэтому обе машины имели идентичную компоновку. Изменению подверглись боевое отделение и лобовое бронирование. Экипаж составлял 5 человек. 4 из них перезаряжали бомбомет. Перезарядка RW-61 длилась 10 минут.

Нижняя часть корпуса машины по сравнению с базовым танком не подверглась изменению. Рубка собиралась из броневой стали и крепилась сверху боевого отделения.

Для погрузки 350 кг снарядов устанавливался специальный погрузочный кран.

Вид спереди

На «Штурмтигре» применяется следующее оборудования для связи и обзора:

  • Перископический наблюдательный прибор Sf14z и Pak ZEC-42;
  • Радиостанция FuG5 и переговорное устройство SE 10u.

В состав вооружения входят:

  • 380-мм реактивный бомбомет RW-61;
  • пулемет MG-34 калибра 7,92 мм.

В качестве силовой установки применяется 12-цилиндровый двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 650 л/с. В состав трансмиссии входит синхронизированная 8-ступенчатая КПП, связанная с маховиком двигателя карданным валом. Для поворота используется фрикционно-шестеренчатый механизм и дисковые тормоза. На штурмовом орудии установлены бортовые передачи, с разгруженным ведомым валом.

В ходовой части располагались 24 опорных катка, установленных на торсионной подвеске. Располагались опорные катки в шахматном порядке (так называемая схема Книпкампа).

Лобовое бронирование было толщиной 15 см, располагалось под большим наклоном. Это было сравнимо с броней тяжелого «Королевского Тигра» и давало выдержать удар любой противотанковой артиллерии.

Вид сбоку

Нижняя лобовая деталь имела толщину 10 см.

К ней с помощью болтов прикреплялась дополнительная 5 см бронеплита. Позже выяснилось, что данная бронеплита лишняя, так как расположенная под большим углом лобовая броня и без дополнительной защиты выдерживала огонь противотанковой артиллерии.

Технические характеристики «Штурмтигр»

  • Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.
  • Разработчик: Alkett
  • Годы разработки: 1943—1944 гг.
  • Годы производства: 1944—1945 гг.
  • Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.
  • Количество выпущенных, шт.: 18
  • Экипаж: 5 человек

Вес:

  • Боевая масса, т: 66

Габаритные размеры:

  • Длина корпуса, мм: 6280
  • Длина с пушкой вперед, мм: 6280
  • Ширина, мм: 3705
  • Высота, мм: 2850
  • Клиренс, мм: 485

Бронирование:

  • Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закаленная
  • Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°
  • Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°
  • Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°
  • Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°
  • Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°
  • Крыша корпуса, мм: 28
  • Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°
  • Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°
  • Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°
  • Крыша рубки, мм/град.: 40

Вооружение:

  • Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм
  • Тип пушки: Реактивный бомбомет
  • Длина ствола, калибров: 5,4 калибров
  • Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов
  • Углы ВН, град.: 0…+85°
  • Углы ГН, град.: ±10°
  • Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8
  • Пулеметы: 1 пулемет МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель:

  • Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объем 23 095 куб.см.
  • Мощность двигателя, л. с.: 650

Скорость:

  • Скорость по шоссе, км/ч: 38,2
  • Скорость по пересеченной местности, км/ч: 38,2

Общие:

  • Запас хода по шоссе, км: 100
  • Запас хода по пересеченной местности, км: 100
  • Удельная мощность, л. с./т: 10,6
  • Тип подвески: Индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18
  • Преодолеваемый подъем, град.: 36°
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,79
  • Преодолеваемый ров, м: 2,3
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2

Модификации

Серийные «Штурмтигры» модификаций не имели, однако ввиду практически поштучного выпуска, большинство выпущенных машин имели незначительные отличия, как технологического характера, так и вносившиеся с учетом опыта эксплуатации.

Боевое применение

Прототип первоначально отличался от серийных машин использованием в качестве базы «Тигра» средних, а не поздних выпусков, но уже к 1944 году и он был модернизирован до стандарта серийных машин.

Боевое применение «Штурмтигр»

Машины поступили на вооружение трех образовавшихся в 1944 году рот. Впервые «Штурмтигр» использовали в подавлении польского восстания в Варшаве, которое вспыхнуло в августе 1944 года. В дальнейшем участвуя в боях на Западном фронте, показали свои способности в поражении танков противника. Также имеются данные об уничтожении одним «Штурмтигром» трех танков армии союзников (одним выстрелом).

Есть неподтвержденные сведения, что «Штурмтигры» применяли также в отвлекающей операции «Северный ветер».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: