«Шмель-1» представляет собой беспилотный летательный аппарат малой дальности действия. Он был создан с целью ведения разведывательных действий в тактической глубине и для использования в народном хозяйстве.
Рассмотрим более подробно советский беспилотный летальный аппарат «Шмель-1», его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.
История создания
«Шмель-1» является беспилотным летательным аппаратом малой дальности действия. Его создали с целью ведения разведывательных действий в тактической глубине и для использования в народном хозяйстве.
Разработку мини-БПЛА начали инженеры из ОКБ имени А. Яковлева в 1982 году. Проект основывался на опыте боевого применения БПЛА в Израиле во время войны 1982 года. Самый первый БПЛА поднялся в небо через год после проектировки. В нем был ПД с мощностью 20 л.с. Всего предсерийных опытных моделей построили около 50 экземпляров – БПЛА «Пчела». Их использовали в качестве экспериментов, разведчиков, РЭБ и ретрансляторов. Практически все они снабжались посадочным пневматическим амортизационным устройством.
«Шмель-1» начали разрабатывать в 1985 году. Он имел большой размер, четырехопорное шасси. БПЛА «Шмель-1», оснащенный ИК и телевизионным оборудованием, приступил к испытаниям в 1989 году. А в 92-м начались испытания в варианте воздушной мишени.
«Шмель-1» послужил отличной базой для усовершенствованной модели «Пчела-1Т», которая внешне практически не отличается от нее.
Особенности конструкции БПЛА «Шмель-1»
В 1985 г. началась разработка БПЛА «Шмель-1» несколько больших размеров с четырехопорным шасси. Летные испытания БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащенном телевизионным и ИК оборудованием, начались в 1989 г. В 1992 г. начались испытания БПЛА в варианте воздушной мишени.
БПЛА «Шмель-1» аппарат многоразового применения, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с толкающим винтом в кольцевой насадке. Аппарат рассчитан на 10 применений. Старт — при помощи двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на шасси БМД-1. Способ посадки парашютно-амортизационный. Шасси четырехопорное, неубирающееся, способно выдержать вертикальную перегрузку 10.
Аппарат хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере.
БПЛА совместно с наземным оборудованием образует комплекс воздушного наблюдения «Стерх», в состав которого входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, БПЛА и передвижная станция технического обслуживания. Оснащен сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Телевизионная камера имеет переменный дистанционно изменяемый угол обзора (3 — 30 град.), поле наблюдения ИК датчика составляет 3,4 высоты полета. Разрешение тепловизионного датчика 3 мрад.
Устойчивость полета БПЛА обеспечивает автопилот, в состав которого входит вычислитель, компас, гировертикаль, датчики угловых скоростей и электроприводы управления элеронами, рулями высоты и направления, а также дроссельной заслонкой маршевого двигателя.
В состав наземной части комплекса входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, БПЛА и передвижная станция технического обслуживания.
Станция пуска и управления осуществляет автоматический предстартовый контроль, пуск (на каждой машине может перевозиться один контейнер с БПЛА), управление БПЛА, прием и отображение изображения местности на телевизионном экране в реальном масштабе времени. На видеоконтрольном устройстве, установленном на станции пуска и управления, отображается картина местности, наблюдаемая с борта БПЛА, а также наложенные на нее маршрут аппарата и его текущие координаты. Обеспечивается управление и прием информации с БПЛА, находящегося на удалении 60 км от станции пуска и управления. Возможно одновременное управление двумя БПЛА.
Технические характеристики БПЛА «Шмель-1»
Модификация | «Шмель-1» |
Размах крыла, м | 3,25 |
Длина, м | 2,78 |
Высота, м | 1,10 |
Масса, кг | 130 |
Тип двигателя | 1 ПД |
Мощность, л.с. | 1 х 32 |
Крейсерская скорость, км/ч | 140 |
Продолжительность полета,ч | 2 |
Практический потолок, м | 3000 |
Минимальная высота полета, м | 100 |