Советский бомбардировщик Т-60, обзор проекта

Самолет Т-60

Т-60 представляет собой проект сверхзвукового советского бомбардировщика среднего радиуса дальности, который представлял собой глубокую модернизацию Су-24. Работа над данным проектом началась в 1984 году.

Точных летно-технических характеристик нет, но предположительно бомбардировщик имел изменяемую геометрию крыла, плоский фюзеляж и два двигателя, имевшие управляемый вектор тяги. Т-60 был вооружен шестью ракетами Х-15, Х-55 и Х-101.

Советский бомбардировщик Т-60 должен был заменить Су-24 в Военно-воздушных силах Советского Союза.

История создания

В 1983 ОКБ им.А.Н.Туполева и им.П.О.Сухого получили требования на бомбардировщик средней дальности для замены Ту-22М. В ОКБ им.Сухого к этому времени уже велись работы по проекту Т-60, который помимо Ту-22М, должен был заменить Ту-16 и Су-24.

По свидетельству зам.генерального конструктора ОКБ им.Сухого О.С.Самойловича, М.П.Симонов, став в 1979 заместителем министра авиапрома, выдвинул идею, что проекты всех новых самолетов должны разрабатываться в ЦАГИ, а КБ обязаны реализовывать эти проекты. Такой проект под обозначением Т-60 с отчетом о проведении модельных испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ был передан в ОКБ им.Сухого в 1981 году, и КБ приступило к работе над ней (Главный конструктор Н. Черняков, ведущий конструктор отдела проектов В. Ф. Маров).

Схема самолета

Разработка эта почти полностью копировала проект самолета Т-4МС, за исключением двух новых и абсолютно абсурдных технических решений. Первое — это уборка поворотных консолей крыла полностью под фюзеляж без учета реальных деформаций крыла. Второе — это применение двигателя с изменяемой степенью двухконтурности на основе так называемого «двухтрубного» двигателя. И в данном случае глупость «лежала на поверхности», однако для высшего руководства все преподносилось как наш советский прорыв в области авиационной техники. Тем более, что такой двигатель был создан в КБ П. А. Колосова и прошел стендовые испытания. При этом не учитывались только два обстоятельства: как этот двигатель «впишется» в самолет, и какими будут выходные летно-технические характеристики. В результатах продувок модели самолета в трубах Т-106, Т-112 и Т-113, представленных ЦАГИ, также содержались серьезные ошибки. Тем не менее по Т-60С до распада СССР в 1991 г. велись полномасштабные проектные работы. Планировалось принятие самолета на вооружение к 2003 г.

Детали о Т-60С остаются неизвестны. Аналитики предполагают, что Т-60С проектируется скорее для скоростного высотного, чем для маловысотного полета. Крейсерская скорость 2М на большой высоте, использование радиопоглощающих материалов и малозаметной конструкции (Стелс), внутреннее размещение малозаметных КР большой дальности сделает Т-60С идеальным ударным самолетом средней дальности.

Хотя фотографии Т-60С недоступны, Петр Бутовский (российский корреспондент AIR International) уверен, что Т-60С, весящий около 80 тонн, будет иметь крыло с изменяемой стреловидностью, плоский несущий фюзеляж и 2 двигателя, оборудованные поворотными соплами. Воздухозаборники, по-видимому, будут установлены наверху, немного впереди корневой части крыла. Вооружение будет включать до шести КР Х-101, а также Х-55 / 65, свободнопадающие бомбы и высокоточное оружие.

В 90-х гг. проект находился в подвешенном состоянии из-за отсутствия средств. Согласно сообщениям, к 1998 г. Т-60С продолжал оставаться в стадии долговременного проектирования и по плану он мог бы быть принят на вооружение во втором десятилетии 21-го столетия. В то же время с 1994 начал успешно проходить испытания новый ударный самолет Су-34, который в перспективе заменит Су-24. А Ту-22М3 решено доработать до Ту-22М5 («245»)

В марте 2000 г. специалисты Военно-воздушных сил России приступили к подготовке заключения об итогах конкурса на разработку нового стратегического ударного авиационного комплекса. Об этом сообщили в Главном штабе ВВС.

Советский бомбардировщик Т-60

В конкурсе принимали участие Авиационный научно-технический комплекс имени Туполева, являющийся лидером в создании стратегических и дальних бомбардировщиков, а также ряд других российских авиационных фирм, специализирующихся на создании боевых самолетов.

Каждый из конкурсантов представил несколько проектов нового стратегического ударного авиационного комплекса, который должен будет впоследствии заменить находящиеся сегодня на вооружении бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. По оценке экспертов, с учетом имеющегося научно-технического задела реализовать подобный новый проект в металле можно будет не раньше, чем через 10-15 лет.

Победитель конкурса пока не объявлен. Так что, возможно, проект Т-60С будет иметь какое-то продолжение.

Конструкция самолета Т-60

Многие детали должны были быть заимствованы у самолета Т-4 и его модификаций, новшествами, которые предполагались внедрить, были несколько спорных решений: уборка консолей крыла под фюзеляж (без учета его реальных деформаций), применение двигателя с изменяемой степенью двухконтурности на основе так называемого «двухтрубного» двигателя.

Именно из-за этого технические работы по самолету затянулись, хотя и продолжались до конца существования СССР. Планировалось принятие самолета на вооружение к 2003 году. Другие факты о Т-60 неизвестны и поныне. Аналитики также предполагают что самолет разрабатывался с использованием стелс-технологии и создавался скорее для скоростного высотного полета.

Предполагаемое вооружение Т-60

Предположительно самолет Т-60 мог нести 6-8 крылатых ракет Х-55МС, Х-55, Х-101, Х-65, аэробаллистические ракеты Х-15П, Х-15, до 20 тонн авиабомб.

В полете

На пусковых многопозиционных установках МКУ6-172 барабанного типа можно было установить малогабаритные ракеты X-41.

Технические характеристики Т-60

Описание
Конструкция АООТ «ОКБ Сухого»
Обозначение Т-60С
Проект 1983-93
Тип Сверхзвуковой бомбардировщик средней дальности
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 40 (38)
Размах крыла, м 24
37
Высота самолета, м 10
Взлетный вес, кг 85000
Вес пустого, кг 32000
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ДТРДФ
Тяга двигателя (стартовая), кгс 2х 23500
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость, км/ч (М=) 2,04
Крейсерская скорость, км/ч (М=) 2,02
Дальность полета, км 6000
Дальность полета с макс. нагрузкой, км 2200
Высота полета, м 15000
Потолок, м 20000
Вооружение
Крылатые ракеты Х-55МС, -65, -101 (до 6-8)
Аэробаллистические ракеты Х-15П
Бомбовая нагрузка, т 20
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: