Советский самолет-разведчик Р-1 «Разведчик Первый», особенности и характеристики

Самолет-разведчик Р-1

Р-1 или «Разведчик Первый» является первым советским массовым самолетом. Он был создан Н. Н. Поликарповым в КБ завода № 1 на основе британского легкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A образца 1916 года. Свой первый полет самолет-разведчик Р-1 совершил летом 1924 года. Находился в эксплуатации с 1924 года по 1936 год.

Рассмотрим более подробно советский самолет-разведчик Р-1 «Разведчик Первый», его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

История создания

История этого самолета началась в 1916 г. В тот год английский летчик и конструктор Д. Де Хэвилленд создал многоцелевой самолет D.H.4, который быстро пошел в серийное производство в Англии и США, где их изготовили более 6000 машин. Затем был построен улучшенный вариант D.H.9, место пилота на нем было перенесено назад и ближе к стрелку, а носовая часть стала более обтекаемой. Установка на нем двигателя «Либерти» привела к появлению новой модели — D.H.9A.

Этот аппарат был признан одним из лучших фронтовых разведчиков и бомбардировщиков своего времени. В соответствии с союзническими договоренностями между Англией и Россией в 1917 г. на московский завод «Дуке» пришли чертежи D.H.4. для его производства по лицензии. Однако отсутствие двигателей и материалов затормозило дело. В ходе Гражданской войны к концу 1920 г. на вооружении Красной армии находилось более 20 самолетов D.H.4 и D.H.9, захваченных у противника. Завод «Дуке», переименованный в Государственный авиазавод № 1, на основе имеющихся чертежей и захваченных самолетов стал готовить документацию для постройки самолетов типа D.H.4. Задание было поручено начальнику Технического отдела завода Н.Н. Поликарпову.

Советский самолет-разведчик Р-1 «Разведчик Первый»

К 1923 г. на заводе было произведено 66 самолетов D.H.4. В начале 1923 г. на заводе был организован конструкторский отдел (КО), который возглавил Н.Н. Поликарпов. Первым его заданием стало изготовление рабочих чертежей D.H.9A с двигателем «Либерти». В феврале 1923 г. начальником КО назначили Д.П. Григоровича, но в 1924 г. Поликарпова возвратили на старую должность. Таким образом, оба конструктора были причастны к созданию самолета, впоследствии получившего обозначение Р-1.

Особенности конструкции Р-1

  • Фюзеляж представляет собой прямоугольную пространственную ферму из четырех продольных лонжеронов, соединенных стойками и подкосами. В хвостовой и средней частях ферма расчалена стальной проволокой. Фюзеляж состоит из трех отдельных частей: передней, средней и хвостовой, соединенных между собой стальными накладками на болтах. В передней части установлены винтомоторная установка и радиатор. В средней — масляный и главный бензиновый бани, кабины экипажа, вооружение, оборудование и приборы. Хвостовая часть несет на себе оперение и костыль. Два первых пролета фюзеляжа (от передней кабины) зашиты полотном, причем с правого борта его можно расшнуровать для осмотра. Два последних пролета со всех сторон имеют фанерную обшивку. Верхний обтекатель фюзеляжа составлен из трех частей и крепится к его верхней, средней и хвостовой частям. Спереди он закрыт съемными алюминиевыми капотами, средняя его часть обшита фанерой.
  • Коробка крыльев состоит из четырех консолей одинаковой площади. Жесткость коробки обеспечивается двумя парами стоек с обеих сторон и ленточными расчалками в плоскости верхних и нижних лонжеронов. Консоли верхнего крыла крепятся к центроплану. В нем размещен бензобак емкостью 33 л, откуда топливо самотеком поступает в двигатель. Верхнее и нижнее крылья одинаковые по конструкции и размерам. Оба лонжерона — коробчатые, деревянные. В пролетах от переднего лонжерона до передней кромки поставлены дополнительные носки нервюр, способствующие сохранению носовой части профиля.
  • Задняя кромка — сосновая, концевая дуга выгнута из ясеня. Стойки коробки из сосны, оклеены полотном, зашпаклеваны и закрашены.
  • Элероны — деревянные, с полотняной обшивкой. Они попарно подобны и отличаются лишь установкой расчалок. Характерной особенностью самолета является то, что элероны верхнего и нижнего крыльев соединены между собой не одной, а двумя расчалками. Рули и опере._ие также деревянные, с полотняной обшивкой. Стабилизатор с изменяемым углом установки.
  • Шасси из двух деревянных V-образных стоек. Их нижние узлы соединены распоркой, служащей обтекателем стальной трубчатой оси. В качестве амортизатора использован резиновый шнур 0 16 мм, намотанный на трубчатые поперечные оси и на трубчатые подкосы снизу. Вся система стоек и распорок представляет собой пирамиду, жесткость которой придают четыре ленты-расчалки, расположенные в плоскости передних и задних стоек. Пневматики (800 х 150 мм) надеты на стальные ободья. Спицы 0 3 мм расположены радиально, с перекрещиванием. В зимнее время самолет устанавливался на лыжи.
  • Мотор М-5, V-образный, двенадцатицилиндровый, жидкостного охлаждения. Его номинальная мощность при 1700 обмин — 400 л. с.
  • Лобовой радиатор для регулировки температуры воды в системе охлаждения снабжен жалюзи: его сосновые створки при повороте вокруг оси перекрывают одна другую. Оси створок имеют общую тягу, соединенную со специальным сектором в кабине летчика. Воздушный винт диаметром 2900 мм и шагом 2200 мм — деревянный, двухлопастный.
  • Вооружение состояло из синхронного пулемета, чаще всего ПВ-1, и турельного Тур-1 — «Льюиса» (позже спарки пулеметов ДА). Бомбы общим весом до 200 кг подвешивались на подкрыльевые бомбодержатели.

Схема самолета

Технические характеристики Р-1

Модификация   Р-1
Размах крыла, м   14.02
Длина, м   9.24
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   44.54
Масса, кг
  пустого самолета   1441
  нормальная взлетная   2191
Тип двигателя   1 ПД М-5
Мощность, л.с.   1 х 400
Максимальная скорость, км/ч   202
Крейсерская скорость, км/ч   176
Практическая дальность, км   700
Скороподъемность, м/мин   194
Практический потолок, м   4800
Экипаж, чел   2
Вооружение:   два-три 7.62-мм пулемета
легкие бомбы общим весом до 400 кг

Модификации

Самолеты-разведчики Р-1 стали основой целой серии модификаций. В частности, серийно выпускался его поплавковый вариант МР-1, выполнявший разведывательные функции в авиации флота.

В полете

Долгое время Р-1 оставался основным самолетом наших Военно-Воздушных Сил вплоть до появления более совершенного разведчика Р-5. Но и тогда Р-1 долго еще применялся и в качестве учебного, и переходного, и грузо-почтового самолета.

Боевое применение Р-1

  • 1923 — Гражданская война в Афганистане. Самолеты пилотировались советскими летчиками.
  • 1925 — Гражданская война в Китае. Закупленные в СССР самолеты использовались Гоминьданом. Самолеты пилотировались советскими летчиками.
  • 1925 — Персия. Закупленные в СССР самолеты использовались персидским правительством Реза-шаха против национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане, а позднее — при подавлении восстаний курдских, луристанских и прочих племен.
  • 1925 — операция по усмирению антисоветского восстания в Чечено-Ингушской АО.
  • 1928 — гражданская война в Афганистане. Самолеты, закупленные в начале 1920-х годов, использовались афганскими пилотами.
  • 1929 — Конфликт на КВЖД. Использовался советской стороной в качестве бомбардировщика, штурмовика, разведчика, связного.
  • 1932 — Использовался в подавлении Хубсугульского восстания 1929—1932 г. в Западной Монголии советскими и монгольcкими ВВС.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: