Бомбардировщик С-22 «Илья Муромец», подробный обзор

Самолет С-22 «Илья Муромец»

С-22 «Илья Муромец» представляет собой несколько серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов. Они выпускались на Русско-Балтийском вагонном заводе в Российской империи с 1914 года по 1919 год. Самолет С-22 «Илья Муромец» является первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком. На нем был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полета.

Самолет С-22 «Илья Муромец» совершил свой первый полет 23 декабря 1913. Рассмотрим более подробно бомбардировщик С-22 «Илья Муромец», его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и боевое применение.

История создания

Несмотря на все сложности в 1913 году «Гранд» взлетел, более того со своими рекордными характеристиками самолет удостоился всеобщего признания и почета. Но, увы, только как большая и сложная игрушка. 11 сентября 1913 года «Русский Витязь» пострадал при аварии самолета Габер-Влынского.

Случай был довольно курьезный. В полете у аэроплана «Меллер-II» отвалился двигатель, он упал на крыльевую коробку «Витязя» и полностью привел ее в негодность. Сам пилот при этом остался жив.

Несерьезность аварии усугублял тот момент, что разработчик потерпевшего аварию самолета Габер-Влынский был конкурентом И.И. Сикорского. Вроде как диверсия, но нет – простое стечение обстоятельств.

Бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»

Но полетами «Гранда» уже заинтересовалось Военное министерство. В том же 1913 году на Руссо-Балте приступили к строительству самолетов по образу и подобию «Гранда – Русского Витязя», но с некоторыми улучшениями, предложенными как Сикорским, так и его кураторами от армии.

В декабре 1913 года самолет С-22 «Илья Муромец» заводской номер №107 был выпущен из цехов завода.

После цикла испытаний в 1914 году был заключен контракт на поставку еще 10 машин этого типа для армейских воздухоплавательных рот.

Кроме этого машиной заинтересовались и на флоте, для российского императорского флота была выпущена одна машина на поплавковом шасси, ее оснастили более мощными двигателями «Сальмсон» в 200 л.с., против «Аргусов» 100-140 л.с. на сухопутных машинах.

Впоследствии машины неоднократно модернизировались, вводились новые типы и серии. Всего было выпущено около сотни машин различных типов. В том числе несколько бомбардировщиков «Илья Муромец» тип Е, уже после революции, из заготовленных ранее деталей.

Особенности конструкции С-22 «Илья Муромец»

Конструкция «Ильи Муромца» — четырехмоторный биплан. Крылья соединяли шесть соединительных стоек. Моторы располагались на нижнем крыле. Для доступа к двигателям, по нижним крыльям была проложена фанерная дорожка с проволочными перилами, дающая доступ к любому двигателю непосредственно во время полета. Во время боевого вылета возможность починить самолет в полете не раз спасала жизни самолету и его пилотам.

Оперение развитое, несущего типа. Имелось два стабилизатора и поворотные рули высоты. Для горизонтального маневрирования использовались три руля направления.

Модель самолета

Конструкционно стабилизатор и киль повторяли крыло, два коробчатых лонжерона и поперечный набор, с обтяжкой полотном.

Рули направления и глубины скелетная конструкция обтянутая полотном. Управление через систему тяг, тросов и качалок.

На самых первых самолетах устанавливали поршневые двигатели «Аргус» мощностью 100 л.с., впоследствии использовали «Аргусы» мощностью 125-140 л.с.

Впоследствии использовались «Сальмсоны» 135-200 л.с. и другие типы двигателей:

  • «Илья Муромец» типа Б, Киевский – «Аргус» и «Сальмсон»;
  • «Илья Муромец» типа В, облегченный – «Санбим», 150 л.с., хотя встречались и ранние двигатели;
  • «Илья Муромец» типа Г, с широким крылом – встречались все типы двигателей, как отечественного производства, так и закупленные за границей, мощность в среднем 150-160 л.с.;
  • «Илья Муромец» типа Д, тандемная установка «Санбинов» в 150 л.с.;
  • «Илья Муромец» типа Е, двигатели Рено в 220 л.с.

Бензобаки внешней установки подвешивались под верхнее крыло, над двигателем. Реже на фюзеляже, внутренних баков не было. Топливо подавалось самотеком.

Длина фюзеляжа машины достигала 19 метров, площадь крыльев — 200 м. кв.

Колеса шасси делались с резиновой шнуровой амортизацией и обшивались кожей. В наше время их бы назвали широкопрофильными.

Схема самолета

Особенностью самолета была закрытая кабина летчика. Так как  пилот не мог видеть, далеко ли до земли, кабину оборудовали приборами, революционными по тому времени. Помимо привычных всем компаса и четырех тахеометров, в кабине находились два высотомера и два измерителя воздушной скорости, соединенных с трубкой Пито (приемником воздушного давления). Также в кабине находился указатель скольжения — изогнутая стеклянная трубка с шариком внутри.

Тангаж можно было определить с помощью такого же приспособления с маркировкой углов на кабрирование и пикирование.

«Илья Муромец» по праву занимал первое место среди бомбардировщиков того времени. Немецкие бомбардировщики могли сбрасывать бомбы или иные поражающие элементы, выкидывая их из кабины, в то время «Муромец» к 1916 году имел электросбрасыватели и обрушивал на врага до 800 кг бомб различных калибров, вплоть до бомбы весом в 400 с лишним кг. Дальность полета и грузоподъемность самолета также улучшали боевые качества аэроплана.

Основное вооружение

В начале войны в планах было установить на самолет пушку, которую можно было применять против цеппелинов. Были проведены опыты, после чего от пушки отказались. Однако самолету нужна была защита. Если поначалу хватало личного оружия экипажа, то с прогрессом истребительной авиации противника на самолеты начали ставить пулеметы. Из-за этого выросло число членов экипажа. Появилась специальность воздушного стрелка.

В полете

Что касается основного вооружения — бомб, то самолет мог брать до 800 кг бомб. Но реальная масса бомбового вооружения была ниже, бомбардировщик брал на борт не более 500 кг бомб.

Технические характеристики С-22 «Илья Муромец»

Модификация   Илья Муромец   ИМ Киевский   Илья Муромец Е
Размах крыла, м
  верхнего   32.00   30.95    30.40
  нижнего   22.00   22.45    24.40
Длина, м   22.00   19.00    18.50
Высота, м
Площадь крыла, м2   182.00   150.00   190.00
Масса, кг
  пустого самолета   3800   3040   4200
  нормальная взлетная   5100   4650   6100
Тип двигателя   4 ПД Argus   2 ПД Argus + 2 ПД Argus   4 ПД Renault
Мощность, л.с.   4 х 100   2 х 140 + 2 х 125   4 х 220
Максимальная скорость , км/ч   95   100   137
Крейсерская скорость , км/ч   70   85   120
Практическая дальность, км   270   500   540
Продолжительность полета, ч   3.0   5.0   4.0
Максимальная скороподъемность, м/мин   40   67   100
Практический потолок, м   1500   3000   4000
Экипаж, чел   7   7    7
Вооружение:   до 4 пулеметов
до 400 кг бомб
 37 мм пушка Гочкиса, 2 пулемета «Максим», 2 ружья-пулемета «Мадсен» и 2 пистолета «Маузер».
и 240 кг бомб или
3 пулемета и до 400 кг
бомб
 7 пулеметов
до 520 кг бомб

Модификации

 «Илья Муромец Киевский»  (ИМ-Б Киевский, серия Б): первая серийная модификация. Название дано в честь перелета первой машины этой версии по маршруту Петербург-Киев 16-17 июня 1914 г.
Цельнодеревянный многостоечный биплан с полотняной обшивкой. Двигатели «Аргус» (2 по 140 и 2 по 125 л.с.) или «Сальмсон» (2 по 200 и 2 по 135 л.с.). Экипаж 4 человека. Вооружение изначально не устанавливалось. Построено 6 экземпляров: 2-е «Аргусами» и 4 — с «Сальмсонами». ИМ-Б применялись главным образом в качестве учебных до середины 1915 года.
 «Илья Муромец» серии В  (ИМ-В, облегченный боевой, узкокрылый): самолет несколько уменьшенных размеров и массы, лучше приспособленный для боевого применения. Бензобаки перенесены на крышу фюзеляжа. Увеличена площадь остекления кабины. Вооружение: 1-2 пулемета различных типов на шкворневых установках в надфюзеляжном вырезе верхнего крыла между бензобаками. Иногда в полет брали ручной пулемет для стрельбы через окна в фюзеляже. Экипаж: 4 человека. В 1914-1915 годах построено свыше 30 экземпляров ИМ-В, большинство из которых оснащалось четырьмя двигателями «Санбим» по 150 л.с. каждый. Известны и другие варианты: 4 «Аргуса» по 140 л.с., 4 РБВЗ-6 по 150 л.с., 2 «Сальмсона» по 200 л.с., 2 «Санбима» по 225 л.с. Двухмоторные «Муромцы» по характеристикам уступали четырехмоторным и считались учебными. Бомбовая нагрузка ИМ-В достигала 500 кг.
 «Илья Муромец» серии Г  (ИМ-Г, ширококрылый): выпускался с декабря 1915 года. От серии «В» отличался более крупными размерами, шириной (хордой) крыльев, усиленным стрелковым вооружением, а также — увеличенным до 6 человек экипажем. Применялись разные типы моторов в различных комбинациях: «Санбимы» по 150 или 160 л.с., «Аргусы» по 125 или 140 л.с., РБВЗ-6 по 150 л.с., «Бердморы» по 160 л.с. и «Рено» по 220 л.с. В зависимости от мощности двигателей летные характеристики заметно варьировались. Самолеты с моторами РБВЗ назывались «Руссобалты», а с двигателями «Рено» — «Ренобалты». Серия «Г» выпускалась с 1916 по 1918 год и включала в себя несколько субмодификаций:
Г-1 (ИМ-Г-1): переходная модель, очень похожая на самолеты серии «В». Отличалась лишь менее развитыми элеронами.
Г-2 (усиленный, ширококрылый): от предыдущих модификаций отличался прежде всего мощным защитным вооружением. В хвостовой законцовке фюзеляжа — кабина стрелка со шкворневой установкой пулемета «Льюис». Еще два пулемета на стрелковой площадке в вырезе верхнего крыла (или в люковой установке на крыше фюзеляжа за крылом) и по одному — в окнах фюзеляжа. В целом вооружение обеспечивало почти сферический обстрел, но при этом бомбовая нагрузка сократилась до 170-180 кг, что было слишком мало для столь крупной машины. Построено 8 самолетов серии Г-2.
Г-3: наиболее хорошо вооруженная модификация «Муромца». К пяти пулеметам, установленным на Г-2, добавлен еще один в нижней люковой установке. Усилен каркас фюзеляжа и крыльев, введены некоторые изменения в бензосистему и систему управления. Бомбовая нагрузка — 190 кг. До революции выпущено 8 экземпляров.
Г-4: то же, что и Г-3, но запас прочности силового набора увеличен с 3,5-кратного до 4,5-кратного. Весной-летом 1917-го построено около 10 штук.
 «Илья Муромец» серии Д  (ДИМ): машина значительно меньших размеров, чем все прочие модификации «Муромцев». Носовая часть фюзеляжа полностью остеклена. Двигатели — 4 «Санбима» по 150 л.с. в двух тандемах. Эффективность тандемных силовых установок оказалась низкой, а летные характеристики самолета — неудовлетворительными. Построено 3 экземпляра.
 «Илья Муромец» серии Е  (ИМ-Е): последняя и самая крупная модификация бомбардировщика. Двигатели «Рено» по 220 л.с. Остекление кабины — по типу ДИМ. Вооружение — до 8 пулеметов: 2 «Вик-керса», 2 «Льюиса» и 3 «Мадсена». Экипаж — 7-8 человек. В 1917 году успели построить и отправить на фронт только 3 экземпляра ИМ-Е. Еще несколько было собрано в 1918 году из дореволюционного задела.

Боевое применение С-22 «Илья Муромец»

Первый вылет для бомбардировщика «Илья Муромец» сложился не совсем удачно. 15.02.1915 года «муромец» тип В, серийный №150 совершил свой первый вылет, но легшая в тот день шапка облачности помешала выполнению задачи и экипаж был вынужден вернутся на аэродром базирования.

Но уже 15, самолет выполнил свой второй боевой вылет, нужно было найти и уничтожить переправу на реке Висла, у города Плоцк. Но экипаж не смог найти переправу и поэтому просто отбомбился по позициям противника. С этого момента и можно считать карьеру бомбардировщика.

5 июля этого же года, самолет провел первый воздушный бой с истребителями противника. В результате «Муромец» был поврежден и совершил вынужденную посадку. Но при этом он показал и свою живучесть. Самолет дотянул до места посадки на 2-х моторах из четырех.

С-22 «Илья Муромец» в небе

19 марта 1916 года, «Илья Муромец» снова вступил в воздушный бой, на этот раз удача была на стороне русского экипажа. Пулеметным огнем был сбит один из атаковавших «Фоккеров», погиб гауптман фон Маккензен, сын генерала фон Маккензена, командира 9 армии.

И таких боев были десятки, стороны несли потери, но, тем не менее, русский самолет неизменно дотягивал до своих.

Его высочайшая живучесть и мощное вооружение давало шанс экипажу и на выживание, и на победу.

Эскадра воздушных кораблей активно и героически воевала до октября 1917 года, но разлад, творившийся в обществе и государстве, сказался и на этом элитном и боеспособном подразделении.

Постепенно распустились нижние чины, прекратился ремонт поврежденных, выходили из строя исправные самолеты. А митинги и разброд продолжались.

В начале 1919 года эскадры военных кораблей практически уже не существовало, самолеты сгнили, деревянные части отсырели, полотно было порвано. Двигатели и механика пришла в негодность.

Экипаж самолета

Оставшиеся единичные самолеты участвовали в боях на Южном фронте в составе АГОН – авиагруппа особого назначения.

Вообще история ВВС России в боях Гражданской войны тема отдельного исследования, тем не менее, стоит заметить, что самолеты, как со стороны Красной армии, так и со стороны Белого движения не раз отличились в боях, совершая вылеты в сложных метеорологических условиях и участвуя в боях на изношенных и ненадежных машинах.

Гражданская служба

После победы в Гражданской войне выяснилось, что существующий авиапарк, включая и самолеты Сикорского крайне изношен, и практически не может выполнять свои функции.

По этой причине самолеты «Илья Муромец» перевели в гражданскую авиацию. Весной 1921 года была открыта первая регулярная пассажирская линия «Москва-Харьков», для ее обслуживания выделили 6 бывших бомбардировщиков, разделенных на два отряда, один отряд обслуживал линию до Орла, который был точкой пересадки.

Самолеты совершали 2-3 рейса в неделю, больше не позволяли изношенные двигатели и планер. Но уже в середине 1922 года отряд был расформирован, а самолеты разобраны.

На сегодняшний день не сохранилось ни одного самолета «Илья Муромец». Конструкция из дерева и полотна плохо переносит бег времени.

Вид снизу

Для Игоря Ивановича Сикорского этот самолет стал первой ступенью в карьере, которая продолжилась не в нашей стране и не в этом направлении, но, тем не менее, это был первый, уверенный и широкий шаг вперед.

Впоследствии во время командировки во Францию, осматривая чертежи и результаты продувки в аэродинамической трубе самолета IK-5 «Икарус», Сикорский, наверное, вспоминал и своего любимца, ширококрылого «Илью».

«Илья Муромец» навечно запечатлен в памяти народной, и в истории авиации. Первый бомбардировщик, первый серийный многомоторный самолет.

Достоинства и недостатки С-22 «Илья Муромец»

«Илья Муромец» был передовым самолетом в 1914 году. Огромная по тем временам бомбовая нагрузка, большой радиус действия, мощное оборонительное вооружение и устойчивость к повреждениям в бою – вот достоинства бомбардировщика.

К сожалению, много у самолета и недостатков. Первый и самый главный – разносортица двигателей. Начатое производство с немецкими моторами с началом войны прекратилось. Германия двигатели не поставляла. Попытки поставить французские и английские двигатели привели к снижению бомбовой нагрузки и остальных летных характеристик самолета. Частые технические поломки сопровождали эту модель. Из-за этого много бортов было повреждено при посадке или встало на прикол из-за отсутствия ремонта. Поэтому к концу войны самолеты использовались в основном в качестве огромного разведчика. Бомбовую нагрузку на маломощных движках самолет тянуть не мог.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: